Участие в Х (юбилейных) Забайкальских педагогических чтениях, посвященных 200 – летию со дня рождения К.Д. Ушинского и «Году педагога и наставника в России» на базе МАДОУ №13
Тема выступления «Экологическое образование дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казанова Мария Викторовна
Воспитатель
МАДОУ детский сад№16 «Дюймовочка»
РФ, г. Краснокаменск, Забайкальский край
«Экологическое образование дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада»
Аннотация: В Условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Данная статья предназначена в первую очередь для воспитателей младших групп, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, прогулка, знакомство, экскурсия, наблюдения, природа. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными беседы, наблюдения, игры, эксперименты.
В младшей группе детского сада для знакомства детей с природой мы используем прогулку. По характеру содержания наблюдения на прогулке могут быть кратковременными и длительными. Поэтому необходимо обеспечить повторяемость наблюдений. Это необходимо для усвоения и расширения имеющегося опыта, выявления новых
качественных особенностей у объектов и явлений природы. В
связи с этим, в течение каждого сезона года необходимо провести 2 наблюдения за каждым объектом природы, объединяя их в циклы (начало сезона – конец сезона). Количество и разнообразие природных и социокультурных объектов определяется условиями, имеющимися на участке группы и участке детского сада в целом. Сезонные циклы наблюдений можно совмещать с циклами наблюдений за растениями и животными в уголке природы, проводя сравнительный анализ – как живется растениям и животным в группе и на улице.
Изменения в природе в разные сезоны года позволят разнообразить содержание наблюдений, а использование во время наблюдений разнообразных методов и приемов позволит учитывать возраст детей, разнообразить одни и те же темы и сделать их интересными для детей.
В младших группах циклы необходимы для расширения представлений детей о природе и жизни людей, накопления эмоционально-чувственного и речевого опыта [3].
Прогулка имеет огромное значение: она обеспечивают общение детей с природой в разные сезоны. В зимнее время можно устроить катание кукол на санках. Пригласить на прогулку зайчика, лисичку, волка, сюрпризный момент. «Замораживание цветной воды», вынести на мороз разные ёмкости, налить в них разноцветной воды и заморозить, а после украсить ледяными фигурами прогулочный участок.
Весной узнать «Чем пахнут почки» растереть почки, объяснить, что почки пахнут смолой, она защищает листья от мороза. Понаблюдать за весенними дождинками. За цветением плодовых деревьев. Устроить прогулку на огород. Познакомиться с перелетными птицами.
Летом целесообразно развивать наблюдательность, для этого можно установить надувной бассейн. В жаркий солнечный день пустить кораблики, веточки, камушки. Провести игру «Тонет-плавает». Можно по экспериментировать. «Куда исчезла лужица?». Показать детям, как губка впитала воду. Ёмкость с водой оставить в тени, а другую емкость оставить на солнышке, в конце прогулки отметить что на солнце вода нагрелась, а в тени стала прохладней. «Разноцветная водичка». Окрасить воду в различные цвета. «Температура предметов на солнце и в тени». «Нагревание воды» Осенью привлечь детей и родителей к совместной уборке листьев. Немаловажную роль играет красиво украшенный участок. Такой участок вызывает у детей эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. В зависимости от сезона можно украшать участок, флажками, вертушками, цветами, снежинками, льдинками, игрушками.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Во время наблюдений постепенно приобщаем детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказываем о жизни растений и животных [2].
На прогулках, экскурсиях дети учатся не только видеть красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: “не сори”, “не шуми”, “не губи”. Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком (сад, огород), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Очень важно в этот период не дать угаснуть этому стремлению, а способствовать его дальнейшему развитию [1].
Таким образом, знакомя детей с природой, воспитатель формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Во время прогулок в природу всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни.
Литература:
1.С. Н. Николаева «Юный эколог» программа М., 2016 г. 1,1
2.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.1.2
3.Н.Г.Лаврентьева «Парциальная программа экологического направления «Лучики» 1.3