Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования
В статье раскрываются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования. Особое место здесь занимает интеграция общего и дополнительного образования, которые приобретают черты как формального, так и неформального образования. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina-tsvetnova_5.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сетевое взаимодействие организаций
общего и дополнительного образования
Никитина А.Г.
педагог дополнительного образования,
Цветнова Н.С..
концертмейстер
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Сегодня в системе образования появляются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования.
Особое место здесь занимает интеграция общего и дополнительного образования, которые приобретают черты как формального, так и неформального образования. При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований к образовательным результатам. Вместе с тем можно отметить, что потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка, в достижении как предметных, так и личностных и метапредметных результатов. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие.
Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста). Актуальность для системы образования совершенствования практики сетевого взаимодействия в деятельность определяется следующими факторами: проведение быстрыми темпами реформы образования; предъявление новых требований к качеству образования, которое невозможно обеспечить в рамках одного образовательного учреждения; ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения [1].
В отличие от правильно организованной системы, для сетевого образования характерны неоднородность, неправильность, сложность. Основу сети составляют не унифицированные образовательные учреждения и не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы. Сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы, в ней несравнимо быстрее, чем в традиционной системе распространяются инновации. Сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы [2].
Анализ сегодняшнего состояния системы российского образования показывает, что главным инструментом, обеспечивающим успешность и эффективность проектируемых изменений, должна стать поддерживаемая на государственном уровне практика формирования новых социальных отношений участников образовательного процесса. С социально-правовой точки зрения, эта практика будет успешна только в рамках общественного договора о целях, задачах, содержании и условиях реализации образовательного процесса, участниками которого должны стать все государственные и гражданские институты, напрямую и опосредованно имеющие отношение к образованию. При этом, сетевое взаимодействие в системе образования сегодня рассматривается не только в рамках реализации ФГОС ООО (в части профильного обучения и внеурочной деятельности), но и в более широком аспекте совершенствования деятельности образовательных организаций.
Анализируя процессы, происходящие в современной системе образования, мы выделили следующие системные характеристики совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования: сетевые партнеры, задачи, образовательные программы, способы (методы, приемы) деятельности, комплекс условий, результаты сетевого взаимодействия.
Расширяется перечень сетевых партнеров из числа учреждений общего, дополнительного или профессионального образования, учреждений других ведомств, а также государственно-частного партнерства и их роль в рамках сетевого взаимодействия. Можно выделит следующих партнеров по сети:
– региональные и муниципальные органы управления образованием (Министерства, департаменты и др.) – реализация целевых программ органов исполнительной власти, социально культурных проектов, направленных на создание социального благополучия населения, участие в работе портала, ведение электронной база учета детей, ведение электронного портфолио педагога, организация социальных практик для подростков и молодежи;
– учреждения общего образования – реализация программ дополнительного образования детей, исследовательских проектов; создание совместных досугово – образовательных программ; кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); организация учебно-исследовательской деятельности и работа с интеллектуально одаренными детьми; проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты); организация занятости учащихся школы;
– дошкольные образовательные учреждения – проведение акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.;
– учреждения дополнительного образования – организация совместной образовательной деятельности; взаимообучение специалистов, обмен опытом; методическая поддержка и сопровождение программ ДОД; предпрофильное обучение;
– учреждения высшего профессионального образование – организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся; их профессиональная ориентация; предпрофильная подготовка и профильное обучение; практика студентов вузов, повышение квалификации педагогов;
– учреждения дополнительного профессионального образования – повышение квалификации педагогов, организация конкурсов профессионального мастерства;
– управления культуры – совместная социокультурная, досуговая деятельность, использование ресурсов учреждений культуры для расширения профессионального и личностного выбора обучающихся;
– управления по делам молодежи – организация профориентации, трудоустройства подростков и молодежи; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи (акции, митинги, дни различные фестивали, конкурсы и др.); социально-психологическая помощь молодежи, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде (диагностическая, просветительская деятельность профилактической направленности, молодежные акции); организация досуга подростков и молодежи (проекты, конкурсы, акции, направленные на выявление юных дарований, ярких талантов и стимулирование их творческих стремлений);
– управления по физической культуре, спорту и туризму – совместное проведение соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий; поддержка и развитие спортивных коллективов УДОД; выявление одаренных в спорте обучающихся; формирование здорового образа жизни детей и молодежи;
– управления внутренних дел – профилактика правонарушений; участие в городских операциях, акциях и рейдах;
– отделы по делам несовершеннолетних – выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; совместное проведение акций, «операций», рейдов в вечернее время; участие в организации и проведении встреч, лекций, родительских собраний; осуществление мер по защите законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям; контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних;
– центры по профилактике дорожного травматизма – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; пропаганда безопасности дорожного движения; проведение, акций, бесед по ПДД; проведение конкурсов ПДД;
– организации, осуществляющие информационное обеспечение – информационная поддержка; трансляция web-конференций, концертов, мероприятий; техническое оснащение учреждения интернет-ресурсами и возможностями;
– средства массовой информации – информационная поддержка деятельности; участие в конкурсах и спортивных соревнованиях, организованных СМИ;
– общественные организации и фонды – организация совместных мероприятий; национальных конкурсов, семинаров для педагогов, членов ассоциации;
– городские музеи – организация совместных мероприятий, конкурсов, выставок; ведение работы краеведческой направленности; организация и проведение экскурсий;
– Центры занятости населения – совместные мероприятия по профессиональной ориентации подростков; содействие трудовому устройству подростков
– отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы и фонды для организации культурно-просветительских и художественно-эстетических мероприятий, повышения их качества;
– промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса – разработка и реализация целевых программ (предпрофильных, досуговых, экскурсионных), способствующих формированию корпоративной политики предприятий и укрепление корпоративной культуры работников предприятий, получение финансово-экономической помощи от предприятий;
– родительская общественность – работа родительских комитетов и объединений, вечера-встречи с интересными людьми; традиционные и тематические мероприятия в течение года: творческие концерты и гастрольные туры, вечера отдыха; организация и выпуск родительской газеты и др.
В современной практике сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:
– анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
– повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;
– обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
– расширение круга общения обучающихся, направленного на получение ими социального опыта формирования их мировоззрения;
– расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;
– объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства;
– совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами;
– обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей;
– совершенствование содержательного детского досуга в соответствии с актуальными запросами детей, родителей, социума;
– мотивирование детей на участие в социальных практиках через сетевое взаимодействие;
– организация творческого взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами;
– создание материальной и методической базы учреждения дополнительного образования как ресурсного центра при сетевом взаимодействии;
– разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования конкретного общеобразовательного учреждения; создание системы информирования общественности об ассортименте внеурочных видов деятельности предлагаемых учреждением дополнительного образования.
Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия:
– в работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, обмен опытом. К методам обучения относятся: исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции. При проведении занятий используются игровые, проектные, социальные педагогические технологии, технологии детского самоуправления, технологии детских коллективных дел, фестивальные, спортивные, технические и технологические организационные процедуры, а также массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.);
– в работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.
Для реализации программ сетевого взаимодействия должен быть создан комплекс необходимых условий:
– организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;
– финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг.
– материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
– кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;
– нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия;
– информационные условия: информационная поддержка сети интернет, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет, предоставление информации на сайтах;
– мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес), преодоление стереотипов профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала администрации, педагогов;
– научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.
Проведенный анализ позволил выявить следующие результаты совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:
– активная занятость ребенка во второй половине дня, вовлечение детей в социально культурную, социально значимую, проектную деятельность;
– положительный опыт взаимодействия общеобразовательных учреждений с УДОД;
– укрепление имиджа и расширение контактов образовательных учреждений;
– объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов образовательной деятельности;
– частичное обновление материально-технической базы контактов образовательных учреждений;
– разработка новых образовательных программ и педагогических технологий, в том числе и профильного обучения, внеурочной деятельности;
– приобретение опыта обучающих семинаров на базе социальных партнеров;
– обеспечение наполняемости образовательных объединений дополнительного образования детей;
– повышение качества информационного обслуживания учащихся, педагогов, родителей и других участников сетевого взаимодействия;
– создание механизма общественной экспертизы результатов сетевого взаимодействия;
– формирование комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по самым разным социальным, спортивным, культурным направлениям;
– создание условий для стимулирование инновационной деятельности;
– повышение уровня квалификации педагогов;
– улучшение финансовое обеспечение образовательного процесса за счет оптимизации финансовых ресурсов, спонсорской помощи;
– удовлетворенность социума качеством образовательных услуг;
– повышение доступности дополнительного образования для детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, привлечение к занятиям детей, по различным причинам не посещающих занятия вне школы;
– развитие системы дополнительного образования в целом.
Проведенный нами анализ позволил выявить следующие проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:
– проблемы материально-технического и технологического обеспечения – недостаточное оснащение учебных аудиторий необходимым учебным оборудованием, ТСО, информационной техникой, низкая скорость Интернет и др.;
– нехватка кадров и недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети – непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками, недостаточное освоение ИКТ;
– неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети и степень ответственности за результаты образования, жесткость требований, предъявляемых существующими нормативными документами при организации сетевых мероприятий;
– недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом, что существенно расширяло бы продуктивность сетевого взаимодействия;
– привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;
– опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг;
– потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений, неготовность администрации школ и учителей к пониманию особой роли дополнительного образования в личностном развитии ребенка;
– сопротивление изменениям как со стороны образовательных организаций, так и со стороны общественности;
– низкая платежеспособность населения.
Вместе с тем, при внедрении механизма сетевого взаимодействия в образовательную деятельность, происходит принципиальное изменение в понимании организации системы образования. Сетевое взаимодействие сегодня все более рассматривается как партнерство, как катализатор положительных социальных перемен и стабильного развития, как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, теряет свою повторяемость, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства.
Литература
1. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
2. Цирульников, А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети / А. М. Цирульников // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 45.