"Человек в зеркале наук. Вглядываясь в себя"
В статье проводится анализ научных взглядов на эволюцию человека и воспитание социальной ответственности в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovekv_zerkale_nauk.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек в зеркале наук»
(«В себя, как в зеркало, смотрюсь»)
«Человек должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена».
Фридрих Энгельс
Проблема Человека, его сущности и существования в материальном и духовном, нравственных аспектах его развития и предназначения, его будущего – самая основная из всех, когда-либо встававших перед человечеством. Здесь еще очень много сложных и нерешенных вопросов, в том числе и социально-философских, требующих размышления и анализа.
Сегодня, как никогда ранее, человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя. Перед ним стоит проблема сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды – социальным и природным, то есть, проблема выживания. Решается она всеми нами по-разному. Издавна известны различные религиозные учения, школы, течения и отдельные индивидуальные взгляды. Их существование и воздействие на психику людей закономерно и неоспоримо. Но нет пока желанного единства, гармоничного синтеза с наукой. Не учитываются и не принимаются во внимание (до сих пор!) данные психологии, социологии, валеологии. И в результате возникла смертельная угроза биологическому существованию и социальному развитию самого рода человеческого. В этих условиях особенно остро встает вопрос о формировании у людей социальной ответственности, ответственности за все, что происходит на нашей планете, в нашей стране.
«Ответственность – удел не только лидеров наших стран, не только тех, кто был назначен или избран на определенный пост. Ответственность – личный удел каждого из нас… Мир начинается в наших душах. Обретя внутренний мир, мы обретаем способность жить в мире с теми, кто вокруг нас», - писал и говорил еще в 1989 году далай-лама (Осло, Нобелевская лекция). В беседе с корреспондентами далай-лама так же сказал о том, что мир стремительно съеживается, уменьшается в размерах. Заботясь исключительно о себе, мы вредим себе! С каждым годом это становится все яснее. Собственно, не остается выбора: чтобы выжить, мы должны развить в себе чувство, которое можно назвать чувством всеобщей ответственности. Именно этого чувства так недостает всем нам, как недостает и других положительных человеческих качеств.
Мы живем в очень нелегкую эпоху, которую московский философ
В.А. Кутырев назвал «пост-человеческой». Сложности в экономике, дефицит бюджета (как бы нас не уверяли, что уже все в порядке), дефицит человечности, доброты. И вот в этих антигуманных, стрессовых условиях мы должны постараться воспитать наших детей настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, умными и знающими, и, по возможности, здоровыми. Здоровыми и физически, и нравственно. Конечно, исходя из нынешних шоковых условий, многим покажется, что это сделать невозможно. Но это не так! Как раз сейчас, в это трудное и для страны в целом, и для каждой конкретной семьи время, предоставляются уникальные возможности для развития силы духа, ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
В наших силах свести до минимума неблагоприятные воздействия окружающей среды. Мы в силах помочь и самим себе, и научить наших детей жить в согласии и гармонии с природой и со своим сознанием. Именно с сознания и нужно начинать. Нужно заставить мозг «работать на себя», вытащить себя из «болота», подобно барону Мюнхгаузену.
У каждого живого существа есть встроенная «система наведения», помогающая жить. Мозг сам находит ответы. Запас интеллекта неограничен! Помните об этом и не мешайте ему! Не бередите старые раны, игнорируйте неудачи. Трудно, но можно. И нужно, потому что только в этом путь к спасению – в позитивном мышлении. Гоните прочь дурные мысли. Расслабьтесь. Механизм успеха работает на вас! Помните, что радость подобна лекарству. Ощущение счастья – исконное свойство человеческого мозга, его физической машины. Когда мы счастливы, то мыслим лучше, работаем успешнее, воспринимаем все острее и чувствуем себя более здоровыми. «Счастливые люди никогда не мошенничают» - гласит голландская пословица, имеющая под собой вполне научную основу. Счастье – это просто настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли. Ощущение счастья – это состояние психики, склад ума, ставший привычкой. И если такую привычку не выработать, можно счастья так и не изведать. Это ощущение нельзя связывать с решением каких-то внешних проблем. Когда устраняется одна проблема, ей на смену немедленно приходит другая. Ведь вся наша жизнь – цепь проблем. Если вы хотите быть счастливым, вы должны им быть без всяких «если» и «когда».
«Большинство людей счастливы настолько, насколько они сами решили быть счастливыми» - сказал Авраам Линкольн. Ощущения счастья вызывают не объекты, а идеи, мысли, взгляды, которые человек может сам генерировать, развивать независимо от окружающих условий. Именно в этом и заключаются уникальные возможности нынешнего периода. Усвоив привычку быть счастливым, вы становитесь хозяином положения, а не рабом. Научитесь пользоваться своим творческим Механизмом Успеха, Радости и Счастья. Именно это было заложено в нашу природу, а вовсе не страдания, как представляют себе некоторые из нас. Сознание многих не хочет признавать эту Истину. Но Истина в конце концов восторжествует. И гусеница превратится в прекрасную бабочку. А Хомо сапиенс – в новый, прекрасный вид – Человек счастливый. Мы сейчас стоим как раз на пороге такого превращения. Впереди еще много этапов на этом нелегком, но таком интересном и прекрасном пути.
Существует связь в цепочке: мысль – желание – поступки. От этого и нужно отталкиваться в воспитании и любой другой деятельности. В этом ряду мысль поставлена на первое место. Так оно и есть! Это могучий рычаг, двигатель всего на Земле! И эта энергия ни с чем не сравнима. Психическая энергия пока еще мало изучена, но не принимать ее во внимание крайне неосмотрительно! Ведь если мы не воспринимаем чего-то нашими органами чувств, то это не значит, что явления не существует.
Всем известно: слово может ранить, повергнуть в отчаяние, вызвать настоящую болезнь, но оно способно и врачевать, залечивать душевные раны. На этом базируется вся современная психотерапия. Слово может стать подлинным лекарством не только для души, но и для тела. Лекарством, которое превосходит все известные ныне медикаменты. И здесь нет никакой мистики или чуда. Все основано на строгой науке, на учении И.П. Павлова о речи, как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме.
Вообще, у нас есть достаточно материалов и литературы о колоссальных возможностях человека. Нужно только выбрать, что вам ближе, понятнее, интереснее. И строить свою жизнь именно на базе этого. Построить собственную систему оздоровления (и омоложения в том числе!). Но нельзя забывать и о уже существующем опыте.
Психологи и ученые изучают сейчас взаимодействие тела и мозга. Они говорят на разных языках, часто не понимают друг друга, вредят друг другу.
От этой несогласованности – все наши беды. И экономические, и политические, и духовные. К сожалению, забыли многие достижения и знания древних. Существовала целая наука - Человекознание. Современная психология является ее частью.
Но не все потеряно! Сохранились сведения о травах, лечениях ваннами, запахами, массажем. Выяснилось, что все это очень сильно воздействует на психику. Довольно значительное место в нашей жизни занимает ритм, музыка. Прежде чем познать окружающий мир, человек должен познать себя. В храме Апполона высечено: «Человек, познай себя, тогда ты познаешь Вселенную и Бога». Чаще идут от обратного, познают сначала окружающее. Но без этого тоже нельзя, как выяснилось. Вот такие противоречивые выводы и постулаты!
Настала пора внести коррекции в наше развитие. И сделать это должны мы сами.
Теперь снова идет процесс сближения науки и религии. Обнаруживаются новые морально-этические учения о Человеке и Космосе, органично соединяющие народную мудрость с новейшими достижениями науки, нравственные правила и рекомендации по поддержанию духовного и физического здоровья.
Наиболее ценными в человеке долгое время считался интеллект, но существует и интуитивное знание, чувствознание. Именно им нужно открыть дорогу, впустить в свое сердце. Понять, наконец, что же такое Человек и куда он идет. Сделать это должен каждый самостоятельно. Никто за нас не пройдет этот путь. Быть внимательным к самому себе, наблюдать, запоминать, учиться согласовывать желания и цели мозга и тела.
Повторюсь еще раз: если мы чего-то не воспринимаем нашими органами чувств, то это не значит, что явления не существуют. Поэтому нужно собраться и всем вместе помочь друг другу. «Никто не знает так много, как все мы вместе» - написано на ратуше в Дании. Не оставлять без внимания информацию о самом себе, о Человеке. Просвещать детей в доступной для них форме, они многое способны понять.
Последнее время богато интересными событиями, выпущено много книг о языке жестов, ароматерапии, цветотерапии, ландшафтотерапии и др. Все это нужно изучать, потому что эти проявления ведут нас по жизни, влекут за собой, воспитывают душу, лечат тело.
Следует напомнить о трудности нынешнего периода, периода болезненной ломки и перестройки нашего сознания, настроя на позитивный образ мышления. Если мы действительно заинтересуемся глубинами человеческой психики, да еще привлечем к этому внимание детей, подростков, расскажем им о психической энергии – можем считать, что свою задачу и предназначение наше поколение выполнило.
А чтобы это стало реальностью, всем нам нужен социально-педагогический ликбез и психотренинг. Не только для себя – для того, чтобы вновь не «заморозить» будущую жизнь.
Читаем, наблюдаем, накапливаем опыт, делаем выводы.
И - до новых встреч на страницах умных книг (и особенно, между строк).
Список литературы:
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л., ЛГУ,2001;
2.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука,2001;
3.Бирюков А. Как мыслить позитивно.
4.Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996;
5.Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня.-М.,1999;
6.Кон И.С. В поисках самого себя. Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984;
7.Человек в зеркале наук. Межвузовский сборник под ред. А.О.Бороноева, Л., ЛГУ, 1991.