«Играя - увлекаем, увлекая – воспитываем или как организовать досуг детей в летнем городском оздоровительном лагере»
Статья отражает опыт работы ДДТ Петродворцового района по включению и реализации задач федеральных проектов по организации летнего отдыха учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igraya_-_uvlekaem_.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Играя - увлекаем, увлекая – воспитываем
или как организовать досуг детей в летнем городском оздоровительном лагере»
Васильева Светлана Васильевна, методист
ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Мартынова Лариса Витальевна, методист художественного
отдела ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Степанова Людмила Евгеньевна, методист культурно-досугового
направления ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства. Благоприятные тенденции последних лет позволяют выразить надежду на то, что постепенное смещение приоритетов в сторону воспитания и оздоровления подрастающего поколения будет способствовать преодолению многих негативных тенденций в обществе.
Лето – долгожданная пора, которую мы все с нетерпением ждем, а для детей летние каникулы это самое любимое время года, и каким оно запомнится им, зависит от нас – взрослых.
И, несомненно, лето – активная пора социализации учащихся, время для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья и развитие творческого потенциала. Лагерь с дневным пребыванием детей создаёт оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Уже стало доброй традицией в июне на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга организовывать для юных жителей района смену городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса».
Эффективность досуговой деятельности в лагере все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно – правовых основ. Поэтому перед педагогическим коллективом ежегодно встает проблема в разработке новой уникальной игровой досуговой программы, которая станет инструментом в достижении поставленных задач.
Мы стараемся разнообразить работу лагеря, каждая досуговая программа имеет свое конкретное название и цели, различные инновационные формы организации творческой деятельности. За последние годы в ГОЛ «Алые паруса» успешно реализованы программы: «Город будущего – город успешных людей» (2015 г.), «Детство – это я и ты» (2016 г.), «Давайте люди любить природу» (2017 г.), «Мой город, любимый, волшебный, дорогой» (2018 г.). За многолетний опыт организации лагеря создана воспитательная система лагеря – все это позволяет получать положительные результаты: лагерь очень популярен среди юных жителей Петродворцового района и родители с радостью приводят к нам своих детей.
В 2019 году, проанализировав опыт учреждения по организации работы лагеря, и приняв во внимание богатый опыт, накопленный коллегами Санкт-Петербурга: «Лучшие образцы современных игровых программ интегрируют в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление, где воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным. Яркому эмоциональному восприятию происходящего способствует театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, обеспечивает его эмоциональную включенность в события программы»1, авторский коллектив педагогов разработал досуговую программу каникулярного отдыха детей «Театр – страна Детства».
_________________________________________________________________________________
1. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты /под ред. И.М. Кареловой. –Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 371, [1] с. – (Социальный проект).
Вовлечение в театральную игру полезно всем детям, без исключений: детям, имеющим проблемы в общении и взаимодействии с ровесниками и взрослыми, ребятам, имеющим отклонения поведенческого характера или тем, кто в силу психологических особенностей не может самостоятельно наладить контакт и справиться с реальными ситуациями из-за их сложности, неуправляемости и необратимости. Именно с помощью театра создаются условия для развития творческих способностей совершенствования возможностей ребенка, и удовлетворения его индивидуальных интересов и потребностей.
Идея программы заключается в организации разновозрастного коллектива лагеря. Организация обучения и воспитания в таком коллективе имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными категориями детей и умения прислушаться к индивидуальным особенностям ребенка. В разновозрастном коллективе все время происходит передача знаний, умений от старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов. Таким образом, старшие взращивают компетенции у младших, так называемые soft skills (гибкие непредметные навыки – умение общаться, работать с информацией, ставить цели и планировать время). Эти навыки не менее важны, чем hard skills – профессиональные предметные навыки. Все перечисленные компетенции или качества – это ресурсы, помогающие справляться с вызовами и задачами, которые предстоит решать нашим подрастающим детям в реальной жизни: критическое мышление — умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы; креативность – умение оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах; коммуникация - умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения; командность - умение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков вклад каждого в общее дело. Разновозрастность присутствует и в самоуправлении лагеря, когда в мини советы выбираются активные ребята из каждого отряда. Разновозрастный коллектив компенсирует недостатки первичной социализации детей в семье и социуме, актуализирует проблемы развития «Я - концепции» подростка на основе идентификации с другими и осознания своего отличия, своей индивидуальности.
Новизна программы состоит в идее педагогического отряда. Пятый отряд традиционно состоит из старших ребят, в который входят подростки из детского общественного объединения «АЛиЭН» (Активные личности и энергичные наставники). За 10 лет своего существования ДОО «АЛиЭН» стало центром воспитательной системы, развивая социально-значимую деятельность Петродворцового района. Ребята в течение года занимаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа лидеров «Шаг за горизонт»». А в ГОЛ «Алые паруса» применяют полученные знания на практике, где проводят с младшими отрядами коллективные творческие дела, акции, флеш-мобы и т.д. Таким образом, воплощается в жизнь идея педагогического отряда, когда подростки - наставники ведут за собой своих сверстников и детей младшего школьного возраста в условиях разновозрастного коллектива городского оздоровительного лагеря.
Для детей – это предоставление возможности заняться интересным делом, поиграть, организовать мероприятия, разработать свои творческие проекты и предложить рациональные пути решения проблем, проявить свои личностные качества. Программа разработана по блочно-модульному принципу и насыщена мероприятиями, которые объединены по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, профориентационное.
Реализация игрового формата смены способствует повышению социальной компетенции учащихся, а доступность, открытость и разноплановость программы помогает создавать комфортный микроклимат в процессе проводимых мероприятий.
Важным аспектом в работе ГОЛ «Алые паруса» является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психолого-педагогическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности загородного оздоровительного отдыха. В лагере создается комфортная эмоциональная и творческая атмосфера.
Лагерь расположен в уникальном месте, поэтому в нем создаются условия для осознания ребятами своей значимости в истории, как продолжателей и хранителей культурного наследия Петергофа, воспитание нового поколения юных петербуржцев, способного в дальнейшем взять на себя ответственность за будущее города, а в целом воспитания активной духовно- нравственной жизненной позиции. Изучая историческое прошлое города, его наследники чувствуют свою сопричастность к истории города, и присущими только ему, петербургскими обычаями, традициями и духовными ценностями. Очень важно, чтобы эту «влюбленность» дети смогли передать своим сверстникам, стать проводниками большого культурного наследия. Разноплановая деятельность в лагере во многом способна восполнить имеющийся пробел в формировании общей культуры детей и подростков, дать им дополнительные знания в области, культуры, искусства. Именно художественное, декоративно-прикладное, социальное творчество, в силу своего эмоционального воздействия, может активно влиять на формирование взглядов, убеждений, нравственных ценностей, стимулировать саморазвитие личности.
И в заключении можно привести слова из отзывов родителей детей, которые отдыхали в лагере летом 2019 года: «Ребенок мечтал о лагере с весны… Летели в лагерь на крыльях счастья! Мы были приятно удивлены насыщенной программой, дочка каждый вечер рассказывала о прошедших мероприятиях. А их было немало – бассейн, экскурсии по Петергофу, конкурс красоты, Шоу-биз и многое-многое другое, даже спектакли успевали ставить. При этом дети много гуляли, занимались спортом. Ни разу не услышала от нее плохого слова о педагогах-вожатых, только восхищение. За многие недели в лагере она нашла себе новых друзей. Я очень рекомендую этот лагерь! Мы обязательно вернемся сюда!».
В 2020 году Досуговая программа каникулярного отдыха детей «Театр – страна Детства» сала лауреатом городского конкурса программно-методических материалов дополнительного образования детей в номинации «Образование и досуг детей, находящихся на каникулярном отдыхе, проводимым Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.