Программа «Музыкально-театральная гостиная» для детей стационарного отделения в области художественно-эстетического развития направление «музыка и театр»
Программа «Музыкально-театральная гостиная» предполагает приобщение детей 5-15 лет в условиях разновозрастной группы к музыкально-театральному творчеству, объединяет дисциплины эстетического цикла: слушание музыки и воображение, актерское мастерство и сценическую речь, танцевально-пластическое движение и вокально-хоровое воспитание. Таким образом, данный курс является интегративным и формирует представления детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания мира, характерного для музыкально-театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-театральная гостиная в социальном центре. Программа. | 115.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
ПРОГРАММА
«Музыкально-театральная гостиная»
для детей стационарного отделения
в области художественно-эстетического развития
направление «музыка и театр»
Возраст участников: 5-15 лет
Срок реализации: один год
Автор-разработчик:
Смирнова Елена Ивановна –
Воспитатель стационарного отделения
2018
«C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их,
вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает»
Т.С.Комарова
1. Введение: актуальность темы
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). (Извлечение из ФГОС ДО).
Все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется затем в любой сфере человеческой деятельности” (Э. И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле музыка и музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно - творческого развития детей, вовлечения их в активную творческую эстетическую деятельность.
Музыкально-театральная гостиная - исторически сложившаяся синтетическая форма изначально всеобщих для человечества видов искусства, ввиду чего она стала одной из основ культурного сознания. Музыкально-театральная деятельность кроме задач творческого развития, содержит бесчисленные возможности для формирования умений межличностного взаимодействия. Именно в постижении и раскрытии смыслов взаимоотношений людей, в воссоздании этих взаимоотношений с осознанием своего «Я» каждым человеком заключается сущность музыкально-театрального искусства и игровой деятельности, которая наряду с ведущей учебной сохраняет своё особое значение в начальной и средней школе.
Музыкально-театральная деятельность — это форма коллективного творчества, как говорил К.С.Станиславский, которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного взаимодействия. Включение музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности детей, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Это обеспечивает иной качественный уровень восприятия «себя в других» и «других в себе», что является основополагающим свойством личности в процессе межличностных взаимодействий (А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, А.А. Пиличаускас и др.). Всё вышесказанное позволяет говорить о возможности использования музыкально-театральной деятельности как средства обучения детей межличностному взаимодействию.
В области музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность является ведущим направлением и эффективность ее очевидна. Об этом свидетельствуют многочисленные современные психолого-педагогические исследования. Е. В. Александрова (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы), А. Г. Генина (формирование музыкальной культуры), И. Б. Нестерова (формирование социокультурных ориентаций) и др.
Программа «Музыкально-театральная гостиная» предполагает приобщение детей 5-15 лет в условиях разновозрастной группы к музыкально-театральному творчеству. Программа объединяет дисциплины эстетического цикла: слушание музыки и воображение, актерское мастерство и сценическую речь, танцевально-пластическое движение и вокально-хоровое воспитание. Таким образом, данный курс является интегративным и формирует представления детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания мира, характерного для музыкально-театрального искусства.
Новизна темы:
- заключается в том, что при организации и проведении мероприятий образовательный процесс направлен на формирование музыкально - исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер;
- в плане интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности, а также используются в работе информативно-коммуникативные технологии.
Актуальность темы:
- состоит в том, что обучение детей музыкально-театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную игру происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий происходит формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.
Отличительные особенности темы:
- деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами музыки, театра, живописи и литературы. Каждый ребёнок на всех уровнях обучения становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, дирижера, чтеца, актера (первая ступень), а с другой стороны– в качестве художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, (вторая ступень).
- организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах одного педагога-организатора, который должен уметь преподавать музыкальные дисциплины (историю музыки, вокал, инструментальное исполнительство) и театральные предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение, ритмопластику).
Целевая группа: Занятия проводятся на базе Центра социальной помощи семье и детям, в стационарном отделении. В детское объединение принимаются все желающие, имеющие интерес к музыкально-театральной деятельности. Режим занятий разновозрастной группы (от 5 до 15 лет) - одно занятие в месяц продолжительностью 60 минут. В году 12 занятий.
2. Цель и задачи мероприятий
Цель: создать условия для раскрытия и вовлечения творческих способностей воспитанников средствами музыкально-театрального и художественного искусства для их успешной социализации в обществе.
Задачи:
Образовательные
- способствовать формированию целостного представления об искусстве;
- познакомить с видами и жанрами музыкального и театрального искусства;
- сформировать навыки творческой деятельности;
- сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание, звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;
- обучить навыкам грамотной и выразительной речи;
- сформировать умения и навыки, необходимые для выступлений перед зрителями;
Развивающие
- Развить внимание, творческое мышление, устойчивый интерес к музыкальной культуре и театральной деятельности;
- Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, яркие познавательные чувства: удивление, любознательность, радость от услышанного и познания нового;
- Развить музыкальную память, воображение, фантазию, дикцию, первичные навыки актерского мастерства, певческие способности, зрительно-двигательную координацию;
- Развить навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми
Воспитательные
- Воспитать смелость, уверенность в себе, повысить самооценку;
- Воспитать трудолюбие, настойчивость и желание добиваться творческих успехов;
- Воспитать художественно-эстетический вкус, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства;
3. Название мероприятий
«Люблю я грусть твоих просторов» | |
«Дорогу широкой Масленице» Праздники и гулянья, игры и забавы скоморохов, костюмы, угощенья. | |
«Весна идет, Весне дорогу!» | |
«Играй, мой баян!» | |
Оркестр русских народных инструментов им. В.Андреева – история всемирной славы! | |
«Звучи, звучи струна и пой, Балалаечка играй!» | |
«Звучащие картины» - союз музыки, краски и слова! | |
Коренные народы мира – история, традиции и культура | |
«Времена года» | |
Полон чудес сказочный мир Н.Римского-Корсакова | |
«Руслан и Людмила» в литературе, театре, кино. | |
«Добрый праздник среди Зимы». Путешествие в рождественскую сказку |
4. Ожидаемые результаты
В результате обучения воспитанник будет:
знать/иметь:
- жанры музыкального искусства
- историю народных праздников и гуляний
- многообразие музыкальных инструментов и их тембровые окраски
- правила поведения на сцене и в общественных местах;
- основные понятия музыкального и театрального искусства;
- выразительные средства музыкального театра;
уметь:
- выражать свои впечатления в словесной форме;
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- петь простые детские песенки.
- уметь выполнять упражнения на движение в воображаемом пространстве;
- работать в «команде»;
- уметь импровизировать в сценических условиях на заданную тему;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название мероприятия | Кол-во часов | Форма проведе ния | Используемые материалы | Цель, краткий анонс |
1 | «Люблю я грусть твоих просторов» | 1 (янв.) | Литературно музыкальная композиция | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы | Творчество композитора Г.Свиридова. Музыкальная сюита к повести А.Пушкина «Метель» |
2 | «Дорогу широкой Масленице» Праздники и гулянья, игры и забавы скоморохов. | 1 (февр.) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр. реквизит, костюмы, угощенья. | Отображение народного праздника в творчестве композиторов и художников. |
3 | «Весна идет, Весне дорогу!» | 1 (март) | Конкурс песен и стихов | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы | Проведение конкурса чтецов, исполнителей песен о весне, о маме. |
4 | «Играй, мой баян!» | 1 (апр.) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты. | Музыкально-театральное путешествие в мир баянного исполнительства и истории инструмента. |
5 | Оркестр русских народных инструментов им. В.Андреева – история всемирной славы! | 1 (май) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты. | В рамках Дня славянской письменности и культуры, знакомство с историей создания и творчества Великорусского Оркестра народных инструментов. |
6 | «Звучи, звучи струна и пой, Балалаечка играй!» | 1 (июнь) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты., реквизит, угощения. | Ко Дню балалайки – создание, преобразование и творческая жизнь инструмента в руках мастера и исполнителя |
7 | «Звучащие картины» - союз музыки, краски и слова! | 1 (июль) | Литературномузыкальная композиция | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы. | Музыкальные инструменты в творчестве художников и в стихах поэтов. |
8 | Коренные народы мира – история, традиции и культура | 1 (авг.) | Музыкально-театральное путешествие | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр. реквизит, костюмы, угощенья. | Праздник посвящен знакомству с историей, традицией и культурой коренных народов мира и России |
9 | «Времена года» | 1 (сент.) | Музыкально-художественная композиция | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы | Путешествие в мир музыки, природы, живописи. |
10 | Полон чудес сказочный мир Н.Римского-Корсакова | 1 (окт.) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы, репродукции. | Знакомство с оперным творчество композитора. |
11 | «Руслан и Людмила» в литературе, театре, кино. | 1 (нояб.) | Музыкально-театральная гостиная | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы | Союз трех жанров искусства – знакомство с мировыми шедеврами отечественной культуры. |
12 | «Добрый праздник среди Зимы». Путешествие в рождествен-скую сказку | 1 (дек.) | Музыкально-театральное представле ние | ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр. реквизит, костюмы, угощенья. | Знакомство со сказкой Э.Гофмана «Щелкунчик» и величайшей музыкой одноименного балета П.Чайковского. |
3. Список литературы
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
- Давыдова М. «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
- Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
- Затямина Т. «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Курушина Т. «Музыка 1 -6 классы. Творческое развитие учащихся» В., «Учитель» 2009 г.
- Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.
- Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA – v/? 2002.
- Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
- Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
- Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Печатные пособия.
- Портреты композиторов в электронном виде
- Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры.
Информационно-коммуникативные средства.
- Антология русской симфонической музыки
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Большая энциклопедия России: Искусство России.
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».
Интернет-ресурсы.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki.
- Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru.
- Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru.
- Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music.
- Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр, музыкальный инструмент