Методический доклад "Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально-художественного воспитания учащегося"

Смирнова Елена Ивановна

 

Художественное воспитание учащихся занимает особое место в педагогике, так как  отражает всю полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В художественном воспитании учащейся молодежи значительное место занимает музыкальное воспитание. При этом ученые указывают, что музыкальное воспитание детей - это специально организованный педагогический процесс целью которого является формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений в процессе нравственного и эстетического развитии воспитанников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Методический доклад

Музыкальная гостиная

как инновационная форма

музыкально — художественного воспитания

учащегося

           Подготовила

           Смирнова Елена Ивановна –

 воспитатель стационарного отделения

2018

СОДЕРЖАНИЕ

              Введение

  1. Музыкально-художественное воспитание учащихся

  1. Инновационное образование

     3.           Связь традиций и инноваций в культуре и искусстве

  1. Российские музыкальные салоны и гостиные.

                Краткая историческая справа.

 5.          Возрождение традиций салонов и гостиных.

              Из начала 19в. в начало 21в.

               Выводы и предложения

               Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий нас мир полон трудностей, противоречий, и чтобы им противостоять, необходима прочная духовная основа для каждого человека; необходимо иметь достаточный запас интеллектуальных знаний, духовного, культурного, нравственного, эстетического и этического опыта.  

                                                                В решении этих вопросов работа социальных центров представляет собой реальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных контркультур, дестабилизирующих молодое поколение. Отделения ЦСПСиД органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения школьников, решая проблему занятости детей. 
             Современное общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек получил самое разностороннее образование и воспитание, полностью развил задатки и способности. 
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства. 
             Педагоги и воспитатели социальных и образовательных учреждений считают, что каждый ребенок талантлив, нужно только вовремя увидеть этот талант, развить, поддержать, бережно направить в нужное русло. Неважно, какую профессию изберет в будущем ребенок, важно, чтобы он ощущал себя в ней творцом и был свободен от стереотипов. Нужно максимально раскрыть творческие способности тех, от кого завтра будет зависеть экономическая и духовная мощь нашей страны. 
             Нравственное, духовное становление личности, в частности каждого будущего гражданина нашего общества, невозможно без эстетического, а значит, и художественного воспитания. 
Целью художественно-эстетического воспитания центра является развитие творческой личности с активной жизненной позицией средствами музыки и пения, художественно-творческой деятельности; воспитание человека, богатого духовными интересами, обладающего чувством собственного достоинства, способного к творческой деятельности в любой области жизни. 

1. Музыкально-художественное воспитание учащихся

Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Оно, в силу своей природы, способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, несущую в себе образы:

  • ценности миропорядка (Бог, дух, добро),
  •  природы (время, пространство, стихии),
  • человека (чувства, мысли, действия),
  •  социума (родина, труд, семья),

Искусство  формирует систему взглядов, ценностных ориентаций. Учит принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Поэтому нельзя недооценивать  воспитательную роль искусства, конечная цель которого заключается в формировании высокохудожественных вкусов, нравственных идеалов, развитие эмоционально-образного восприятия мира и явлений, способности к самовыражению и творчеству личности.

В современных условиях также возрастает роль целенаправленного художественного воспитания. Аккумулируя в себе различные аспекты пробуждения творческих сил и способностей человека к совершенствованию действительности, оно способно выступить действенным средством формирования духовного мира учащихся, усилить положительные влияния и настроить воспитанников на правильное восприятие и критику отрицательного, эстетически безобразного, на реальную борьбу с ним, чтобы изменить сами жизненные условия.

Художественное воспитание учащихся  занимает особое место в педагогике, так как  отражает всю полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

БСЭ  определяет  художественное  воспитание так -  это часть эстетического воспитания; формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, развитие художественно-творческих способностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

     Валентина Николаевна Шацкая – педагог советской школы, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического  воспитания, Действительный  член  Академии  педагогических наук, дала определение: «Художественное  воспитание  есть  процесс целенаправленного воздействия средствами искусства  на  личность,  благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,  любовь  к искусству,  умение  понимать  его,  наслаждаться   им   и   способность   по возможности творить  в  искусстве»

В художественном воспитании учащейся молодежи значительное место занимает музыкальное воспитание. При этом ученые указывают, что музыкальное воспитание детей - это специально организованный педагогический процесс целью которого является формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений в процессе нравственного и эстетического развитии воспитанников.

Из всех видов искусств, музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу человека, она эмоционально окрашенными образами моделирует чувства, создает мироощущение, становится средством познания себя и окружающего мира. Во многом содействует его интеллектуальному развитию, поскольку слушая, воспринимая, исполняя музыкальное произведение, человек в тоже время учится мыслить, сравнивает музыкальные явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъем. Музыка раскрывает каждому человеку самого себя, помогает многое уяснить, оценить, заново что-либо открыть для себя.

2. Инновационное образование

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.    

Термин инновация [лат. innovatio - обновление < innovare - обновлять] появляется в латинском языке  в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, это действие (глагол), но не предмет (как многие думают).

Инновационная деятельность классифицируется в зависимости от специфики и места использования.  Различают несколько видов нововведений:  технологические,  организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические  и методические в том числе.

Методические инновации - это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. На практике методические инновации часто связаны с организационными нововведениями. Они встречаются в образовательной ситуации, когда планируемая цель в общем ясна,   но методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип инноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

3. Связь традиций и инноваций в культуре и искусстве

Термин «инновация», ставший уже привычным для современного человека, как правило, связывается в нашем сознании с исследованием процессов, происходящих в науке и технике, образовании и обществе. Применим ли этот термин к искусству и художественному творчеству? Ответ положительный.

Необходимо дать определение двум основополагающим понятиям: «традиция» и «инновация».

«ИННОВАЦИЯ»  — [лат. innovatio обновление]  - это введение чего либо нового; модернизация; реформа. Синонимом слова является -  нововведение.

 «ТРАДИЦИЯ» (от лат. «traditio») — это  сохранение и передача от поколения к поколению культурного наследия, включающего в себя определённые культурные образцы, нормы и ценности, идеи и обычаи, обряды и стили. Понятие «традиция» ассоциируется с постоянством, неизменностью  и потому противопоставляется всему новому и развивающемуся.

По мнению ряда современных исследователей, среди которых и академик  РАН А. П. Деревянко, традиции и инновации могут взаимодействовать не в форме конфликта, а в форме  синтеза. В своей работе  «Традиции и инновации в истории и культуре.» ученый дал интересное заключение: «Традиции могут выступать не тормозом, а основой, фильтром, трамплином новаций…Ценностные и технологические качества традиции, переходя в инновации, сохраняют важную для культуры преемственность». «Всякая традиция когда-то была новацией, а всякая новация, в случае успешного внедрения, обречена стать традицией».

Изучая вопрос о взаимовлиянии инновационных процессов в образовании, искусстве и культуре,  сформулируем основную концепцию их взаимодействия: появление инноваций в искусстве и творчестве неизбежно и необходимо. Оно  обусловлено самой природой искусства как художественно-образного, ценностно-эстетического осмысления реальности человеком.

Взаимосвязь развития искусства и культуры, художественно- эстетического образования и воспитания  неоспорима. Следовательно, все значительные обновления, происходящие в этих областях, находят отражение в содержании, формах и качестве образования и воспитания. Искусство, культура и творчество являются сокровищницами, в которых сохраняются традиционные ценности, нормы, идеалы,  «необходимые условия сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия»(А.Деревянко)  Поэтому, внедрение инновационных процессов как в самом искусстве, так и в педагогике искусства должно проходить при бережном, трепетном отношении к культурным традициям, академическому художественному и музыкальному  образованию, системе духовных ценностей, сформировавшейся в отечественном искусстве за прошедшие столетия. Не разрушение «старого», а созидание нового на крепком фундаменте отечественной культуры — таким видится смысл инновационных процессов в искусстве и в художественном образовании.

Ярким примером взаимосвязи традиции и инновации  в работе внешкольного учреждения является музыкальная гостиная, которая своей формой и содержанием вносит яркую свежесть и новизну в учебный процесс школы.

4. Российские музыкальные салоны и гостиные

Краткая историческая справка.

Название музыкальных салонов и гостиных происходит от франц. Salon -  большая зала - комната, служащая для приема гостей. В истории парижского общества, начиная сXVII в., салоны  играют немаловажную роль.

Название Салон присвоено устраиваемым в Париже большим ежегодным выставкам новейших произведений искусства, вследствие того, что эти выставки первоначально (в XVII и XVIII стол.) происходили в большой зале Луврского дворца. 

Исторический словарь дает следующее определение:

Гостиная, салон — комната (салон) для приёма гостей. А также - литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. 

Традиции музыкальных салонов России восходят  к петровской эпохе. Эту моду в Петербург привезли немецкие и другие иностранные послы, возившие с собой небольшие капеллы музыкантов и приглашавшие на свои домашние концерты избранный круг любителей музыки. Расцвет музыкальных салонов пришелся на XIX век. В Москве и Петербурге открыть салон могли только самые знатные дворяне.  О салонах В. Волконской, В. Одоевского, графов Вильегорских, А. Ф. Львова написано много мемуаров, воспоминаний, их деятельность отражена в творчестве художников, писателей, публицистов.

Деятельность литературно-музыкальных салонов в России, на рубеже XVIII - начала XIX в.в., характеризовалась интенсивностью, большим влиянием на развитие русской культуры и искусства. Отличительные черты  российских салонов – это значительная  роль хозяйки или хозяина, более широкий спектр искусств, представленных в салоне, меньшая степень политизированности собраний. В них создавались литературные кружки, объединения, впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

 В салоне З. Н. Волконской

5. Возрождение традиций салонов и гостиных.

Из начала 19в. в начало 21в.

Проведение литературно-музыкальных салонов и гостиных в педагогических учреждениях - это перспективные методы повышения эффективности процесса обучения и формирования культуры личности. Являясь  камерной формой общения и одним из факторов эстетического воспитания личности, имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности.

  • создание в гостиной психологической установки на успешное исполнительство
  • использование  различных нетрадиционных форм камерного общения
  • развитие творческой активности учащихся
  • повышению уровня исполнительского мастерства
  •  возможность комплексного воздействия на участников гостиной
  • неофициальный характер объединения людей
  • наличие «хозяйки»- педагога, обеспечивающего индивидуальный подход к исполнителям и слушателям
  • отсутствие фиксированного состава посетителей и обязательности посещения мероприятий
  • постоянная открытость места встречи и относительная регулярность собраний

Сочетание рекреационно-познавательной функции гостиной с учебно-воспитательной и коммуникативной приводит к повышению эффективности закрепления изученного материала и способствует усилению творческой активности учащихся.

Новые формы творческой деятельности формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения, формируют компетенцию, развивают познавательные интересы учащихся, развивают принцип связи обучения с жизнью.

Основным методом развития таких принципов, является метод учебных проектов.         Метод проектов хорошо использовать при подготовке и проведении музыкально-художественных гостиных на выбранные темы.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Его последователем стал профессор США Э. Коллингс.

Э. Коллингс предложил классификацию проектов:

        - «проектные игры»;

        - «экскурсионные проекты»;

        - «повествовательные проекты»;

        - «конструктивные проекты».

После выбора темы выдвигается гипотеза решения, идёт работа в группах над поиском аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, затем – защита проекта.

        Учащиеся не только работают с имеющимся материалом, они посещают музеи, отбирают материал для сценария, работают над ним, затем – показательное выступление.

        Проекты по доминирующей деятельности учащихся:

        - практико-ориентированный;

        - исследовательский;

        - информационный;

        - творческий;

        - ролевой – все пять целевых направлений деятельности учащихся можно наблюдать при работе над созданием литературно-музыкальной гостиной.

        Цели проведения литературно-музыкальных гостиных:

        - расширять и углублять представления учащихся о жизни и творчестве композиторов и исполнителей, художников, писателей и поэтов, повышать духовную культуру, формировать активную жизненную позицию, компетенцию;

        - развивать память, мышление, внимание, речь, воображение, учебно-познавательный интерес;

    -совершенствовать исполнительское мастерство;

                  - воспитывать любовь к искусству и творчеству, патриотизм, нравственность, поликультурную личность.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подводя итоги работы, в которой теоретические основы использования музыкальных салонов и гостиных как инновационной формы обучения могут стать фундаментом для повышения профессионального и творческого потенциала учащихся, профессионализма преподавателя,  в соответствии с требованиями современного этапа развития культурологии и музыкального искусства, предлагаю использовать эту форму работы в нашем учебном заведении.  

Участники музыкальной гостиной – это учащиеся любых классов и отделений, программу гостиной  возможно включить в общий план работы школы или осуществлять как внеклассную работу педагога с учащимися, местом проведения  послужит музыкальный класс, оснащенный современной техникой.

Литературно-музыкальные гостиные являются частью всей модели воспитательного, образовательного, просветительного процесса, обогащающего систему человеческих взаимоотношений. Это малая форма художественного творчества дает большие плоды интеллектуального общения. Двадцать первый век прогнозируют как век интеллигенции совершенного искусства и творчества. В этом смысле возрождение современной литературно-музыкальной гостиной  как формы становления духовного облика человека актуально и несет в себе обогащение всех элементов его внутреннего духового мира.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании - автореферат

2. Деревянко А. П. Традиции и инновации в истории и культуре. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН на 2012–2014./ Описание программы/ Обоснование необходимости реализации программы программно-целевым методом./ http:tradition.iea.ras.ru

  1. Пацекина М.С.   ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В    ОБРАЗОВАНИИ ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород - автореферат
  2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  4. Бургин М.С. «Инновация и новизна в педагогике»- ФГАОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - научное сообщение
  5. Крылова Т.М. «Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией.» - автореферат преподаватель МБОУ ДОД "ЦДМШ" им. Б.Г. Павликовской, г.Чита.
  6. Виноградова А.С. Литературно-музыкальные салоны.
  7. Ипполитов-Иванов М.М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934;
  8. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября, М., 1972; История русской музыки, т. 1—9, М., 1983—94;
  9. История современной отечественной музыки, в. 1. 1917—1941, М., 1995.
  10. Аронсон М.И., Рейсер С.А., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века, М.-Л., 1930.
  11. Молева Н.М.  Салоны, кружки и собрания литературные
  12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
  13. Жарикова Е.В. Литературно-музыкальная гостиная как речевая практика - сценарий
  14. Порфирьева А.С. В Санкт-Петербурге открывается ещё один музыкальный салон – статья
  15. Логачёва С.В.  Об «Истории русских музыкальных салонов»  - встреча в ДШИ г. Невинномысск 2012г.
  16. Ильина Ю. Возрождение музыкальных салонов в России
  17. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, под ред. проф. И.Е.Андреевского. 1900. - Т.28. - 496 с.
  18. Брудный А.И. Литературные кружки //Краткая литературная энциклопедия/ Гл.
  19. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-deyatelnosti-literaturno-muzykalnykh-salonov#ixzz2rkHwQMol

Использовались сайты и программы интернета  различных литературно-музыкальных гостиных: г.Москва, г.С-Петербург, г.Киев, г.Одесса, г.Харьков, г.Симферополь