Человек будущего. Клиповое и понятийное мышление.

Афонина Эмилия Константиновна

Рассмотрены два вида мышления - клиповое и понятийное. Показаны их различия. Что же такое быть человеком будущего? И так ли важно иметь определенный тип мышления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_budushchego.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Человек будущего. Клиповое и понятийное мышление.

Современные дети очень отличаются от своих сверстников пятидесятилетней давности. И главное отличие в том, что человек XXI века, в отличие от человека ХХ века, имеет клиповое мышление. Ученики одновременно могут делать уроки, прослушивать музыку в наушниках, сжимать эспандер и переписываться по What’s Up’у с друзьями. И это считается нормой среди подрастающего поколения.

Что же такое клиповое мышление?

Классический пример человека с клиповым мышлением – это домохозяйка. Жизнь ее поставила в такие обстоятельства, при которых она вынуждена делать несколько дел одновременно: готовить обед, помогать ребенку с домашним заданием, убирать осколки от разбитой котом вазы, разговаривать по телефону и думать над тем, какие покупки ей нужно совершить во время ближайшего похода в гипермаркет.  

Это не хорошо и не плохо. Это способ выживания в  современном мире. Древние люди также обладали клиповым мышлением. Для них было жизненной необходимостью развивать в себе навыки быстрого реагирования на события окружающей среды. Если древний человек не обладал такими навыками, как, например, одновременный обзор и линии горизонта, и дерева в метре от себя, распознавания и интерпретация различных звуков и шумов, удар палкой по приближавшемуся хищнику, то это грозило ему потерей жизни. Его просто могли съесть. Так же и с сегодняшним днем. Хотя нам уже и не нужно заботиться о пропитании (для этого есть магазины), знать все травы и их лечебные свойства, чтобы бороться с болезнями и пр., однако, для того, чтобы добиться успеха в выбранной области, необходимо оперативно ориентироваться в том, что происходит вокруг. А так как потоки информации ежеминутно атакуют наш мозг и объемы этой информации растут с каждым часом, человек вынужден приспосабливаться, чтобы оставаться «на плаву».

При клиповом мышлении человек выхватывает только саму суть доносимого сообщения, более глубокий анализ его не интересует. Ему сложнее читать длинные тексты и серьезную художественную литературу. Сложнее смотреть авторские фильмы и театральные постановки с глубоким режиссерским подтекстом. Человек падок на яркие картинки, они легче и (самое главное) быстрее воспринимаются мозгом, нежели печатный текст.

Люди ХХ века обладали понятийным мышлением. Они были более склонны к глубокому анализу происходящего. Им было свойственно фокусирование внимания на одном деле, одной проблеме, занимающей их в данный момент.

Понятийное мышление отличается возможностью обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивая полную картину происходящего. Также понятийное мышление способствует установлению связей и отношений между вещами и явлениями, что помогает выстраивать логическую последовательность событий.  

Все маленькие дети при встрече с незнакомым предметом, очень тщательно его изучают: грызут, проверяют на прочность, на непотопляемость и т.д. Так мы познаем предметы в детстве. Сосредотачиваемся на одном и исследуем «хорошенько», возможно, даже до полного его уничтожения. Это и есть подход понятийного мышления.

Чтобы добиться успеха в современном мире, не достаточно обладать только понятийным мышлением, но и только клиповое не даст положительных результатов. Человек, который совмещает в своем сознании и клиповое, и понятийное мышление будет успешен. Он способен ставить перед собой долгосрочную цель  и планомерно двигаться к ней (понятийное мышление), но при этом оперативно реагировать на события сегодняшнего дня и корректировать свои действия (клиповое мышление) в процессе достижения поставленной цели.

Современная модель образования подразумевает гуманистический подход, который предполагает гармоничное развитие личности во многих аспектах. Сегодня мы обязаны воспитывать социальную, интеллектуальную, духовно-нравственную и культурную личность.

Как же возможно этого добиться, понимая, что глубокое осмысление и детальная проработка материала становится неподъемной ношей для современных детей?

 Помимо освоения современных методов и технологий обучения, помимо постоянного самосовершенствования, педагогу необходимо уметь разговаривать на одном языке со своими учениками, понимать их потребности, их слабые и сильные стороны. А самое главное – педагог должен представлять будущее на пару десятков лет вперед и строить свое обучение в соответствии с будущими запросами общества – обладать понятийным и клиповым мышлением.  

  1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. 2000.
  3. Савина, Н.М. Обучение педагогических кадров и сетевое взаимодействие: инновационные процессы //Народное образование.-2008.-№7.-С.130-134.
  4. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.)