Технологии работы с городским пространством: комплекс игровых программ по истории Московской заставы

: В  статье автор рассказывает о  методике проведения краеведческих игр в городском пространстве парков Московского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл : 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Ивановна Чернышева, педагог-организатор, педагог дополнительного образования  секции краеведения и музееведения отдела патриотического воспитания ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга, olgache101@gmail.com

Фотография

"Технологии работы с городским пространством: комплекс игровых программ по истории Московской заставы".

«Два чувства дивно близки нам, 
В них обретает сердце пищу: 
Любовь к родному пепелищу, 
Любовь к отеческим гробам. 

На них основано от века 
По воле Бога самого 
Самостоянье человека, 
Залог величия его.» 

А.С.Пушкин

 Краеведческая работа со школьниками сегодня является важнейшей составляющей  патриотического воспитания. Знание истории земли, где родился, интерес к людям, которые ее населяли, помогут современному молодому человеку обрести «чувство Родины».

Одним из самых популярных способов организации историко-краеведческой деятельности школьников в рамках дополнительного образования могут стать краеведческие игры. Игра- естественное состояние ребенка, она не только органично учитывает его потребности, но и способствует всестороннему развитию юного петербуржца.

 Краеведческие игры и образовательные путешествия, которые реализует в своей деятельности секция краеведения ДД(Ю)Т Московского района -увлекательный , эмоционально наполненный, развивающий детей способ формирования любви к своей малой родине. Городское пространство Петербурга предоставляет прекрасную возможность организовать увлекательные «путешествия» в прошлое, цель которых заключается в приобщении школьников к истории своей страны. С 2014 по 2018 годы были разработаны и проведены  следующие масштабные игры в парках Московского района : "Настоящее, прошлое и будущее Московского парка Победы", "Память", "Истории Средней Рогатки", " Загадки парка Авиаторов", "На Пулковских высотах", "На Дальней рогатке", "Наш парк Победы".  На  улицах, площадях и у отдельных архитектурных ансамблей были проведены  образовательные путешествия «Вокруг Дома Советов»,  «Сказки Благодатной улицы».

Методика подготовки игры предусматривает следующие этапы:

-рекламу готовящегося мероприятия ( разработка Положения , публикации материала на сайте учреждения образования, в социальных сетях)

-работу с социальными партнерами ( администрацией парков, библиотеками, музеями и т.п.), которая поможет обеспечить материальную основу для проведения игры ( подготовку площадок, раздаточный материал, призы и т.п.)

-учет погодных условий (так как игры проводятся на улице, то при необходимости они могут быть перенесены)

-разработка маршрута  и содержания игры (включает в себя создание карты, маршрутного листа с вопросами и заданиями)

-разработка критериев оценки и требований к участникам

В день проведения игры команды, заявленные для участия в ней, являются на старт согласно стартовому протоколу ( с промежутком 3-5 минут ), который заранее рассылается участникам. Команда должна состоять из 6 участников одинакового возраста (от 6 до 10 класса). На старте  команды получают карты и маршрутные листы. Выполняя задания, школьники проходят весь маршрут, переходя от пункта к пункту. По завершении прохождения маршрута команды сдают заполненные маршрутные листы организаторам на финише.

Маршрутный лист игры-ориентирования

Номер пункта на карте

Подсказка для поиска пункта или фотография искомого объекта

Задания

Ответ

Баллы

Подсказки для поиска пункта могут быть сформулированы в виде стихотворных загадок  с пропущенными словами (« проследовать просим на пункт номер…»), подробного описания искомого объекта ( « это самое высокое сооружение парка»), исторической фотографии объекта и т.п.

Задания, которые участники игры выполняют в пунктах, могут быть

  • «считаны» с объекта (« найдите имя девушки, внимательно осмотрев памятник»)
  • носить характер простого вопроса (« сколько деревьев образуют эти солнечные часы?»)
  • связаны с анализом карты - билборда, установленного в пункте

( « найдите на карте и зафиксируйте в своем маршрутном листе названия павильонов парка»)

  • направлены на сравнение объекта с его историческим изображением, помещенном в маршрутном листе
  • нацелены на «интервьюирование» прохожих для выяснения некоторых особенностей этого места
  • связаны с анализом текста, который раскроет краеведческую сущность объекта  и т.п.

После окончания игры в камеральных условиях происходит проверка маршрутных листов, сданных командами. Итоги игры публикуются через 1-2 дня после проведения игры на сайте ДД(Ю)Т и рассылаются руководителям команд. По итогам игр выявляются победители (1 место) и призеры (2 и 3 места) в каждой параллели (6,7,8,9,10 классов), которые награждаются грамотами и призами.

Подготовка краеведческой игры – занятие не менее увлекательное, чем участие в ней. Для педагога-краеведа создание игры может стать толчком к настоящему исследованию, а  увлеченные школьники – участники игры превратятся в юных краеведов-союзников в дальнейших поисках.

В результате пятилетней работы по созданию и проведению комплекса краеведческих игр по истории Московской заставы в районе сложилось краеведческое сообщество, в которое входят педагоги и школьники, увлеченные играми в городском пространстве. Превратив краеведение в заманчивое приключение для школьников, нам удалось не только приобщить ребят к освоению городского пространства, но и добиться осознания ими своей причастности к истории своего района, своего города, своей страны.

Аннотация: В  статье автор рассказывает о  методике проведения краеведческих игр в городском пространстве парков Московского района Санкт-Петербурга

Ключевые слова: краеведение, игра - ориентирование, образовательные путешествия, Московская застава

.