Речевое искусство педагога
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Самостоятельная работа № 1
«Речевое искусство педагога»
по курсу вариативного учебного модуля
«Теория и практика деятельности педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля»
Слушатель:
Зенкина Светлана Александровна,
преподаватель вокально - хоровых и теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДМШ» ЗАТО городского округа Звёздный городок Московской области
Преподаватель:
Штанько Ирина Вениаминовна,
к. пед.н., доцент
АСОУ
2018
Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительная речь помогает создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. Обучающиеся переживают и понимают предмет тогда, когда педагог совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность с образностью, эмоциональностью, с особенностями своей индивидуальности. Только тогда наука выступает в увлекательной форме, свободной от штампов. Речевое воспитание ведется непрестанно, педагогический смысл овладения образными средствами языка, выразительностью речи определяется и тем, что в них выражается оценочное отношение человека к миру, его моделирование и смысловая интерпретация, служащие важными факторами интеллектуально-эмоционального воздействия на обучающихся.
К сожалению, речь неопытного педагога зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, в ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что речевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.
Процесс восприятия и осознания педагога тесно связан с процессом слушания, на который приходится большая часть учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия обучающимися учебного материала зависти от совершенства речи преподавателя. Речь педагога может быть двух видов:
- монолог (школьная лекция, комментарий, пояснение)
- диалог (беседы с учениками в форме вопрос-ответ).
Функции речи:
- коммуникативная (установление отношений обучающийся - педагог);
- презентация знаний;
- организационная (организация учебно - практической деятельности обучающихся);
- психологическая (создание условий для психологической свободы обучающихся);
- обеспечение продуктами деятельности.
Особенности педагогической речевой деятельности:
- специально организована педагогом;
- конечным результатом является достижение поставленной цели;
- отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей;
- строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния обучающихся, информации, которую получают ученики от педагога;
- речь педагога является предметом постоянного педагогического анализа и совершенствования.
Факторы, от которых зависит воздействие речи педагога:
- Умение убеждать, логическое построение речи.
- Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.
- Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
- Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения,
- Дисскусионные умения, или этико - психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.
- Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность.
По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки как:
- Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.
- Точность речи, то есть её соответствие мыслям говорящего.
- Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.
- Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики.
- Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности.
- Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.
- Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.
- Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.
- Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность.
- Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учётом их звуковой стороны.
Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково - реально для многих педагогов. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они «живописуют» с помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта. Во многих случаях красоту речи можно объяснить индивидуальностью таланта определенной личности.
Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Её источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.
Речевой артистизм - это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это её энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка. Поясним эти компоненты речевого артистизма.
- Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Это оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к говорящему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к педагогу.
- Артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе. Попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Рационально не всегда можно объяснить, в чем дело, но эмоционально дети сразу фиксируют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.
- Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Следует помнить, что медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет учеников и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотую середину», не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале урока.
- Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. В итоге они не только получают удовольствие от общения с педагогом, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов детей. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.
- Выразительность речи - это ее способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций. Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счёт интонационного разнообразия речи педагога.
Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. Бедность звуковысотного диапазона речи учителя приводит к звуковому монотону, а отсюда - к обеднению звуковой палитры, к ослаблению педагогического воздействия речи. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Интонацию не зря называют зеркалом нашей эмоциональной жизни, культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.
По мнению К.С. Станиславского, речь - та же музыка, то же пение. Люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее порой гипнотически воздействующей на слушателей.
Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике. Для работы над интонацией полезно чтение вслух пьес по ролям, рассказывание историй разным слушателям с разной интонацией. Экспрессивность речи находит свое выражение в эмоционально-напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Невербальный язык - средство передачи информации с помощью невербальных (несловесных) знаков (позы, жеста, мимики, взглядов). По мнению некоторых исследователей, жест несет в выступлении около 40 % информации. Для эффективного речевого воздействия очень важны умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы. Прежде всего можно выделить умение педагога принимать «открытую позу»: ноги - на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта с детьми, так как весь внешний вид педагога говорит о стремлении и готовности к совместной работе.
Приняв «открытую позу», необходимо выбрать и оптимальную дистанцию общения, то есть наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющее избежать вторжения в личное пространство человека. Оптимальность дистанции определяется и другими характеристиками, такими, как доступность звукового и визуального восприятия. Немаловажной характеристикой пластики является её мелодичность. Это означает, что движения и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения.
Для того чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.
Список использованной литературы
- Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2010.
- Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm
- Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебное пос. М., 2010
- Культура устной и письменной речи делового человека: В.С. Клюев и др., наука, 2002.
- Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
- Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1972.
- Белостоцкая И.Г. Культура публичного выступления. - М., 1972.
- Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1980.
- Леонтьев А.А. Искусство лектора // Слово лектора. - 1988. - № 2.
- Николаев В.В. Эстетика языка и речи. - Л., 1979.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М., 1998.
- Савкова З.В. Средства речевой выразительности. - Л., 1982.
- Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 1999.