Методическая разработка открытого занятия. Тема: «Инструментальный ансамбль - коллективная форма творчества»
Открытое занятие по теме «Инструментальный ансамбль - коллективная форма творчества». Занятие рассчитано на учащихся разного возраста, от 11 до 16 лет. Работа каждого ребенка построена с участием особенностей возрастного этапа развития личности. При подготовке занятия решались задачи воспитания ответственности человека за сохранение духовной и художественной культуры; понимания того,что совместное музицирование в инструментальном ансамбле способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность и коллективизм. В цели открытого занятия входит пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению традиционной народной культуры, историко-художественных путей развития российской культуры, чувства сопричастности тому, что в ней происходит, воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 587
Структурное подразделение
Отделение дополнительного образования детей
Методическая разработка
открытого занятия
Тема: «Инструментальный ансамбль - коллективная форма творчества»
информационная карта
Предмет: Коллективное музицирование - инструментальный ансамбль.
Форма: групповое обучение (1 – 5 классы) по образовательной программе «Инструментальный ансамбль»
Тип занятия: комбинированный: презентативно- обучающий; совершенствование умений и навыков.
Тема: Инструментальный ансамбль - коллективная форма творчества.
Подготовила: Пентехина Галина Германовна педагог дополнительного образования высшей категории ГБОУ Гимназии №587 Санкт-Петербург, стаж работы 36 лет
Дата проведения занятия: 18. 02. 2016 года
«Коллектив – это объединение людей направленное на реализацию общественно
значимых целей. Коллектив музыкальный, творческий, задача которого – передать
мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении, создает особую «коллективную индивидуальность».
доктор психологических наук, профессор А.Г. Ковалев.
«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу». Петр Чайковский
Методическое сообщение. Коллективное творчество в ансамбле является одной из наиболее продуктивных форм занятий с обучающимися. Но для того, чтобы оно было эффективным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности. Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.
Структурные особенности коллективного творчества, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребёнка.
Технология коллективного творческого воспитания – это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагога направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
Надо культивировать эмпатийные межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
- знакомство ансамбля с произведением в целом;
- техническое освоение выразительных средств;
- работа над воплощением художественного образа.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.
На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей.
Одной из задач педагога на заключительном этапе является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов.
Таким образом, овладение методикой работы с детским коллективом способствует воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями задачами.
Цель занятия: Создание условий для воспитания коммуникативных умений сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности путем приобщения к общечеловеческим духовным ценностям.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о дирижерском жесте и его разновидностях;
- овладение в процессе обучения специфическими техническими навыками игры на инструментах, и совершенствование их в процессе обучающей деятельности;
- изучение структуры исполняемого музыкального произведения;
- формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
- изучение принципов работы компьютерной программы PowerPoint.
Развивающие:
- развитие общекультурного и музыкального кругозора;
- развитие музыкального, мелодического, гармонического, полифонического слуха;
- развитие у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие интереса к коллективной форме исполнительства;
- формирование опыта публичных выступлений, коммуникативность;
- развитие у обучающегося естественной потребности познания окружающего мира;
- формирование системного диалектического мышления.
Воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма;
- формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;
- воспитание нравственных качеств личности детей, таких, как внимательное и уважительное отношение к мнению и труду другого человека,
- формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
- привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины,
- создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
Оздоровительные:
- снятие гиперактивности, агрессивности, раздражительности и перевод их в творческое русло;
- активизация эмоциональной активности воспитанника;
- снятие различных комплексов (боязни публичного выступления, эмоциональной скованности и т. д.
Педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения
- создание продукта, культурно значимого для ребенка (презентация)
- технология саморазвития;
- игровые технология (дидактическая игра, технологии игромоделирования);
- информационная технология;
- технология мотивации (поддержание инициативы);
- здоровьесберегающие технологии;
- акме- технологии.
Методы:
- проблемно-поисковый,
- словесная и наглядная передача информации
- закрепление изученного материала,
- выработка практических умений,
- создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования,
- поощрение и порицание,
- постановка системы перспективы,
- развитие познавательного интереса,
- формирование ответственности и обязательности.
Иллюстративный ряд:
презентация продукта, культурно значимого для ребенка (мини-проекты,
«Устав», «Портрет ансамбля РОНДО)
Оборудование:
- музыкальные инструменты: кларнет, синтезатор, фортепиано, флейта, шумовые
- аудиаппаратура
- пюпитры
- нотный материал - партитура и партии.
- аппаратура для презентации в программе Power Point
- демонстративный материал
Содержание занятия:
1. Организационный этап. Настройка, подключение инструментов, представление участников ансамбля, создание положительной мотивации – 5-6 мин.
Обычно музыкальное занятие начинается с настройки инструментов, но часто мы начинаем с «настройки» участников. Лейтмотив (главный мотив, иногда называют красной нитью) сегодняшнего занятия - «дружба может творить настоящие чудеса».
Очень важно, чтобы каждый ребенок в ансамбле чувствовал себя частицей музыкальной семьи. Для создания атмосферы доверия и воспитания чувства эмпатии применяем прием «История про себя». Используется для того, чтобы дети больше узнали и поняли друг друга. Кроме этого мы составили коллективный портрет, где на каждой фотографии можно найти дату рождения участника (показывает ребенок). И, наконец, мы составили кодекс, (показывает ребенок) выделили основные правила, которым стараемся придерживаться. Трудней всего - «не опаздывай!». Хотя он очень важен. Почему? (ответ детей). С удовольствием выполняем правило «помогай младшему», т.е. слабому. На данное время кто в нашей музыкальной семье самый слабый? Почему? (ответ детей) Как мы поможем? Поддержим и проявим сочувствие, покажем, что мы умеем дружить.
2. Этап подготовки. Исполнение упражнения, развивающие синхронность действий. 7-10 мин.
Надеюсь, вы заметили, что я все время употребляю местоимение «МЫ»
И это естественно, ведь само слово ансамбль с французского языка переводится как? (ответ детей): сообща, единство, согласие; вместе (ответ детей). Как в старинных книгах по астрономии Земля держится на 3-х Китах, качество ансамблевой игры держится на 3-х «Вместе»: вступаем, вместе исполняем, вместе снимаем. (ответ детей)
Для развития сплоченности в бытовом и музыкальном смысле слова практикуем следующее упражнение: «Дирижер» на сильную долю ¾ каждый ансамблист берёт свою ноту исполняемого произведения или аккорда в заданной тональности.
Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти или кивком головы.
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Дирижеры меняются. Темп ускоряется.
Дружно сыграли? Слаженно? Почему? У кого лучше получилась роль дирижера? (ответ детей)
3. Основной этап. Работа над произведением М. Леонтовича «Щедрик». 23--25 мин.
3.1. рассказ рождественских традициях.
Сегодня на примере разучиваемого нами произведения «Щедрик» мы хотим показать, как музыка укрепляет дружественные связи между народами на разных континентах. Дети подготовили презентацию об истории создания и приключениях славянской народной мелодии и сообщат нам интересные факты. Прием педагогической техники «Что? Где? Когда?» Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Включаются в ход занятия для усиления мотивации и для предотвращения утомляемости.
(рассказ детей) Щедривки и колядки, — это старинные славянские обрядовые песни. Молодёжь и дети исполняли их во время рождественских и новогодних праздников, обходя деревенские дома. Характерными особенностями колядок и щедровок является торжественность в исполнении и пожелания успеха, благополучия, щедрого нового года всем членам семьи.
Известную во всем мире обработку народной песни сочинил украинский композитор Николай Леонтович. Впервые «Щедрик» был исполнен хором Киевского Университета в 1916 году. А в 1921 году «Щедрик» был впервые исполнен за океаном — на концерте в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Позднее песня закрепилась в музыкальной культуре Запада под названием «колядка колокольчиков» – «Carols of the Bells». Мелодия славянской колядки звучит в сериалах «South Park», «Симпсоны», «Гриффины», «Субботний вечер в прямом эфире», «Менталист». Также мелодию использовали как саундтрек в фильмах «Гарри Поттер», «Один дома», «У зеркала два лица», «Крепкий орешек – 2», «Семейка Адамсов». В нашем исполнении прозвучит адаптированный педагогом для нашего состава инструментов вариант аранжировки ирландца Ричарда Кернца.
Такое распространение народной песни стало возможным почему? (ответ детей) Потому, что язык музыки универсален. Для того чтобы слушать и понимать музыку, не нужно знать язык композитора, написавшего ее. Кем бы по национальности не был композитор, он разговаривает на всем нам понятном языке души.
3.2. работа над интонационным единством.
На уроках, разучивая пьесы, мы много говорим, как музыкальным языком можно передать характер пьесы, ее настроение, как добиться того, чтобы смысл, заложенный композитором в его сочинении через исполнителя, был передан слушателю. Музыкальный язык состоит из чего? (ответ детей) из нот, динамических оттенков, штрихов, темпа, ритма.
Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность восприятия ансамбля и наносит ущерб выразительности исполнения. Синхронность является первым техническим требованием игры. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Отработка темы Щедрика, последней фразы. Применяем прием педагогической техники «Играем в учителя». Один из участников ансамбля исполняет сольно тему произведения. Остальные слушают и корректно, доброжелательно делают замечания. Используется для включения ребят в процесс взаимодействия, самоконтроля.
3.3. работа над темповым единством. Большие трудности связаны с исполнением в едином темпе чередующихся пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной партии в другую. Ансамблисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Отрабатываем гаммообразные пассажи. Применяем прием педагогической техники «Играем в учителя», корректно оценивая результат исполнения.
3.4. работа над динамическим планом. Динамика (изменение силы громкости звучания) является одним из самых действенных выразительных средств.
Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры.
В исполняемом нами произведении тема проводится много раз.
Кто-нибудь скажет сколько?
— I часть: вступление – флейта, 1 – ф - но (втора) и синтезатор, 2 – синтезатор, 3 – перекличка темы (ф -но и синтезатор, флейта), 4 – ф -но (втора и прима), 5 – кульминация (кларнет и синтезатор) 6 – перекличка (кларнет и синтезаторы), 7 – ф –но прима, 8 – ф-но втора.
– II часть повторяет первую, но имеет более развернутую кульминацию, захватывающую 7 и 8 проведение темы у 2-х партий ф-но. Заканчивается произведение кодой.
Тема проходит у разных групп инструментов, как мы анализировали с вами на одном из занятий, с различными средствами музыкальной выразительности. И наша задача – выстроить грамотно кульминацию произведения.
Сейчас сделаем анализ динамической рельефности развития мелодии: Первое проведение темы каким нюансом начинается? Второе? Третье? Где формируется кульминация? В кульминационных разделах нужно беречь силы или выкладываться полностью? (ответы детей) Исполним произведение с начала до конца.
4. Итог урока. (4-5 мин.) Давайте, вместе оценим наше исполнение, Что получилось, а что – не очень? Я думаю, что вы все получили удовольствие от этой пьесы, и ваша дружба в который раз помогла сделать маленькое чудо, которое называется «музыка». Музыка объединяет людей. Она воспитывает дух уважительного отношения к культуре, обычаям и традициям других народов, в духе «толерантности».
Почему это особенно важно в наши дни? (ответы детей). Мы живем в очень сложном мире, где много национальностей, людей с различным цветом кожи и разных религиозных верований, поэтому именно сегодня музыка помогает решать еще одну проблему взаимоотношений между людьми.
Красота не только спасает мир, но и объединяет людей в стремлении познать эту красоту. Есть такое понятие – «обмен искусством», которое служит объединению народов, их сближению и, в конечном итоге, способствует сохранению мира на Земле. Там, где не удается договориться политикам, договорятся музыканты. Ибо язык музыки не требует перевода. Он понятен каждому. Идет от сердца к сердцу. От души к душе.
Задание на дом: Продумайте вместе с родителями, какие яркие примеры воздействия на судьбы людей играла музыка. Известны ли вам какие-либо сказки, предания или рассказы о волшебной силе музыки? На следующем уроке поделитесь своими рассказами.