Взгляд на развитие системы дополнительного образования
В статье автор раскрывает свое отношение к развитию системы дополнительного образования в Самаре. Выявлены проблемы, возникающие в процессе развития системы. Показана востебованность предоставляемых услуг среди населения города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodionova_e.e._statya_pravlenaya.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Взгляд на развитие системы дополнительного образования
Е.Е. Родионова
МБУ ДО ЦВР «Поиск»
г.о. Самара
Аннотация: в статье автор раскрывает свое отношение к развитию системы дополнительного образования в Самаре. Выявлены проблемы, возникающие в процессе развития системы. Показана востребованность предоставляемых услуг среди населения города.
Ключевые слова: кружковая работа, внеурочная деятельность, дополнительное образование, развитие личности, формы деятельности учащихся, мотивация.
Современное новое понимание сущности дополнительного образования детей и подростков сегодня бесспорно и актуально. Оно является составной частью общего образования, а, когда–то, занимало скромную нишу в досуговой деятельности детей. К сожалению, сегодня система дополнительного образования воспринимается как сфера услуг и с этим в корне не согласны педагогические работники данной области образования, т.к. считают свою работу педагогической целенаправленной деятельностью.
В 1992 году внешкольная работа стала называться дополнительным образованием и это название тоже вызывало жаркие споры. А сегодня мы видим, что по своей сути это мотивированное образование. Оно дает возможность обучающимся максимально реализовать себя в различных видах деятельности, приобрести уникальные знания, умения и для многих, профессионально определиться. Оно дополняет основное общее образование и, порой, для ребенка является важнейшим и в дальнейшем определяющим его жизненный путь.
В прошлом внешкольная кружковая работа во многом наполнялась делами пионерской и комсомольской организаций. Внешкольные учреждения решали задачи духовного, интеллектуального и физического развития детей, объединяя ребят в кружки по интересам. В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) статья 26 явилась преобразующей в области дополнительного образования: ушла идеологизация; развитие личности ребенка стало системообразующим; появились функции выявления и поддержки детей с признаками одаренности; отмечена важность самоопределения обучающихся, формирование их нравственности и духовности, самоосмысления, новых жизненных умений и способностей.
Наивысшее развитие внешкольные учреждения получили в 70-80-е годы XX века. Если не «забегать» в более ранние годы и вспомнить стихи А. Барто «… драм кружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…», то внешкольная работа была. Да и мы, сегодняшние педагогические работники сферы дополнительного образования, в большинстве своем из него вышли. Дворцы пионеров, клубы юных техников и юных натуралистов, спортивные секции и прочее. Была развита система детских кружков при Дворцах культуры и при заводах.
В Куйбышеве при общеобразовательных школах начали активно создаваться музыкально-хоровые студии, которые позднее были реорганизованы в школы искусств и музыкально-хоровые студии и школы. Стала расширяться сеть подростковых клубов по месту жительства и к 2014 году их уже стало 156. А сегодня они являются составной частью крупных образовательных учреждений.
В основном, традиции внеурочной деятельности детей сохранились, преобразовались и пополнились. В результате, многим учреждениям дополнительного образования сегодня за пятьдесят лет. Таким является и Центр внешкольной работы «Поиск». Образованный в 1953 году он сегодня современен и востребован. Имеет много друзей и партнеров. Около 2000 ребят нашли в нем свою территорию детства. Центр является флагманом среди многопрофильных учреждений города. Именно здесь создана атмосфера дружбы и творческого действия, направленного на развитие духовной стороны формирующегося человека. Через различные формы деятельности происходит его социализация. Ведь образование стало компетентностным, а значит, повернуто своей главной стороной к жизни.
Как и у многих других подобных образовательных учреждений, у ЦВР «Поиск» организована доступная среда. Ранее об этом не задумывались, а сегодня это требование времени. И уже среди учащихся мы видим ту категорию ребят, которая ранее была замкнута в своих стенах. Дистанционные образовательные программы и обучающие курсы, атмосфера комфорта и уюта в детских объединениях, пандусы и специально разработанные методические материалы и многое другое. Всё направлено на поддержание интереса к получению дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, ребятами из многодетных семей. Но не хватает глубокого материально-технического обеспечения, проводимого за счет государства. Каждое учреждение изыскивает свои пути обеспечения.
Тем не менее, во все годы, главным в учреждениях дополнительного образования остается личность ученика.
Целенаправленный процесс в семидесятых-восьмидесятых годах стал ориентирован на развитие личностных и предпрофессиональных качеств формирующегося человека, реализуемых через образовательные программы. Кто должен их писать, чья это компетенция? И тогда опять не обошлось без дебатов.
А сегодня уже нет сомнений у педагогов-практиков, что наилучшим разработчиком программы может быть только сам педагог. Ведь только он видит особые возможности и пути успешной реализации целенаправленного образовательного процесса. Утратив свою формализованность, в дополнительных программах показаны пути развития мотивации и творчества, пути личностного роста и самосовершенствования учащегося. Свобода выбора помогает ему погрузиться на свою глубину в интересуемую область знаний и умений.
Неиссякаемый поток учащихся доказывает, что открытое, мобильное, быстро реагирующее на «вызовы времени» в интересах детей и общества дополнительное образование социально востребовано. Оно способствует бесконфликтному, успешному включению в общественные и экономические процессы молодого человека, «прошедшего» учреждения дополнительного образования, мотивированно познавшего его современные программы, ставшего участником интересных не формальных дел. Дополнительное образование, став частью образовательной системы, расширило его возможности уже сейчас проявить своё прогрессивное развитие, направленное на самоактуализацию и самореализацию растущей личности. Активное введение в образовательный процесс учреждений дополнительного образования проектной деятельности стало направляющим в формировании мотивации к познанию и творчеству, к приобщению и принятию обучающимися базовых ценностей России.
Литература
- Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
- Концепция развития дополнительного образования детей (на период до 2020 года) (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р) http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
- Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42.
LOOK AT THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
E.E. Rodionova
Methodist
MBU TO TSVR "Search"
g. o. Samara
Abstract: in the article the author reveals his attitude to the development of the system of additional education in Samara. Identified problems encountered in the development process of the system. Shows the relevance of services among the population of the city.
Keywords: clubs, extracurricular activities, additional education, personal development, forms of activity of students, motivation.