Главные вкладки
Методическая разработка «Журналы и газеты: выбор сетки и виды макетов»
В данной методической разработке представлен конспект открытого занятия по программе "Настольные издательские системы" студии журналистики "Репортер" ГБУ ДО ДДТ "Юность". Главной целью является - расширение творческого взгляда в верстке. На занятии рассмастриваются основные виды сеток и макетов, которые используются для верстки журналов, газет, рекламных изданий и другой многостраничной печатной продукции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatia_18_12_2015_rusanov.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга
«ЮНОСТЬ»
Конспект открытого занятия
Тема занятия: «Журналы и газеты: выбор сетки и виды макетов»
Коллектив: Настольные издательские системы
Отдел (образовательная область): Социально-досуговый
Возраст детей: 12-17 лет
Место проведения: ДДТ «Юность», Луначарского, 1/2
Дата проведения: 18.12.2015
ФИО педагога: Русанов Николай Валерьевич
Санкт-Петербург
2014 - 2015
Цель занятия, направленная на
- Расширение творческого взгляда в верстке
- Возможности выбора при выполнении работ;
- Развитие личностных качеств ребенка;
Задачи занятия
- обучающие
- компенсация пробелов в знаниях, полученных за полугодие
- освоение программы Adobe InDesign, применение знаний на практике
- развивающие
- развитие в ребенке чувства ответственности
- навык изложения своих мыслей
- воспитание и формирование художественного вкуса учащихся
- воспитательные
- формирование общественной активности ребенка
- воспитание культуры поведения в социуме
- взаимодействие в коллективе
- формирование рабочего опыта, веры в свои возможности и чувства ответственности
Методы и приемы работы
- Наглядные методы:
- наблюдение;
-демонстрация (рассматривание).
- Практические методы:
- упражнение.
- Словесные методы:
- рассказ педагога;
- беседа.
Педагогические технологии
- Групповые технология
- Технология индивидуализации обучения
Предполагаемые результаты:
Учащиеся укрепляют теоретические знания по предмету практическим заданием. В случае неокрепшего понимания материала, укрепляют знания через практику. Вырабатывается умение работы в коллективе, навык выражать свои мысли через монолог.
Техническое оснащение:
- светлое помещение
- круглый стол
- учительский стол
Оборудование и материалы
- интерактивная доска
- ноутбуки
- программа Adobe InDesign
Методические пособия и дидактические материалы
- Аппликационные элементы для практического занятия, клей-карандаш, ножницы;
Литература, используемая при подготовке занятия:
- Adobe InDesign CS5. Руководство пользователя.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Образцы шрифтов / Ян Чихольд, 2012.
- Патернотт Ж. / Разработка и создание логотипов и графических концепций, 2008
- Комолова Н. Компьютерная верстка и дизайн. Серия "Самоучитель". - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
- Маркина И.В. Основы издательских технологий. 2005.
- Шкаев А.В. Настольные издательские системы: Справочник.-М.: Радио и связь, 1994.
Этап | Этапы занятия | Время |
1 | Организационный момент | 2 мин. |
2 | Сообщение темы и плана занятия | 3 мин. |
3 | Введение в тему занятия, актуализация представлений обучающихся по теме | 4 мин. |
4 | Теоретическая часть занятия | 15 мин. |
5 | Проверочная часть занятия | 18 мин. |
6 | Оценка деятельности учащихся | 2 мин. |
7 | Организационный момент (уборка рабочего места) | 1 мин. |
Всего | 45мин. |
Ход занятия
Организационная часть:
- сбор детей;
- проверка готовности детей к занятию
- создание психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию;
- подготовка рабочих мест обучающихся, необходимых материалов, инструментов
Сообщение темы и плана занятия
В первую очередь, проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда. Педагог: «Тема сегодняшнего занятия: «Журналы и газеты: выбор сетки и виды макетов». Мы рассмотрим основные виды сеток и макетов, которые используются для верстки журналов, газет, рекламных изданий и другой многостраничной печатной продукции. Тогда вы начнете замечать сетки в каждом печатном издании, а также сможете самостоятельно выбирать наилучший вариант макета.»
Теоретическая часть занятия
- Сетка – это структурная основа макета, которая позволяет располагать информацию в печатном издании таким образом, чтобы она легко читалась и красиво выглядела. Но если вы выбрали какой-то определенный вид сетки (подробнее об этом ниже), совсем не обязательно жестко его придерживаться. Это не сетка должна диктовать вам правила, а вы ей. Потому что сетка – лишь вспомогательный материал, который призван облегчить процесс верстки, а ни в коем случае не ограничивать ваш креатив и фантазию.
- Сетка жизненно необходима для дизайна документов, особенно тех, в которых содержится текстовая информации вперемешку с изображениями. Если вы сомневаетесь, можете открыть любой журнал. Не важно, о чем в нем будет написано, и насколько разными будут макеты каждой страницы. В целом, общая структура макета будет соответствовать тщательно проработанной сетке.
Давайте рассмотрим основные разновидности сеток, и начнем с простых, и, соответственно, самых распространённых.
(показ слайдов)
1. Две колонки
- Сетка с двумя колонками очень популярная в книгах, информационных бюллетенях или узких публикациях, где ширина ограничена. Несмотря на то, что это очень простой макет, его также можно разнообразить, добавив некоторые элементы. Например, растянуть заголовок или картинку на две колонки.
- Тем не менее, если издание очень широкое, то сетку из двух колонок лучше не использовать, так как читать текст будет неудобно.
2. Три колонки
- Такой макет более гибкий, чем предыдущий, так как дает возможность растягивать текст и изображения на две и даже три колонки. Подходит для большинства изданий, даже широких, которые не требуют сложного расположения элементов.
- Альтернативой сетке в три колонки может стать сетка в три ряда. Она прекрасно подойдет для таких изданий, как лифлеты и брошюры.
3. Четыре и больше
- Если вам нужен гибкий макет для большого количества разной информации и элементов, то четырех и более колоночные сетки - правильный выбор.
- Вообще, сетки с нечетным количеством колонок работают лучше всего. Пять или семь столбцов обеспечивают максимальную гибкость и позволяют располагать элементы асимметрично, что часто выглядит привлекательнее симметричной верстки.
- Если на странице много разной информации, можно добавить «воздуха», просто оставляя некоторые колонки или части колонок пустыми.
4. Асимметричные
- Продолжая тему гибких макетов нельзя не рассказать подробнее об асимметричных сетках. Как асимметричные сетки могут «оживить» макет страницы?
Асимметричная сетка в три колонки с врезкой
- В этом примере вы видите три колонки разных размеров, с узкой колонкой в центре. Для того чтобы страницы смотрелись цельно, можно сделать «зеркальный» макет. Заметьте, что некоторые элементы по-прежнему могут занимать сразу несколько колонок. У каждой колонки может быть свой функционал.
- Здесь вы видите, что узкая центральная колонка (выделена красным) используется для описания изображений или цитат. В том случае, если информации для нее нет, она может быть оставлена пустой, что в свою очередь добавляет «воздуха» и освежает общий вид макета.
- Наиболее популярен вариант асимметричной сетки в три колонки, когда узкая колонка или «врезка» находится на краю страницы. Врезка может быть заполнена заголовками, описанием, цитатами, примечаниями, графикой и т.д., или не заполнена вообще. Она помогает расставить акценты, упорядочить информацию, или может быть использована для размещения какой-то дополнительной информации, которая напрямую не связана с общим текстом.
- Обратите внимание, что с использованием одного и того же макета можно создавать разный дизайн. Этот пример, существенно отличается от предыдущего.
5. Смешанные
- Мы подчеркивали важность использования сетки для создания целостности издания. Однако часто бывает так, что на каких-то страницах расположена информация, которая сильно отличается от всего остального контента. Не нужно пытаться вписать ее в выбранную сетку. Это может испортить все впечатление. Вместо этого просто используйте для таких страниц другую сетку.
- В примере основные страницы выстроены по асимметричной сетке в три колонки с боковой врезкой. А вот страницы с картинками организованы по принципу сетки с разбивкой 3х3.
6. Нарушение сетки. Примеры
- Надеюсь, вы убедились в гибкости и полезности сеток. Но многие правила, и сетки не исключение, время от времени полезно нарушать. Именно поэтому сетки иногда «ломают», чтобы сделать макет более «живым» и интересным.
- Визуально разнообразить макет и сделать акцент можно с помощью фонового изображения, растянутого «в край».
- Другой способ «сломать» сетку - вставить какой-то текстовый блок поверх нее.
- Для любителей упорядоченного беспорядка: вставьте картинку с нарушением ориентации сетки.
Здесь главное не переусердствовать, так как большое количество таких отступлений могут сделать макет негармоничным и безвкусным.
7. Как выбрать подходящую сетку?
- Выбирая макет, нужно иметь четкое представление о том, как должно выглядеть готовое издание, какого формата оно будет, каким образом будет отпечатано, кто его будет читать, какова его цель и так далее. Вот несколько пунктов, которые помогут вам определиться с выбором сетки:
- Чего в документе (издании) будет больше: текста или изображений? Если больше текста - выбирайте простой макет с 2-3 столбцами. Если больше картинок, то подойдет макет с четырьмя столбцами и больше.
- Хотите включить в верстку примечания, описания, подзаголовки и другую дополнительную информацию? Тогда ваш выбор - асимметричная сетка с боковой «врезкой».
- Сложность. Для сложных документов, в которых текст сильно перемешан с картинками (газета, например), лучше выбирать сетку, разбитую на несколько столбцов или рядов. Это обеспечит большую гибкость и упорядоченность информации. Опять же, не нужно усложнять макет, чтобы в конечном итоге вообще не потерять структуру.
- Тип документа. Если документ предусматривает большое количество небольших заметок и картинок, то можно сделать разбивку не только на колонки, но и на строки, создав ячеистую структуру.
Практическая часть занятия
Творческое задание-конструктор. Ребятам предлагается из различных текстовых и графических бумажных элементов сложить оригинальный разворот.
Подведение итогов занятия, формирование выводов
- подведение итогов практической работы; оценка работ;
- закрепление учебного материала;
Контроль
- Индивидуальный; групповой
Рефлексия
Дети дают педагогу обратную связь, оценивая качество занятия и собственную эффективность.