Роль педагога дополнительного образования в создании условий для творческого становления личности обучающегося в цирковой студии «Гулливеры»
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дополнительному образованию, его влиянию на становление личности ребёнка, социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу учреждений дополнительного образования не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_tsirkovoy.docx | 582.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Доклад на тему:
Роль педагога дополнительного образования
в создании условий для творческого становления личности обучающегося в цирковой студии «Гулливеры»
Подготовил: педагог доп. образования
Кульева С.С.
г. Райчихинск - 2014
Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его ''возрастания до идеального ОБРАЗА''. Последние несколько лет общество вновь задумалось о духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Появление новой цели обусловливает необходимость переосмысления влияния личности педагога на развитие личности ребенка. В последнее время в педагогической теории отмечается тенденция к толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация.
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дополнительному образованию, его влиянию на становление личности ребёнка, социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу учреждений дополнительного образования не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.
Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Формирование личности ребенка, особенно, дошкольного и младшего школьного возраста, происходит под влиянием многих факторов, в том числе общения со сверстниками и взрослыми. Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности педагога. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только на занятии и в общении с ровесниками, его влияние простирается и на состояние, поведение, личностные проявления учеников, как в период обучения, так и в последующие годы.
В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. В становлении ребенка как личности, когда закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения, особенно важна роль Учреждения дополнительного образования как организационной и общественной формы воспитания и развития детей, включая процесс их общения с педагогом.
Актуальность данной темы несомненна, ведь она касается великой силы воздействия личности педагога на развитие подрастающего поколения и требует изучения и исследования.
Работа в качестве педагога дополнительного образования цирковой студии «Гулливеры» дает мне возможность анализировать проблему влияния качеств личности педагога на формирование и изменение качеств личности моих подопечных.
Особенности развития циркового искусства на современном этапе требуют нового подхода к его воплощению. Существуя и развиваясь по основным законам любого вида искусства, цирк уже давно встал в один ряд с другими видами искусства, где зритель неравнодушен, где он переживает за героя, выступающего в цирковом пространстве, радуется его успехам. Зритель смеется над проделками клоуна и грустит над его «несчастной» любовью. Вся эта палитра человеческих чувств создает атмосферу сопереживания, сопричастности, зрелищности, что и отличает искусство от других видов человеческой деятельности.
Цирк нельзя понять разумом – только душой. Цирком заболевают. Если ты готов служить цирку, то свято хранишь его традиции, его секреты.
Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, любить цирк, дружить, уметь жить в коллективе – вот чему стремятся учить своих воспитанников педагоги студии, разрабатывая учебные программы, которые требуют профессионального опыта, личной культуры и работоспособности.
Овладение навыками циркового искусства особенно важно и интересно для детей - ведь они будут уметь делать то, что многим другим людям кажется слишком трудным или даже невозможным!
Через цирковое искусство, систематическое занятие в цирковой студии ведется воспитание навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, воспитание культуры поведения, дисциплины и собранности.
Вся наша работа направлена на физическое и творческое развитие обучаемых, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.
Целью деятельности цирковой студии является развитие внимания, эмоциональной памяти, творческого воображения, ответственности, силы воли, владение своим телом.
Основные методические принципы в работе педагога:
- системность и комплектность;
- непрерывность обучения и воспитания;
- учет возрастных особенностей обучаемых;
- индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого воспитанника
На основе анализа исследования можно сделать вывод, что влияние педагога через основы циркового искусства на личность ребёнка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве исполнителя и в качестве активного циркового зрителя. Это в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребёнка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В своей работе я использую опыт традиционной русской школы с её методиками по подготовке высококачественного номера, сужены рамки специализации из опыта китайской школы и определено направление трёх дисциплин по специализации «Акробатика», «Эквилибристика», «Жонглирование» для получения больших знаний и умений в области этих жанров.
Сущность деятельности педагога дополнительного образования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому обучающемуся. Нужно быть страстным энтузиастом, чтобы всего себя отдавать решению сложной задачи ввести воспитанника в особый мир цирка, угадать талантливого и помочь трудолюбивому.
Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности. Для благоприятного развития личности ребенка также совершенно необходимы особые условия, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в предлагаемых областях образования, развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.
В Законе Российской Федерации об речь идет о необходимости воспитания мотивированной, инициативной, самостоятельной личности, ориентированной на построение и реализацию продуктивных стратегий своего жизненного и профессионального путей. Таким образом, центральное место в новой модели образования принадлежит взаимодействию педагога и учащегося - главных субъектов учебно-воспитательного процесса.