Программа курса "Музейное дело"

Ортаат Шинчи Орлановна

Пояснительная записка

Каждый человек любит место, где он родился, где живет. И важно знать край, изучать его прошлое, интересоваться историей, хорошо знать достопримечательности, традиции, обычаи родного края. Этому всему способствуют уроки в школе, рассказы пожилых людей, книги о родном крае и самостоятельное изучение истории. Также в курсе «Музейное дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muz_delo.docx65.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Авырал» имени В.Д.Иргита

села  Тээли муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Рассмотрено                                                                              Утверждаю          

на педагогическом совете                                                       Директор МБУ ДО

от «___»____________20__г.                                                  ЦДО «Авырал» им. В.Д.Иргита

Протокол №____                                                                        _____________Тойбу-Хаа Д.Б

«___»____________ 20____г.                                                    «___»__________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Музейное дело»

Направленность: культурологическая

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Ортаат Шинчи Орлановна

с.Тээли, 2020

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………2
  2. Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………........4
  3. Содержание учебного плана 1 года обучения………………………………...8
  4. Учебно-тематический план 2 года обучения…………….................................9
  5. Содержание учебного плана 2 года обучения………………………………..11
  6. Учебно-тематический план 3 года обучения……………................................15
  7. Содержание учебного плана 3 года обучения………………………………..17
  8. Методическое обеспечение программы…………………………………........19
  9. Материально – техническое обеспечение…………………………………….21
  10. Список литературы……………………………………………………………..22

Пояснительная записка

Каждый человек любит место, где он родился, где живет. И важно знать край, изучать его прошлое, интересоваться историей, хорошо знать достопримечательности, традиции, обычаи родного края. Этому всему способствуют уроки в школе, рассказы пожилых людей, книги о родном крае и самостоятельное изучение истории. Также в курсе «Музейное дело» Центра дополнительного образования можно научиться тому, как изучать историю своего края, как о нем интересно, увлекательно рассказать другим, гостям, какие красивые вещи, подарки можно изготовить своими руками. Этому всему обучают в интегрированном курсе «Музейное дело», который состоит из разделов «Краеведение», «К истокам».

Направление программы – культурологическое. Программа направлена на развитие патриотизма, исследовательских, познавательных навыков обучающихся по изучению истории родного края,  на привитие интереса к нему, любви и бережного отношения к природе родной земли.

Новизна программы состоит в том, что программа состоит из разделов, взаимосвязанных и направленных на воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину, интересующегося историей родного края, через музейную и экскурсионную деятельность.

       Велико значение опыта для духовного развития обучающихся, их эстетического воспитания.  На занятиях дается возможность помочь обучающемуся открыть  мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства через изучение краеведения, сбор материалов музею. Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности.

Актуальность программы состоит в том, что музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний обучающегося, формирования у детей научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Путем  изучения края, через занятия декоративно-прикладным творчеством, через работу в музее программа призвана воспитать у юного поколения патриотизм, уважение к предкам, любовь к Родине,  сохранять традиции своей страны, формировать у детей чувство национального самосознания.  Без Родины нет человека, индивидуальности, личности.

Педагогическая целесообразность в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подросткового поколения, познакомить детей с музейным пространством. Привить любовь к Родине, интерес к истории родного края. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также для воспитания музейной культуры.  Музей является источником полноценной информации, в нем ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей. Новые объекты и явления,  изучаемые на экскурсии во время краеведческих работ пополняют словарный запас обучающегося такими словами, за которыми стоят четкие, ясные образы. Постепенно воспитывается бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине.

Цель программы – организация  деятельности музея декоративно-прикладного творчества в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся и подготовка юных экскурсоводов.

Задачи:

  1. Создать актив музея и поисковые группы учащихся для проведения исследований по тематике музея;
  2. Организовать сбор экспонатов и документальных материалов по декоративно-прикладному творчеству;
  3. Формировать у учащихся патриотические чувства, активную гражданскую позицию;
  4. Организовать среди учащихся исследовательские материалы по истории декоративно-прикладного творчества;
  5. Способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся.

       Данная программа рассчитана на три  года обучения. Первый год обучения – 144 часов  (два раза в неделю по 2 часа); второй год – 216 часов  (два раза в неделю по 3 часа); третий год – 324 часов (три раза в неделю по 3 часа).

         Возраст обучающихся – 9 -14 лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Она обусловлена тем, что обучающиеся занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

        Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (выставки), мини-представления и концерты, исследовательские проекты, конференции, составление и разгадывание кроссвордов.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

теория

практика

Раздел 1. Основы  подарочного  этикета.

16

10

6

Тема №1.  «Введение в программу»

4

4

-

1.

Вводное занятие «Знакомство». Ознакомительная  диагностика.

2

2

-

2.

Введение в программу. Ознакомление с планом кружка. Инструктажи.

2

2

-

Тема №2. «Из истории правил хорошего тона.

                     Традиции подарочного этикета»

2

2

2

3.

История возникновения этикета и зарождения правил хорошего тона. Традиции подарочного этикета.

2

2

2

Тема№3.  «Праздники….Что это такое?»

4

4

4

4.

Знакомство с традиционными российскими праздниками.

2

2

2

5.

Знакомство с календарными российскими праздниками.

2

2

2

Раздел 2. Осенняя пора – очей очарование.  Приятна мне твоя прощальная краса.

34

   20

14

Тема№4.   «Традиционные и календарные осенние праздники»

4

2

2

6.

Разнообразие праздничных дней в нашей жизни.

2

2

-

7.

Обзор изучаемых осенних праздников.

2

-

2

Тема№5.  « Подарки в нашей жизни»

4

4

-

8.

Открытка как элемент подарка.

2

2

-

9.

Кардмейкинг – искусство создания открыток.

2

2

-

Тема №6. «Международный  День Учителя»

6

4

2

10.

Особенности праздника.

2

2

-

11.

Открытка для учителя своими руками.

4

2

2

Тема №7. «20 ноября – всемирный День ребенка»

4

2

2

12.

Особенности праздника.

2

2

-

13.

Открытка «Счастливое детство»

2

-

2

Тема№8 « День  Матери в России»

10

6

4

14.

Особенности праздника.

2

2

-

15.

Открытка «Букет для Мамочки»

4

2

2

16.

Открытка для бабушки.

4

2

2

Тема№9 « День осенних  именинников»

6

2

4

17.

Изготовление открыток для именинников. Закрепление пройденного.

4

2

2

18.

Торжественное чествование осенних именинников. Чаепитие и вручение подарков.

2

-

2

Раздел 2. Зима сребристой пеленой. Одела горы и луга…

46

22

24

Тема №10  «Традиционные и календарные зимние праздники»

4

2

2

19.

Обзор изучаемых  зимних праздников.

2

2

-

20.

Приглашение в мастерскую Деда Мороза.

2

-

2

Тема №11  «В ожидании новогоднего волшебства…»

14

6

8

21.

Особенности новогоднего праздника.

2

2

-

22.

Работа в мастерской Деда Мороза по изготовлению новогодних подарков и аксессуаров для декора помещения.

10

4

6

23.

Новогодний карнавал.

2

-

2

Тема №12.  Старый новый год.  День святого Валентина.»

18

8

10

24.

Особенности  праздников.

4

2

2

25.

Открытки  в ранее изученных техниках.

4

2

2

26.

Открытка «Пингвиненок»

4

2

2

27.

Открытки «Валентинки»

6

2

4

Тема №13. «День защитника Отечества»

6

4

2

28.

Особенности  праздника.

2

2

-

29

Открытка-оригами «Рубашка с галстуком»

4

2

2

Тема №14. «День  зимних именинников»

4

2

2

30

Изготовление открыток для именинников. Закрепление пройденного.

2

2

-

31.

Торжественное чествование зимних именинников. Чаепитие и  вручение подарков.

2

-

2

Раздел 4. Уж тает снег, бегут ручьи,

                 В окно повеяло весною…

48

24

24

Тема №15.  «Традиционные и календарные весенние праздники»

2

2

-

32.

Обзор изучаемых  весенних праздников.

2

2

-

Тема №16.  «8 марта – день весны и красоты»

6

4

2

33.

Особенности  праздника.

2

2

-

34.

Открытка для мамы «Самой любимой»

4

2

2

Тема №16.  «Славянский праздник – Жаворонки»»

8

4

4

35.

Особенности и интересные факты  праздника.

2

2

-

36.

Развлекательная программа «Жаворонки»

2

-

2

37.

Открытка «Веселые птички»

4

2

2

Тема №17.  «Пасхальные хлопоты»

8

4

4

38.

Особенности  праздника.

2

2

-

39.

Пасхальные открытки.

6

2

4

Тема №18.  «Майские праздники»

14

8

6

40.

Особенности  праздников.

2

2

-

41.

Открытка в технике квилинг «Цветущая вишня»

4

2

2

42.

Открытка ко Дню Победы

4

2

2

43.

15 мая – международный День  Семьи.

4

2

2

Тема № 19. «День  весенних именинников»

6

2

4

44.

Изготовление открыток для именинников. Закрепление пройденного.

4

2

2

45.

Торжественное чествование весенних и летних именинников. Чаепитие и вручение подарков.

2

2

Итоговые мероприятия:

4

4

46.

Подготовка к итоговой выставке.

2

2

47.

 Итоговая выставка – концерт «Дом в котором мы живем»

2

2

ИТОГО:

144

76

68

Содержание программы (1 год обучения)

Раздел 1. «Основы подарочного этикета» 16 ч.

          Введение в программу. Ознакомление с планом кружка. Инструктажи. История возникновения этикета и зарождения правил хорошего тона. Знакомство с традиционными российскими праздниками. Знакомство с календарными российскими праздниками.

Ознакомительная диагностика. Диагностика воспитанности.

Раздел 2. «Осенняя пора – очей очарование, приятна мне твоя прощальная краса». 34 ч.

         Разнообразие праздничных дней в нашей жизни. Обзор традиционных и календарных осенних праздников. Открытка как элемент подарка. Международный  День Учителя. 20 ноября – всемирный День ребенка. День матери в России. День осенних именинников.

       Практические работы: Знакомство с кардмейкингом как искусством создания открыток. Изготовление открытки «Осенний цветок для учителя».

Изготовление открытки «Счастливое детство».  Изготовление открыток «Букет для мамочки», «Букет для бабушки». Изготовление подарочных открыток  для именинников. Закрепление пройденного материла. Торжественное чествование осенних именинников. Чаепитие и вручение подарков.

Раздел 3. «Зима сребристой пеленой одела горы и луга».  46 ч.

       Обзор традиционных и календарных зимних праздников. Особенности новогоднего праздника. Национальный праздник Шагаа.  День святого Валентина. День защитника Отечества. День зимних  именинников.                     

      Практические работы: Работа Мастерской деда Мороза по изготовлению новогодних подарков и аксессуаров для декора помещения. Изготовление открыто  «Пингвиненок». Изготовление валентинки. Изготовление открытки-оригами для мужчин. Изготовление подарочных открыток  для именинников. Закрепление пройденных тем. Торжественное чествование зимних именинников. Чаепитие и вручение подарков.

Раздел 4. «Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною». 48 ч.

      Обзор традиционных и календарных весенних праздников. 8 марта – день весны и красоты. Славянский праздник «Жаворонки». Пасхальные хлопоты. Майские праздники: День Победы, 15 мая – международный День Семьи. День весенних и летних  именинников.                     

      Практические работы: Изготовление открытки для мамы «Самой любимой». Изготовление открытки «Веселые птички». Изготовление пасхальных открыток по шаблону. Изготовление открытки в технике квиллинг «Цветущая вишня».  Изготовление поздравительной открытки для ветеранов. Изготовление подарочных открыток  для именинников. Закрепление пройденного материла. Торжественное чествование весенних  и летних именинников. Чаепитие и вручение подарков.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

Раздел II. Основы музееведения.

20

12

8

2

Основы музееведения.

4

2

2

3

Музей МБУДО ЦДО «Авырал»

8

4

4

4

Знакомство с музеями Родного края

8

6

2

           

Раздел III.История экспонатов, представленных    в экспозиции школьного музея

20

8

12

5.            

Экспонаты, подаренные музею. Фото, видео экспонаты

10

4

6

6.

Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Описание экспоната.

10

4

6

Раздел VI. Воспоминания – как важный источник исторической информации

6

2

4

7.

Музей хранитель памяти

6

2

4

Раздел V. .Исследовательская поисковая деятельность

16

4

12

8.

Исследовательская работа по сбору материалов для «Портфеля экскурсовода».

Раздел VI. Экскурсия

28

10

16

9.

Разработка и подготовка экскурсии

12

4

8

10.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее.

16

6

8

Раздел VII.Имидж экскурсовода

8

2

6

11

Имидж экскурсовода

4

2

2

12

Отработка и сдача экскурсии

4

-

4

Раздел VIII. Музееведение

30

8

22

13

Музееведение

2

2

-

14

Музееведение как наука

2

2

-

15

Моя экскурсия

10

2

8

16

Библиография

16

2

14

Раздел IX.История Бай-Тайгинского кожууна

20

12

8

17

Достопримечательности Бай-Тайгинского кожууна

10

6

4

18

Аржааны и озера

10

6

4

Раздел X. Интерактивная экскурсия

46

10

36

19

Разработка и подготовка экскурсии

16

2

14

20

Основы исследовательской, поисковой работы

10

4

6

21

Оформление результатов поиска и создание экспозиции по своей экскурсии

10

2

8

22

Отработка и сдача экскурсии

10

2

8

Раздел XI. Фондовая работа музеев

16

4

12

23

Фонды музея и их характеристика.

8

2

6

24

Основной и вспомогательный фонд.

8

2

6

25

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

216

76

138

Содержание программы (2 год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).

Типы и виды музеев: краеведческие, боевые славы, исторические и др. Государственные, частные, муниципальные,  школьные и др.

Раздел 2. Основы музееведения. (20 ч.)

Основы музееведения. Музееведение. Первоначальные навыки экскурсовода по музею.  Изучение основных понятий: «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «экскурсия», «архив», «фонд», каталог и др.

Практическая работа: оформить словарик, работа с фондами музея.

Музей МБУДО ЦДО «Авырал». Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия по музею. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Фонды, разделы музея, экспонаты. Знакомства с основными разделами музея.

Экскурсии в музеи.

          Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции в музее. (20 ч.)   

      Фото и видео экспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Атрибуция музейных предметов.

Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.

Раздел 4. Воспоминания – как важный источник исторической информации (6 ч.).

Беседы, анкетирование свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний.  Использование технических средств.

Практическая работа: взять интервью у тех, чья судьба связана историей учреждения дополнительного образования «Авырал» (педагоги-ветераны, работающие педагоги, ветераны ВОВ и т.д.)

Раздел 5. Исследовательская (поисковая) деятельность.(16 ч.)

Основы исследовательской. Поисковой работы. Основные этапы над исследованием. Основные источники, используемые для сбора материала: газеты и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памяти (символы, атрибуты, личные вещи и т.д.), первоисточники и методика работы с ними.

        Практическая работа:  найти материал по заданной теме и оформить его.

        Разработка и подготовка экскурсии. Этапы составления экскурсии, музейные понятия, используемые для подготовки и проведения экскурсии. Оформление текста экскурсии. Знакомство с правилами и требованиями  к проведению экскурсий. Работа над содержанием экскурсии по выбранной тематике.

Практическая работа: составить текст экскурсии по определенной тематики, подготовить презентацию экскурсии.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее.

Повторение правил оформление экспозиции, размещение материалов. Оформление альбома, создание  презентаций музейной выставки.

Раздел 6.Экскурсия. (28ч.)

Разработка и подготовка экскурсии. Этапы составления экскурсии, музейные понятия, используемые для подготовки и проведения экскурсии. Оформление текста экскурсии. Тема, продолжительность экскурсии. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий.  Работа над содержанием экскурсии по выбранной тематике.

Практическая работа: составить текст экскурсии определенной  тематики, подготовить презентацию экскурсии.

Раздел 7. Имидж и речь экскурсовода.  (8 ч.)

Имидж и речь экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Одежда экскурсовода. Ораторское искусство. Отработка речи экскурсовода, работа над лекцией (упражнения  над дыханием, скороговорки).

Отработка и сдача экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме.

Раздел 8. Музееведение.(30 ч.)

Музееведение. Основные принципы и понятия и методы работы.

Музееведение как наука. Предмет изучения. Расширение и углубление имеющихся знаний. Основные понятия, действия с ними. Экспонаты и виды. Цифровая обработка, опись фондов музея, книга учета.

Моя экскурсия. Выбор темы экскурсии для самостоятельной работы, обоснование своего выбора, составление плана действий по исследовательской работе, выявление лиц, которые могут помочь в данном исследовании.

Библиография.  Работа с каталогами в библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок.

Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии.

Раздел 9. История родного Бай-Тайгинского кожууна. (20 ч.)

Экскурсии по местностям. Сбор материалов и разработка интерактивной экскурсии.

Раздел.10 . Интерактивная экскурсия.(46ч.)

Разработка и подготовка экскурсии.  Этапы работы над экскурсией. Оформления текста экскурсии.  Работа над содержанием экскурсии по выбранной тематике. Работа с фондами музея.  Правила переписка с архивом кожууна. Работа над содержанием экскурсии.

Основы исследовательской, поисковой работы. Основные этапы работы над исследованием.  Определение источников для работы: газет и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники (символы, атрибуты, личные вещи и т.д).

Первоисточники и работа с ними.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции по своей экскурсии.

Оформление альбома, создание презентаций музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов. Составление пояснительных текстов т.д.).     

Раздел  11. Фондовая работа музеев (16 ч.)

        Фонды музея и их характеристика. Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

        Основной и вспомогательный фонд. Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.

        Практические занятия (практическое задание по отбору материалов в основной фонд).

          Отработка и сдача экскурсии.

Ораторское искусство. Отработка речи экскурсовода, работа над дикцией (упражнения на дыхание, скороговорки).  Отработка своей экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

Итоговое занятие. (4 ч.)

Итоговое занятие проводятся в конце каждого полугодия. Полученных  за период обучения по данной программе, подведение итогов, составление портфолио обучающихся, обобщение и анализ результатов и достижений каждого.

 

Учебно-тематический план кружка (3 год обучения)

Разделы и темы

Всего часов

теория

практика

Раздел 1. Введение

4

4

1.

Введение в курс «Краеведение»

2

2

2.

Природа – наш  дом

2

2

    Раздел 2. Мой край на карте Родины

96

44

52

3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

10

4

6

4

Далекое прошлое Тувы

Путешествие по Туве

20

8

12

5

Республика Тыва – частица России. Символика республики

10

4

6

6

Географическое положение и историческое развитие родного кожууна.

10

4

6

7

Исторические корни нашего кожууна.  Легенды и предания.

6

4

2

8

Государственные символы Бай-Тайгинского кожууна.

10

4

6

9

Сельские поселения кожууна

10

4

6

10

История становления сельских поселений Бай-Тайгинского кожууна

10

6

4

11

Знаменитые люди Бай-Тайгинского кожууна

10

6

4

Раздел 3. Этнокультурные традиции и обычаи тувинского народа

86

36

50

12

Культура

22

8

14

13

Искусство

22

8

14

14

Наука

12

4

8

15

Хозяйство и быт

12

4

8

16

Животноводство и охота

6

4

2

17

Рыболовство

6

4

2

18

Земледелие

6

4

2

Раздел 4. Я и моя семья

38

12

26

19

Что такое семья

2

2

20

Моя семья

6

2

4

21

Профессии моих родителей.

4

2

2

22

Моя родословная.

10

2

8

23

Семейные праздники  и обряды

8

2

6

25

Тувинская семья – традиции и современность

8

2

6

Раздел 5. Центр дополнительного образования «Авырал»

8

6

2

26

История ЦДО  «Авырал»

4

2

2

27

Творческие достижения обучающихся и  педагогов ЦДО «Авырал».

4

4

Раздел 6. Жемчужины  Бай-Тайгинского  кожууна

30

10

20

28

Священная  гора – Бай-Тайга

6

2

4

29

Гора  Сарыг-Хая с. Кызыл-Даг

Камнерезное искусство

6

2

4

30

Озеро «Кара-Хол»,с. Кара – Холь. Горный мост Тос Эртине

6

2

4

31

Целебный источник Шивилиг

с. Бай-Тал

6

2

4

32

Чудо природы – Чараш-Даш,

с. Шуй

6

2

4

Раздел 7. Аржааны и и озера кожууна

52

20

32

33

Аржаан «Дустуг-Хем»

8

2

6

34

Аржаан «Чангыс – Терек»

6

2

4

35

Аржаан  «Бел»

6

2

4

36

Аржаан «Хараар - Тей»

6

2

4

37

Аржааны: «Шындазын», «Чинге-Каът», «Ак-Хем», «Туралыг»,

10

2

8

38

Озеро «Мешкен-Холь»

8

4

4

39

Озеро «Ногаан Холь»

8

4

4

Раздел 8. Памятники культуры

6

2

4

40

Памятники культуры родного края.

6

2

4

41

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

4

2

2

Итого:

324

136

188

Содержание программы (3 год обучения)

        Раздел 1. Введение. (4 ч.)

      Введение в курс краеведение. Что изучает краеведение? Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. Природа – наш дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

        Раздел 2. Мой край на карте Родины (96 ч.)

         Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). Загадки, пословицы.    Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Республики Тыва. Знакомство с картой района, границы, история образования.     Символика родного края. Исторические корни нашего кожууна. Легенды и предания. Знакомство с символикой Республики Тыва. Символика Бай-Тайгинского кожууна. Сельские воселение. Знаменитые люди кожууна.

        Раздел 3. Этнокультурные традиции и обычаи тувинского народа (86 ч.).

        Традиционная культура. Кочевое хозяйство. Разведение овец, лошадей. Праздник животноводов Наадым, фестиваль Устуу-Хурээ. Национальный праздник Шагаа. Камнерезное искусство.  Традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), Национальная кухня, народные промыслы и ремесла (фигурка из агальматолита). Национальные виды искусства (горловое пение хоомей). Национальные виды спорта (борьба хуреш, конные скачки). Религия – шаманизм и буддизм. Сельское хозяйство – скотоводство, овцеводство, козоводство и коневодство. Животноводство и охота. Рыболовство. Земледелие.

        Раздел 4. Я и моя семья. (38 ч.)

         Что такое семья. Родной дом. Основные профессии моих родителей. Что такое род, родословное дерево. Моя родословная. Семейные праздники и обряды. Семейные традиции.

        Раздел 5. Наш Центр дополнительного образования «Авырал» . (8 ч.)

        История становления ЦДО «Авырал».  Правила поведения и обязанности детей. Творческие достижение обучающихся и педагогов .

        Раздел 6. Жемчужины Бай -Тайгинского кожууна. (30 ч.)

          Священная гора Бай-Тайга, высота, освящение Оваа горы Бай-Тайга. Целебный источник Зеленое озеро – Ногаан Холь.  Центр камнерезного искусства – с. Кызыл – Даг. Гора Сарыг-Хая. Оживший камень. Озеро «Кара-Холь». Целебный источник «Шивилиг».  Чудо природы «Чараш - Даш».

        Раздел 7. Аржааны и озера кожууна. (52 ч.)

      Аржаан «Дустуг-Хем» (Соленное речка). Река Дустуг-Хем. Аржааны «Чангыс-Терек», Чинге –Каът, «Шындазын», «Бел».

          Раздел 8. Памятники культуры родного края. (6 ч.) 

        Значение памятников.  Виды памятников истории и культуры. Охрана природы, памятников истории и культуры.

            Что мы узнали за год? Подведение итогов. (4ч.)

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения  обучающиеся получит знания:

  • особенности изученных  праздников;
  •  правила работы и ТБ (техника безопасности) при работе колющими и режущими инструментами;
  •  материалы, инструменты, приспособления и терминологию, используемые при  изготовлении  изделий;
  • основы  цветоведения и композиции;        
  •  создание композиции при изготовлении открыток из различных видов бумаги;
  • составление эскизов (рисунок-схема) изделий;            
  •  оценка качества готового изделия;
  •  экономное расходование различных материалов (бумаги и др.)

К  концу второго года обучения обучающиеся должны знать:

  • Вести учет фондов и оформлять  документацию музея;
  • функциональные обязанности экскурсовода;
  • культуру устной речи экскурсовода.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать: научатся приемам исследовательской работы;

  • узнают историю «малой родины»;
  •  научатся навыкам исследовательской деятельности;
  • научаться создавать  творческие проекты;
  •  приобретут навыки написания творческих работ;
  •  разовьют  память, историческое мышление, творческие способности и фантазию;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Методическое обеспечение программы

        Обучение по данной программе основывается на следующих педагогических принципах:

- Личностно-ориентированного подхода (общение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной  жизнедеятельности);

- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий  различной степени сложности);

- культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

- сотрудничества и ответственности ;

- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

- систематичности, последовательности и наглядности  обучения.

      В процессе обучения используется следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

       Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная  форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.  В ходе групповой работы обучающимися  предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг  друга, учесть возможности каждого.  Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные работы. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению  определенных навыков, учебная игра.

         Большое значение имеет количество собранных экспонатов и материалов декоративно-прикладного творчества.

         Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита собранных экспонатов, участие в конкурсах, конференциях и выставках.

Материально-техническое обеспечение

       Занятие проводятся в просторном,   светлом   помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, также в помещении музея учреждения. В помещении сухо, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением. В процессе работы через каждый учебный час делается перерыв на 10 минут с целью проветривания помещения.

       Учебное помещение эстетично оформлено и чисто. Правильно организованы  рабочие места,  что дисциплинирует обучающихся, способствует повышению культуры труда и творческой активности.

       Учебное оборудование кабинета включает мебель, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. В классе есть шкаф, где помещены работы детей.  Закрытую часть шкафа используют для хранения наглядного материала, инструментов, приспособлений и расходного материала.

          Материалы по обеспечению безопасности жизни:

- инструктажи по технике безопасности в работе с колющими, режущими предметами,  электроприборами.

- инструктажи по правилам пожарной безопасности;

- инструктажи по правилам дорожного движения;

- инструктажи по проведению антитеррористических мероприятий;

- инструктажи по правилам повеления на водоемах в зимний период;

- по профилактике гриппа и других инфекционных  заболеваний.

Информационное обеспечение программы:

Литература для педагога

  1. Малиновская М.В, Стрелкова Г.Г «Преподавание основ музейного дела в школе»  УЦ «Перспектива» М-2011.
  2. Вопросы музейной работы. М., 1974. (Сб. науч. Тр. /НИИ культуры. Вып.11).
  3. Дукельский В. Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. /Центр. Музей Революции СССР. М., 1986. С. 27-35.
  4. Естигнеев В. Идиологическая эффективность музея // Советский музей. 1985. С. 34-36.
  5. Справочник руководителя образовательного учреждения М., №3.С. 50-59.

Литература для детей

  1. Малиновская М.В, Стрелкова Г.Г Преподавание основ музейного дела в школе УЦ «Перспектива» М-2011
  2. Левыкин К. Г., Разгон А. М. Экспозиции музея и историческая наука. (К 100-летию первой экспозиции Гос. Исторического музея). // История СССР. 1984. №3. С. 66-76
  3. Ракитов А. И. Изучение музейных предметов современного периода: Науч-метод. Рекоменд. / Сост. Н. П. финягина. М., 1978