Проблемы сохранения культурного наследия Даг-бары

Исмаилов Нурлан Дашдемирович
Проблемы сохранения культурного наследия Даг-бары, проблема современности, которая должна решаться на федеральном уровне. Ибо наше культурное наследие исчерпается, и наше будущее поколение просто на просто забудет про них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Министерство образования, науки и культуры республики Дагестан  

                          МКОУ «Дарвагская СОШ№1». Табасаранский район. с. Дарваг.

                                    Научно-исследовательская работа

                                  C:\Users\Admin\Desktop\юные краеведы\b5c2e6c34a63a82e051de3ef18cd5168.jpg           

                             

                             Автор проекта: учитель истории МКОУ «Дарвагская СОШ№1                                                                                                                                                                                               Исмаилов Нурлан Дашдемирович

 supernurdag@yandex.ru.  Тел: 89034818029

                       

                   Введение

Проблемы сохранения культурного наследия  приобретают в последние десятилетия особую  значимость,  так как  в связи с  воздействием  антропогенных вмешательств, природным памятникам грозит полное разрушение.                                                                                                                                                  Дагестан - регион, расположенный на стыке мировых культур и прошедший сложный путь политического, социально-экономического и культурного развития. Утрата этого наследия может быть отнесена к числу социальных бедствий, сопоставимых по своим последствиям  с природными  катастрофами на планете. В связи с этим главной целью представляется  выработка предложений по сохранению и использовании культурного наследия республики  Дагестан в современных условиях.

После проведенных научно- исследовательских работ по исследованию крепостной стены Даг Бары и проведенных   геолого–археололгических  работ по выявлению сохранивших останков стены, можно твердо сказать  о том,  что, если мы не сохраним или не  возродим нашу культуру  ,то по следующие поколения просто не узнают о культурном наследии родного края.                                                                                                                

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры республики Дагестан продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры республики Дагестан составляют  весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность нашего народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Объектом исследования в данном случае являются памятники истории культуры республики Дагестан .

Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия республики Дагестан, а также программы по его сохранению и законы Российской Федерации в этой области.

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.

Методы исследования:  наблюдение, опрос ,сбор археологических данных, моделирование памятников,.

Главной задачей сегодня представлена разработка:

1)долгосрочного, стратегически программного документа по обоснованию национальной политики в области охраны  и использования культурного наследия;

2)проекта закона о мерах государственной поддержки сохранения культурного наследия и управление наследием;

3) приоритетного списка особо ценных объектов как крепостная стена Даг-Бары, находящее под угрозой  стирания с лица земли.

Методы и приемы исследования: изучение маршрута, обнаружение остатков стены, опрос местного населения , фотосъемка , составление реестра.                                                                                                                    

                                                     Исследовательские   задачи:

1.        Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.

2.        Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия республики Дагестан.

3.        Изучение инновационных методов охраны культурного наследия республики Дагестан.

Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.

Выводы. Необходимо разработать на государственном  уровне концепцию  сохранения культурного наследия, создание организаций по восстановлению  разрушенных  объектов культурного наследия  и дальнейшей охраны таких объектов путем привлечения государственных структур

                       

                                Даг-Бары – Великая Кавказская стена

Горная стена Даг Бары, построенная  Сасанидским шахом Хосровом I Ануширваном (531-570 гг.), наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами составляла грандиозную оборонительную систему. Начиналась она у юго- западного угла цитадели Нарын- Кала и шла на запад на расстоянии более 40 км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. К сожалению , потеряв оборонительное значение уже к X веку затем на протяжении тысячилетия она подлежала к разрушению и расстаскиванию на строй материалы . Ещё в XIX веке офицеры царской армии описывали стены и форты . расположенные 150 и 200 метров дуг от друга. В настоящее время стена как единое целое уже не сущществует. Уцелели ее фрагменты возле сел Митаги. Камах,Зидьян ,Бильгади, Дарваг, Зиль и Татиль. Что бы увидеть хоть часть этого уникального фортифицированного сооружения с полуторатысячней историей нужно пройти по маршруту от южного угла цитадели Нарын-Кала  на юго- западном направлении в плоть до форта Семи братьев и одной сестры, который расположен  в одном из холмов в окресностях селения Хучни .

 Составляя вместе с укреплениями Дербента единый оборонительный комплекс, который позволял сасанидам, а позднее арабам не только надежно перекрывать Прикаспийский путь, но и закрывать обходные горные дороги, контролируя при этом все внутренние коммуникации региона. Именно об этой "дивной стене", сооруженной на сложном горном рельефе, "...между горой Кавказом и Великим морем Восточным (одно из названий Каспийского моря), для построения которой цари персидские изнурили страну нашу (Кавказскую Албанию). Видимо, для возведения этой "длинной стены" Хосров I Ануширван собрал, согласно легенде, "10 тысяч воинов, 6 тысяч мастеров и 300 архитекторов" и для руководства строительством сам прибыл в Дербент.

Оказавшееся практически ненужной, мощнейшее оборонительное сооружение - Даг-бары постепенно рушится. И уже вместо восторженных сообщений арабских авторов VII-VIII вв. о поражающем воображение чуде древности, встречаются лишь краткие упоминания о "...стене уходящей в горы.

Сегодня Даг-бары практически полностью разрушена, и о её протяженности и конструкции можно судить лишь по сообщениям древних авторов, повествованиям европейских путешественников XII-XV вв., планам и чертежам, составленным русскими авторами в XVIII- начале XIX вв., а также по фрагментарным остаткам некогда грандиозной оборонительной стены.

Даг-бары начинается от юго-западного угла цитадели Нарын-кала и по южной бровке ущелья, окаймляющего цитадель с севера и запада, поднимается в горы, на гребень возвышающегося над городом Джалганского хребта и уходит дальше в глубь гор, максимально используя рельеф и перекрывая горные проходы в направлении север-юг.

Остатки Даг-бары прослеживаются на расстоянии почти 40 км, до селения Хапиль (Табасаранский район.

                                     Остатки Горной стены в ауле Камах

 Нужно удивляться, сколько труда пошло на обработку камней и на складывание этой стены. Помимо стены в верхней части города были устроены на холмах еще многие внешние оплоты и особые укрепления. Из них два ближайших к городу еще сохранили тот вид, в котором они построены и заняты гарнизоном из солдат; они возведены в виде четырехугольников, с очень высокими стенами.

   Новая история Горной стены начинается с XVIII в., когда она становится объектом обследования и изучения. Начало этому было положено восточным походом Петра I. На многочисленных планах Дербентской крепости этого периода изображены и ближайшие к городу участки Горной стены.

На самых ранних из этих планов вблизи цитадели показаны два форта, первый из которых соединен стеной с юго-западным углом цитадели, а между фортами и дальше нанесены остатки стены. На одном из чертежей показана даже цепь из четырех прямоугольных фортов. Следовательно, в начале XVIII в. вблизи цитадели сохранялись остатки по крайней мере четырех фортов и соединявшей их стены. Причем в пригодном для военного использования состоянии сохранились лишь два форта, остальные или были, полностью разрушены, или лежали в развалинах. А то, что остатки Горной стены хорошо прослеживались в тот период на всем ее протяжении от цитадели до Джалганского хребта, доказывают и описания участников похода Петра I (например, Иоганн Густав Гербер) и первый из известных нам планов Горной стены, составленный Дм. Кантемиром. Кантемир с охраной из двадцати драгун в 1722 г. за день осмотрел Горную стену на протяжении от Дербента до села Камах и зафиксировал ее состояние.

На плане Кантемира вблизи Дербента стена показана на всем протяжении от цитадели до Джалганского хребта, причем в начале ее показано два форта и еще два на самом Джалганском хребте, второй из которых назван "киоском". Далее стена идет через долину, где при подъеме на гору показан еще один форт, затем через с. Митаги к Камаху, в котором обозначена крепость, и далее поворачивает на запад.

На плане Кантемира недалеко от цитадели (в 100 саженях), южнее Горной стены, показано не сохранившееся сейчас селение "Пиридимискы". На этом же месте (только несколько западнее) показано селение и на одном из планов 1720-х гг. Это селение выполняло, по-видимому, роль одной из крепостей, жители которой наряду с жителями Митаги , Камаха и других населенных пунктов несли охрану укреплений Даг-бары.

Осмотренный Кантемиром участок Горной стены представлял собою развалины. Лишь некоторые башни с воротами (особенно в долинах) были целы. Чертеж и описание Дм. Кантемира представляют исключительную историческую ценность уже хотя бы потому, что следующее по времени подробное сообщение о Горной стене и ее план относятся лишь к первой половине XIX в.

Сохранилась большая карта части Дагестана, на которой показана Горная стена от Джалганского хребта до селения Хапиль Табасаранского района.

                                               

                                               

                                                   

                                     Старый город Бильгади

Вдоль Горной стены, шедшей по гребням водораздельных горных хребтов, были зафиксированы одна крепость Бильгади, 4 полуфорта и 60 фортов, которые располагаются компактно, на расстоянии 150–500 м друг от друга, занимая, как правило, господствующие высоты. Вблизи 4-го форта расположено большое кладбище с каменными надгробиями в виде саркофагов. Аул Бильгади в обороне Горной стены играл особую роль. Это была крепость, запиравшая выходы из ущелья на плато. Весь аул был обнесен стеной с двумя воротами, фланкированными прямоугольными выступами, поэтому он и назывался железными воротами. И еще – в селе сохранился железный замок, подобный которому есть в Дербенте.

Местные жители также рассказывают, что на многих надгробиях в верхнем селе Бильгади можно увидеть изображение хамсы (руки). Попасть туда на транспорте очень сложно – в зимнее время даже идти лучше. Летом и весной – много змей, осенью – бездорожье.

Стена Даг-Бары проходит вдоль восьми сел.

Затрагивая историческое происхождение поселений и этногенез их жителей, известный историограф Аббаскули-ага Бакиханов пишет: «Обитателями восьми деревень в Табасаране – Джалган, Рукел, Камах, Мегатыр, Зидьян, Митаги, Гимейди, Бильгади находящихся вблизи развалин города, основанного Ануширваном в связи с дербентской крепостью, говорят на диалекте древнеперсидского языка». Это язык татский. Привезены жители этих сел в V-VI веках из Ирана в эпоху правления Хосрова Ануширвана.

Борис (Бернгард) Андреевич Дорн (1805-1881), чьей теории о появлении евреев на Кавказе придерживаются некоторые историки, в статье «О языке евреев древнего Кавказа» писал: «Сасанидские цари приказали перевести много людей из Персии в Дербент и окрестности за известной стеной для защиты от хазар. Потомками их можно считать жителей Джалган, Митаги, Камах, Задиян, Бильгади, Гимейди, Рукель. Они известны под общим названием "тат" и сохранили татское наречие».

Дербентом владели и арабы, и персы. И при каждом правлении менялись названия. По мнению того же А. Бакиханова, поселения в Табасаране были образованы в результате разрушения большого города Баб-эль-Хадид (железные двери, арабский язык), расположенного когда-то на месте старого Бильгади. По материалам фольклора бильгадинцев, разрушенный город назывался Шэлкэни (или Чалкэни – пер. - место, где вырыта яма, митагинский диалект). Как гласит предание, Шэлкэни был разрушен в результате сильного землетрясения.

Действительно там, где был город, имеется глубокая яма, вероятно, для наказания провинившихся граждан. Можно предполагать, что первоначально город назывался (при иранском правлении) Шэлкэни, а арабы назвали его по-своему Баб-эль-Хадид. Топоним Шэлкэни указывает на иранское происхождение самого села Бильгади. Еще в XIX веке старики и женщины в этом селе разговаривали на иранском диалекте, каким общаются ныне митагинцы.

                                   Дарваг- связующее звено Даг Бары

Возникновение Дарвага историки относят к V-VII вв. В это время он числится среди других древнедагестанских городов, Дарваг является одним из четырнадцати селений, расположенных вдоль Горной стены (Даг-бары), относящийся к оборонительной системе Дербента. Сооружение Горной стены, по утверждению исследователей, связано с именем персидского шаха Хосрова Ануширвана, чье правление приходится на 531-579гг. Вдоль стены, через каждые 3 мили , были сооружены сторожевые посты. Как утверждают историки, Дарваг возник вокруг одного из таких постов (сторожевых башен) и являлся одним из важнейших военно-стратегических и административных пунктов. Об этом свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени наблюдательная площадка.

Дальнейшая судьба Дарвага необычна и удивительна, и связана с периодом арабских завоеваний Дагестана. Трудно найти еще такой аул, судьба которого столь многолика и парадоксальна на протяжении многих столетий. Являясь ареной кровопролитных арабо-хазарских войн, Дарваг то попадал под власть завоевателей, то добивался независимости. Подвергаясь постоянным нашествиям и разрушениям, он сохранил удивительную способность, подобно мифической птице Феникс, вновь и вновь возрождаться из пепла. Словно маяк, он возвышался на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели. «Хакан, царь хазарский, собрал многочисленное войско … Мусульмане встретили его на берегу Дарвага …» , – гласит источник.

Дарваг- первое село Табасаранского района через земли которой проходит крепостная стена Даг Бары . На территории современного дарвага сохранились останки 6 форпостов вокруг  одного из которых  возникло село Дарваг. Памятники сасанидского строительства – стены, башни, крепости, наблюдательные пункты делают его историю шире и  глубже. Дарваг является ровесником Даг Бары. Из давна он фигурирует под названием Баб- Вак, и основу его составляли потомки воинов арабских гарнизонов, а арабский язык сохранился  в дарваге в плоть до XIX века.                               На северо – восточной части села сохранились  останки Форпоста « Седжур –Кала» , в 200 метрах от него идет « Саид- Кала» и лишь на окраине села  сохранился форпост «Кала –Мерич», которая служила сигнальной башней для жителей села. Через центральную часть старой части села, проходила стена в плоть до форпоста «Беглер Кала» , на площадке которой был сооружен Дом Беков , управляющие дарвагом до конца XIX века, которые принадлежали к дому табасаранских кадиев. Рядом с домом Беков стоит мечеть, строительство которой по надписям на камне  завершено  в 184 году хиджры, что получается по григорианскому календарю 1214 год . На границе сел Дарваг и Зиль Табасаранского района  сохранился  единственный уцелевший форпост прямоугольной формы и высокими стенами.

Крепость «Семи братьев и одной сестры»  на земле табасарана

Крепость семи братьев и одной сестры — средневековая крепость в 1-2 км к северу от Хучни, административного центра Табасаранского района, на высоком отрывистом холме, над ущельем. Иногда её также называют Хучнинской или Ягдыгской крепостью.

По различным данным начало строительства крепости датируется XVII-XVIII веком н.э.

Материалы из которых построена крепость (ракушечный камень) дают основания полагать, что крепость была построена относительно в одно время с Дербентской цитаделью.

Крепость сложена особым образом - снаружи она кажется очень крепкой, монолитной. Стены толщиной более 2-х метров[1], до сих пор в хорошем состоянии, сохранились также и бойницы. В старину крепость была двухэтажной, но в настоящее время первый этаж почти полностью засыпан землёй и потому снаружи она кажется выше чем изнутри.

                                                         Легенда

Среди табасаранского народа бытует легенда, что некогда в этой крепости жили семь братьев-богатырей и одна красавица сестра. Братья были славными воинами и охраняли соседние сёла.

Как то вторглись на табасаранскую землю персы (по другим версиям встречаются также монголы и арабы), но никак не могли они взять штурмом крепость и пройти в табасаранские земли. И вот однажды сестра этих братьев увидела и влюбилась в предводителя персов. Хитростью он убедил её уничтожить оружие братьев поместив их в солёную воду, пообещав по некоторым данным не убивать их, а её саму взять в жёны. Узнав об этом братья казнили предательницу-сестру забив её камнями.[2] После того как персам удалось захватить крепость они убили пятерых братьев, двоим удалось сбежать.

После этого, узнав о поражении братьев, народ Табасарана собрался и дал отпор захватчикам и они были вынуждены отступить

     Исследовательские работы по изучению стены «Даг-Бары»

Интерес к памятникам истории у меня проявился  еще в юношеские годы, когда мы лазили по этим башням и осознавали их значимость.  Сегодня я, будучи учителем истории не могу оставаться в стороне и наблюдать как рушиться наша история. На уроках истории я стараюсь дать максимум информации по истории, связанная с нашим селом, какую оно функцию играла в разные времена, какого значимость сохранившихся остатков от кавказской стены. Ежегодно провожу краеведческие походы по культурным объектам села и прилегающей местности, делаем фото отчеты и выкладываем в соц-сети, тем самим даем возможность другим узнать про историю и культуру малой родины.  По  моей инициативе,  при содействии Главы МР «Табасаранский район» Магомеда Курбанова , в 2017 году, для регистрации сохранившихся объектов культурного наследия села Дарваг,  были приглашены представители агентства по сохранению культурного наследия республики Дагестан, с руководителем агентства  Зауром Кахримановым.  Каждый из объектов были сфотографированы, и внесены единый реестр культурных памятников республики Дагестан. В настоящее время усилиями волонтерских работ , нами облагорожены сохранившиеся памятники истории. Хотелось бы обратить внимание представителей правительства Республики Дагестан, на то, что бы обратили пристальное  внимание сохранившимся памятникам культуры. Как гласить поговорка: « Кто, если не мы сохраним наше наследие»

C:\Users\Admin\Desktop\юные краеведы\898a38ab86d9416539e9773f88bbacf0.jpgC:\Users\Admin\Desktop\юные краеведы\d2790a71720580c2d8ef8770f234fbf5.jpgC:\Users\Admin\Desktop\юные краеведы\b7661ccb5da157fccbea5c8f3239b928.jpg

                                                 Выводы

В заключении своей научной работы хотелось бы отметить особую значимость культурного наследия нашей республики в составе Российской Федерации. Именно город Дербент, являясь самым древним городом в среди российских городов, притягивает туристов и становиться центром возрождения туризма в республике, со своими прилегающими объектами культурного наследия, одним из которых является Даг Бары. Федеральный закон №73 « Об объектах культурного наследия» народов Российской  Федерации от24 мая 2002 года направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, и конституционной обязанности каждого о сохранении исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов на сохранение своей культуры и самобытности.  Охрана объектов культурного наследия является приоритетной задачей органов государственной власти.                                                                                                                        Приоритетным также считаю открытие туристического маршрута «Даг- Бары» по инициативе главы  МР «Табасаранский район»   Магомеда   Сиражутдиновича. Считаю именно этот маршрут проложить фундамент дальнейшего развития туризма в Табасаранском  районе, и  проявления у жителей самоотверженности в охране культурного наследия, не только своего района,  но и всей республики Дагестан. Также хочу обратить внимание  Глав  муниципальных образований,  на организацию очистительной  работы, в районах сохранившихся  культурных объектов, для дальнейшего контроля об их сохранности, путем привлечения волонтёрских сил? или выделение финансов на восстановительные работы.

Моё село- моя крепость, этим может гордиться каждый житель села Дарваг, среди которых много известных людей, которые внесли большой вклад в изучении истории села и его жителей, также частичного восстановления культурных достопримечательностей села. Среди них: Рагимов Азади Тагирович - доктор юридических наук, Рагимов Абузер Тагирович- доктор исторических наук,

Плеяду молодых ученых пополнили: Магарамов Шарафутдин Арифович- кандидат исторических, наук, научный сотрудник НИИИ, автор работы « История Дарвага».

 Магарамова Шекерханум Арифовна- кандидат филологических наук, член кафедры филологии и родных языков ДИРО.

                                                      Список литературы

1)        Магоммедов Р.М « История Дагестана». Махачкала 1961г.

2)        « Сборник материалов для описание местностей и племен Кавказа» Тифлис 1902 г.

3)        Гасанов М.Р. «Очерки истории Табасарана» 19994 г.

4)        «Тарихи Дербент –наме» Тифлис 1983 г

5)        Бакиханов А.К. «Гюлистиан и Иран» Баку 1927 г .

6)        Интернет ресурсы