Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» Игры "Как у дяди Трифона", "Четвертый лишний", "Едем дальше, едем дольше"

Артеменко Глеб Анатольевич

Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

методист _______________ /________________/

«____» ______________ 20___   г.

Методическая разработка

«Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Шапки», «У дяди Якова», «В фанты».»

для обучающихся 5-7 лет

Автор:

 Артеменко Глеб Анатольевич,

концертмейстер

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

декабрь 2024 года

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

        

        Введение

        Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Краткая историческая справка

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.

        Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.

        Задачи:

  • сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
  • обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;

Развивающие:

  • способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
  • способствовать повышению физической и умственной работоспособности.

Воспитательные:

  • сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;  

Заключение 

В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Способом проверки умений учащихся является:

  • совместное обсуждение игры;
  • умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
  • наблюдение за игрой.

        

        

Используемая литература

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
  2. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР

Г.А. Артеменко,

концертмейстер объединений

 фольклорно-этнографического отдела

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Игра «Как у дяди Трифона».

По считалки выбирают водящего. Все участники игры встают в круг, а водящий становиться в центр круга. Поется песня, играющие ходят по кругу, а водящий ходит в противоположную сторону:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей.

Семеро, семеро, семер сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Разом сделали вот так. Как?

Во время исполнения песни водящий должен придумать какое-то движение и показать его, а играющие должны повторить за водящим это движение. Кто лучше повторил, тот и становиться новым ведущим.

Игра может сопровождаться наигрышам на гармони или балалайке.

Игра «Четвертый лишний».

По считалки выбирают ведущего. Играющие становятся в к круг по трое друг за другом образуя «лучи» из каждой тройки.  Ведущий ходит за кругом. Играет наигрыш и ведущий выбирает какую тройку запятнать. Сначала пятнается самый крайней к наружному кругу. Ведущий хлопает его по плечу, крайней хлопает по плечу среднего участника «тройники», а тот уже хлопает первого участника, находящегося в центре круга.

Ведущий начинает убегать, а вся «тройка» бежит за ведущим. Ведущий встает на любое свободное место и двое из «тройники» встают ему за спину, а «четвертому» уже места не хватило и он становиться новым ведущим.      

Игра «Едем дальше, едем дольше».

        Ребята садятся на стулья в круг или линию. Ведущий садиться на стул напротив ребят. Поется песня.

Едем дальше, едем дольше

Под мостом ворона мокнет.

Шась на мост, шась под мост,

Пусть она помокнет.

На словах «Едем дальше, едем дольше под мостом ворона мокнет» ведущий вместе с играющими хлопают себя ладонями по коленям. На словах «Шась на мост, шась под мост» ведущий «грозит» пальцем и показывает указательным пальцем вверх или вниз в зависимости от того «на мост» или «под мост» в произвольном порядке, а ребята стараются повторить за ведущим все в точности. В конце поется «пусть она помокнет» на эти слова ведущий «грозит» указательным пальцем от одной ноги до другой. Игра повторяется несколько раз на внимание.