Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Шапки», «У дяди Якова», «В фанты».»

Артеменко Глеб Анатольевич

Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры "Шапки", "У дяди Якова", "В фанты".» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

методист _______________ /________________/

«____» ______________ 20___   г.

Методическая разработка

«Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Шапки», «У дяди Якова», «В фанты».»

для обучающихся 5-7 лет

Автор:

 Артеменко Глеб Анатольевич,

концертмейстер

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Мая 2024 года

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

        

        Введение

        Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Краткая историческая справка

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.

        Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.

        Задачи:

  • сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
  • обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;

Развивающие:

  • способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
  • способствовать повышению физической и умственной работоспособности.

Воспитательные:

  • сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;  

Заключение 

В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Способом проверки умений учащихся является:

  • совместное обсуждение игры;
  • умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
  • наблюдение за игрой.

        

        

Используемая литература

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
  2. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР

Г.А. Артеменко,

концертмейстер объединений

 фольклорно-этнографического отдела

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Игра «Шапки».

        По считалки выбирают двух водящих. Водящим надевают на головы шапки без завязок. Одну руку каждый игрок прячет за спину, а другой рукой пытается стянуть шапку с противника. При этом защищается чтобы противник не стянул шапку с него первым. Кто первым шапку с противника стянул, тот и победил. Игра может сопровождаться наигрышам на гармони или балалайке.

Игра «У дяди Якова».

        Ребята садятся на стулья в круг или линию. Ведущий садиться на стул напротив ребят. Поется песня.

У дяди Якова двенадцать сыновей,

Двенадцать сыновей.

Они не ели, они не пили,

Но были веселы всегда. Да.

Ведущий показывает по очереди после исполнения песни одно движение. Сначала начинает двигаться одна правая рука, ведущий хлопает себя рукой по коленки. Ребята повторяют все за ведущим. Потом левая рука – хлопают по коленям уже двумя руками. По затем правая и левая ноги- ноги стучат по полу. Далее правое, а затем и левое плече поднимается. Затем последовательно правый и левый глаз моргают. В конце качают головой и болтают языком. Все движения нужно выполнять в строгой последовательности и одновременно нужно двигать разными частями тела по команде ведущего.

Игра «В фанты».

        Ребята садятся на стулья в круг или линию. Ведущий садиться на стул напротив ребят. Поется песня.

А рам пам пам, а рам пам пам,

Гули гули гули, рам пам пам.

Во время исполнения песни все повторяют за ведущим движения. Сначала ведущий хлопает себя по коленям первую половину песни. На слова «гули гули гули» движение меняется и ведущий чешет себе лоб, а за тем снова хлопает ладонями по своим коленям. Движения повторяются дважды.  Затем меняются слова песни и движения.

Аравия, аравия,

Гули гули гули, рам пам пам.

На слова «аравия, аравия» ведущий дважды берет себя противоположными руками за плечи. На слова «гули гули гули» движение меняется и ведущий чешет себе лоб, а за тем на слова «рам пам пам» хлопает ладонями по своим коленям. Движения повторяются дважды.

По ходу увеличения темпа исполнения песни играющие начинают ошибаться чаще и водящий за ошибки собирает с них «фанты». «Фантом» может быть какой-то предмет одежды чаще всего или вещь. За несколько конов игры набирается достаточно «фантов» и потом их начинают разыгрывать.

Ведущий по считалки выбирает еще одного человека который будет «зеркалом». Он будет придумывать задания для отработки «фантов». Ребенок играющий роль «зеркала» закрывает глаза и не подглядывает, а ведущий выбирает какой-то «фант», или несколько «фантов» сразу, и спрашивает у «зеркала»: «Что сделать этому фанту?». «Заркало» отвечает: «Этому фанту сделать …». Говорит свое задание, что-то простое, что можно быстро выполнить. Игра продолжается до тех пор пока все «фанты» не будут разыграны.