Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Стенка на стенку», «Крутуха», «Огарыш».»

Артеменко Глеб Анатольевич

Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры "Стенка на стенку", "Крутуха", "Огарыш".» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

методист _______________ /________________/

«____» ______________ 20____   г.

Методическая разработка

«Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Стенка на стенку», «Крутуха», «Огарыш».»

для обучающихся 5-7 лет

Автор:

 Артеменко Глеб Анатольевич,

концертмейстер

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Мая 2024 года

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

        

        Введение

        Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Краткая историческая справка

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.

        Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.

        Задачи:

  • сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
  • обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;

Развивающие:

  • способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
  • способствовать повышению физической и умственной работоспособности.

Воспитательные:

  • сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;  

Заключение 

В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Способом проверки умений учащихся является:

  • совместное обсуждение игры;
  • умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
  • наблюдение за игрой.

        

        

Используемая литература

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
  2. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР

Г.А. Артеменко,

концертмейстер объединений

 фольклорно-этнографического отдела

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Игра «Стенка на стенку».

        Все играющие делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга и берутся за руки под локоть. По команде ведущего обе шеренги сходятся и пытаются перетолкать друг друга. Толкать можно только грудью. Выигрывает та команда, которая перетолкала противника и не разорвала строй. Игра может сопровождаться наигрышем на гармони или балалайке.

Игра «Крутуха».

        Играющие делятся на две команды и встают друг за другом «паровозиком». По команде ведущего начинается игра. Сначала во круг себя должен прокрутиться первый игрок. Затем к нему присоединяется второй игрок и берет первого за пояс. Вместе они должны прокрутиться во круг своей общий оси. По очереди к первому и второму играющему присоединяются все остальные участники команды. Выигрывает та команда, которая прокрутилась во круг своей оси первая и не разорвала руки. Игра может сопровождаться игрой на традиционных инструментах.

Игра «Огарыш».

        Играющие встают в круг. Ведущий раздает лучины – «Огарыши» нескольким игрокам. Поется песня и огарыши передаются по кругу до окончания песни.

Жил был огарыш,

Жил да не до жил.

Ножки съежил.

У кого погаснет,

У кого потухнет,

Тому чижиком ходить

Да и песнь запевать.

У кого остался огарыш по окончанию песни выходят плясать в центр круга. Затем ребята возвращаются обратно в круг и игра начинается заново. Игра может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах.