Главные вкладки
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Стенка на стенку», «Крутуха», «Огарыш».»
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры "Стенка на стенку", "Крутуха", "Огарыш".» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.
Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО
методист _______________ /________________/
«____» ______________ 20____ г.
Методическая разработка
«Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Стенка на стенку», «Крутуха», «Огарыш».»
для обучающихся 5-7 лет
Автор:
Артеменко Глеб Анатольевич,
концертмейстер
ГБУ ДО ДДТ «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Мая 2024 года
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.
Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.
Введение
Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Краткая историческая справка
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.
Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.
Задачи:
- сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
- обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;
Развивающие:
- способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
- способствовать повышению физической и умственной работоспособности.
Воспитательные:
- сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;
Заключение
В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Способом проверки умений учащихся является:
- совместное обсуждение игры;
- умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
- наблюдение за игрой.
Используемая литература
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
- Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.
ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР
Г.А. Артеменко,
концертмейстер объединений
фольклорно-этнографического отдела
ГБУ ДО ДДТ «Современник»
Игра «Стенка на стенку».
Все играющие делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга и берутся за руки под локоть. По команде ведущего обе шеренги сходятся и пытаются перетолкать друг друга. Толкать можно только грудью. Выигрывает та команда, которая перетолкала противника и не разорвала строй. Игра может сопровождаться наигрышем на гармони или балалайке.
Игра «Крутуха».
Играющие делятся на две команды и встают друг за другом «паровозиком». По команде ведущего начинается игра. Сначала во круг себя должен прокрутиться первый игрок. Затем к нему присоединяется второй игрок и берет первого за пояс. Вместе они должны прокрутиться во круг своей общий оси. По очереди к первому и второму играющему присоединяются все остальные участники команды. Выигрывает та команда, которая прокрутилась во круг своей оси первая и не разорвала руки. Игра может сопровождаться игрой на традиционных инструментах.
Игра «Огарыш».
Играющие встают в круг. Ведущий раздает лучины – «Огарыши» нескольким игрокам. Поется песня и огарыши передаются по кругу до окончания песни.
Жил был огарыш,
Жил да не до жил.
Ножки съежил.
У кого погаснет,
У кого потухнет,
Тому чижиком ходить
Да и песнь запевать.
У кого остался огарыш по окончанию песни выходят плясать в центр круга. Затем ребята возвращаются обратно в круг и игра начинается заново. Игра может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах.