Главные вкладки
Конспект занятия "Крещенские посиделки"
Конспект занятия «Крещенские посиделки»
Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси; создание условий для усвоения детьми информации об особенностях празднования Святочных дней на Руси.
Задачи: - Расширять представления о русских традициях и обычаях;
– знакомить с обрядовыми праздниками;
- познакомить с музыкальными традициями русского народа через прослушивание колядок и духовных песнопений;
- формировать умение детей самостоятельно делать выводы;
-через совместную творческую деятельность совершенствовать навыки коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kreshchenskie_posidelki.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Крещенские посиделки»
Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси; создание условий для усвоения детьми информации об особенностях празднования Святочных дней на Руси.
Задачи: - Расширять представления о русских традициях и обычаях;
– знакомить с обрядовыми праздниками;
- познакомить с музыкальными традициями русского народа через прослушивание колядок и духовных песнопений;
- формировать умение детей самостоятельно делать выводы;
-через совместную творческую деятельность совершенствовать навыки коллективной работы.
Предварительная работа: - заучивание текста колядок; - изготовление вертепа.
Ход:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети сидят на стульях. Звучит веселая рождественская мелодия (рождественская колядка «Добрый вечер, тоби…» в современной обработке, без слов).
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Ух, и холодно же сегодня! Мороз-проказник так и щиплет щеки. Но хорошо-то как! Небо чистое, ясное, снежок скрипит под ногами, свежо, весело! Слышите, поют на улице? И я не просто так нарядная к вам пришла. Как вы думаете, почему на мне наряд яркий да платок расписной?
2. Актуализация игровой ситуации.
- Правильно, дни сейчас особенные – Святки. А значит, самое время колядовать –
с Рождеством поздравлять, Христа славить. Вот я ищу себе помощников - ряженых. Да таких, которые и колядки знают, и петь умеют, и о празднике рассказать правильно смогут.
- Вы хотите мне помочь? (Да, хотим помочь!) - Вы сможете это сделать? (Да, сможем!) - Почему вы так решили? (Мы все знаем, мы дружные). - Что надо сделать, чтобы пойти колядовать? (Надо знать колядки, надо нарядиться). - Правильно.
Вот мешок с разными нарядами и предметами. Подходите, выбирайте, что нам для колядования пригодится. Дети на коврике разбирают мешок с нарядами и необходимыми для колядования атрибутами.
- Для чего нам валенки да шапки-ушанки? (Чтобы по снегу и морозу ходить) - Для чего платки яркие? (Чтобы нарядными быть) - Бубны, трещотки и гармошки зачем? (Чтобы колядки петь) - Зачем маски нам? (Чтобы ряженых не узнали) - А мешок для чего? (Под угощения)
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Молодцы, ребята. Быстро собрались вы, знаете все. Но вот все ли необходимое мы взяли с собой для колядования? (Нет!)
- Что же такого важного в нашем мешке не оказалось, без чего нельзя ряжеными ходить, Христа славить? (Звезды) - А почему мы без рождественской звезды колядовать не можем, знаете? (Нет, не знаем!)
Рассаживайтесь на стулья, а я вам расскажу, почему Христа славить, то есть колядовать, со Звездой ходят. А для этого нам необходимо вспомнить историю Рождества.
4. Открытие нового знания.
Рассказ воспитателя с показом компьютерной презентации «Рождественские колядки».
- В рождественские дни на Руси холодно, стоят сильные морозы. Но история Рождества Христова произошла 2000 лет назад совсем в другой стране, где тепло и совсем нет снега…
На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. Рождественская ночь считается святой. Дни от Рождества до праздника Крещения называются Святками (Святыми днями).
Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.
С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, — с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.
Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
5. Динамическая пауза.
Воспитатель: -Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
- Ребята, а давайте поиграем в русскую народную игру:
Игра «Золотые ворота».
Ход игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда!
Первый раз прощается, второй запрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
6. Включение нового знания в систему знаний.
-Ребята, какое значение имеет звезда для колядующих? (Она символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к месту рождения Младенца Христа).
- Молодцы! Так и мы, подобно волхвам, пойдем со звездой прославлять Рождество Христово. Воспитатель показывает заранее приготовленную рождественскую звезду.
- Ребята, какой должна быть Рождественская звезда? (Красивой, необычной, ярко сиять). - Давайте все вместе украсим нашу звезду.
Воспитатель с детьми наклеивают на звезду заранее приготовленные полоски из блестящей фольги золотистого цвета. Звучит рождественская колядка «Белый снег белешенький…» в исполнении детского хора.
- Как правильно мы понесем Рождественскую звезду? (Высоко, перед колядующими) - Готовы вы теперь со мной пойти колядки петь да праздник славить? (Готовы!) - Тогда наряжаемся, и в путь!
Воспитатель с детьми наряжаются. В это время звучит рождественская колядка «Ах, куда же так спешишь ты…» в исполнении детского хора. Затем все идут колядовать (к гостям или в другие группы детского сада).
Все вместе поют фрагмент колядки «Рождество Христово»: Рождество Христово Ангел прилетел, Он летел по небу, Людям песню пел: «Вы люди, ликуйте, Все днесь торжествуйте. Днесь Христово Рождество!»
1-й ребенок: - Здравствуйте, хозяева добрые! Принимайте гостей со всех волостей! 2-й ребенок: - Хлебом-солью встречайте Да сладко угощайте!
Хором: - Пришла коляда! Отворяйте ворота!
1-я группа детей: - Коляда! Коляда! Подавай пирога! Кто даст пирога – Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Ты нас будешь дарить – Мы будем хвалить, А не будешь дарить – Мы будем корить! Коляда! Коляда! Подавай пирога! 2-я группа детей: - Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька. Не режь, не ломай. Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим. Да не выстоим! Печка-то топится, Пирожка-то хочется! Хором: - Коляда! Коляда! Подавай пирога! Кто даст пирога – Тому полон дом добра! Кто не даст пирога – Сведем корову за рога!
3-й ребенок: - Колядин, колядин! Я у мамки один, По колено кожушок, Подай, дядя, пирожок! Открывай сундучок, Подавай пятачок! Что есть в печи – в мешок мечи!
4-й ребенок: - Дайте деткам пятачок! А мы вам счастья мешок!
5-й ребенок: - Дайте нам конфет – Целый год вам жить без бед!
6-й ребенок: - За любое угощенье будет радость и веселье!
Хором: - Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам да крепкого здравия! Со святым Рождеством Христовым!
7. Итог занятия (осмысление)
Воспитатель и дети возвращаются на стулья в кружок. - Ребята, куда мы сегодня ходили? (Колядовать) - А почему мы пошли сегодня колядовать? (Потому что сейчас Святки – время поздравлений с праздником Рождества)
- Понравилась вам эта традиция – колядки петь, Христа славить? (Да, понравилась). - Веселые у нас получились колядки? (Да!) - Правильно Рождество славили? (Да, правильно). - Почему у нас все получилось? (Мы знаем историю праздника и традиции колядования). - Молодцы, ребята! Сегодня вы еще больше узнали о Рождестве и рождественских традициях, поэтому и колядки получились у нас веселые и добрые! А своим пением вы не только себя порадовали, но и другим праздник подарили. Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Воспитатель берёт воздушный шар, внутри шарика лежат разноцветные звёздочки, шарик прокалывает, дети ловят звёздочки. Воспитатель: Ребята, ловите! Загадали желание? Только берегите звёздочку и вспоминайте наше мероприятие.