Главные вкладки
«Открытое занятие по народному танцу «Дробные выстукивания в русском танце»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества автозаводского района»
Тема: «Открытое занятие по народному танцу
«Дробные выстукивания в русском танце»
Автор-составитель:
Зубова Елизавета Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2023 год
Пояснительная записка.
Народный танец - один из древнейших видов народного искусства, складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру хореографического творчества каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Обучение народно-сценическому танцу развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.
Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца, любимый народом. Их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. Здесь выражается удаль и нежность, показывается мастерство, ловкость и доносится тонкая музыкальность исполнителя, его характер.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, для творческих объединений художественной направленности, актуально приобщение детей и подростков к искусству, народному творчеству, что способствует сохранению культуры народов Российской Федерации.
Тема занятия: «Дробные выстукивания в русском танце»
Цель занятия: Формирование навыка дробных выстукиваний, как элемента в русском народном танце.
Задачи занятия:
• развивать технику исполнения дробных движений русского народного танца на середине зала;
• укреплять опорно-двигательный аппарат обучающихся;
• формировать сценическую культуру исполнения дробных движений русского народного танца;
• развивать познавательные интересы и творческий потенциал у обучающихся.
Предлагаемый материал рассчитан на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Занятие проводится по ДООП «Серпантин плюс» 1 года обучения для участников хореографического коллектива «Серпантин», ранее завершивших обучение по программе «Серпантин»» (для детей 6-13 лет) имеющих достаточную подготовку для освоения дробных выстукиваний.
Данный материал основан на методических пособиях Гусева Г.П. и Матвеева В. Ф и может быть использован педагогами дополнительного образования (педагогами-хореографами).
Ожидаемый результат:
У обучающихся улучшиться техника исполнения дробных движений русского народного танца и укрепится опорно-двигательный аппарат. Постепенно начнет формироваться сценическая культура исполнения дробных движений, начнут развиваться познавательные интересы и творческий потенциал.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия:
Технические средства и оборудование:
- хореографический зал с зеркалами,
- станки для занятия хореографией,
- СD, USB проигрыватель,
- фонограммы
Структура занятия:
- Организационный момент.
(3 минуты)
- построение обучающихся, знакомство с темой занятия;
- вступительное слово;
- поклон
- приветствие педагогу.
- Основная часть.
(35 минут)
Разминка:
-На середине зала (движение по кругу);
-ходы русского народного танца.
Теоретическая часть:
Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце.
Практическая часть:
- Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу;
- Дробные комбинации с продвижением вперед;
- Комбинация на основе изученного материала.
- Заключительная часть занятия.
(5 минут)
- подведение итогов занятия;
- поклон.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- обозначение темы.
Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно занятие народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине зала. Наше занятие сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.
- вступительное слово: Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу.
Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении.
Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
- поклон в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4.
- Основная часть.
- обучающиеся перестраиваются по кругу, разминка на ходах русского народного танца (простой с каблука и с носка, переменный шаг, Музыкальный размер 2/4).
- одинарная дробь;
- двойная дробь;
- «Русский ключ».
Теоретическая часть: Данный материал идет параллельно с демонстрацией. Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой.
Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Практическая часть:
Одинарная дробь: исходное положение -6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«1»- с ударом правая нога опускается в пол,
«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;
«2»- с ударом левая нога опускается в пол.
Далее движение повторяется.
Разучив одинарную дробь, переходим к двойной дроби:
Двойная дробь: исходное положение-6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«1»- правая нога делает 2 удара:1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;
«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;
«2»- левая нога делает 2 удара:1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой.
Далее движение повторяется.
Изучив эти дроби, переходим к изучению движения «Русский ключ»: 6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie:
«1»-топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции;
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«2»-правая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;
«и»- топнуть левой ногой рядом с правой по 6 поз.;
«1»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена; «и»-левая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой;
«2»- топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции.
При необходимости движение повторяется с начала.
- Танцевальная комбинация на основе изученных движений
- Заключительная часть занятия.
Подведение итогов занятия:
Вопросы для обсуждения:
- что было самым трудным в изучении и исполнении дробей?
- что понравилось больше?
- на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания?
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- далее идет поклон музыкальный размер 2/4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества автозаводского района»
Районный конкурс методических материалов работников системы
дополнительного образования Автозаводского района города Нижнего Новгорода
Номинация: « «Современное занятие в дополнительном образовании»
Тема: «Открытое занятие по народному танцу
«Дробные выстукивания в русском танце»
Автор-составитель:
Зубова Елизавета Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2023 год
Пояснительная записка.
Народный танец - один из древнейших видов народного искусства, складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру хореографического творчества каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Обучение народно-сценическому танцу развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.
Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца, любимый народом. Их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. Здесь выражается удаль и нежность, показывается мастерство, ловкость и доносится тонкая музыкальность исполнителя, его характер.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, для творческих объединений художественной направленности, актуально приобщение детей и подростков к искусству, народному творчеству, что способствует сохранению культуры народов Российской Федерации.
Тема занятия: «Дробные выстукивания в русском танце»
Цель занятия: Формирование навыка дробных выстукиваний, как элемента в русском народном танце.
Задачи занятия:
• развивать технику исполнения дробных движений русского народного танца на середине зала;
• укреплять опорно-двигательный аппарат обучающихся;
• формировать сценическую культуру исполнения дробных движений русского народного танца;
• развивать познавательные интересы и творческий потенциал у обучающихся.
Предлагаемый материал рассчитан на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Занятие проводится по ДООП «Серпантин плюс» 1 года обучения для участников хореографического коллектива «Серпантин», ранее завершивших обучение по программе «Серпантин»» (для детей 6-13 лет) имеющих достаточную подготовку для освоения дробных выстукиваний.
Данный материал основан на методических пособиях Гусева Г.П. и Матвеева В. Ф и может быть использован педагогами дополнительного образования (педагогами-хореографами).
Ожидаемый результат:
У обучающихся улучшиться техника исполнения дробных движений русского народного танца и укрепится опорно-двигательный аппарат. Постепенно начнет формироваться сценическая культура исполнения дробных движений, начнут развиваться познавательные интересы и творческий потенциал.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия:
Технические средства и оборудование:
- хореографический зал с зеркалами,
- станки для занятия хореографией,
- СD, USB проигрыватель,
- фонограммы (Музыкальное сопровождение — Яндекс Диск ())
Структура занятия:
- Организационный момент.
(3 минуты)
- построение обучающихся, знакомство с темой занятия;
- вступительное слово;
- поклон
- приветствие педагогу.
- Основная часть.
(35 минут)
Разминка:
-На середине зала (движение по кругу);
-ходы русского народного танца.
Теоретическая часть:
Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце.
Практическая часть:
- Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу;
- Дробные комбинации с продвижением вперед;
- Комбинация на основе изученного материала.
- Заключительная часть занятия.
(5 минут)
- подведение итогов занятия;
- поклон.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- обозначение темы.
Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно занятие народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине зала. Наше занятие сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.
- вступительное слово: Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу.
Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении.
Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
- поклон в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4.
- Основная часть.
- обучающиеся перестраиваются по кругу, разминка на ходах русского народного танца (простой с каблука и с носка, переменный шаг, Музыкальный размер 2/4).
- одинарная дробь;
- двойная дробь;
- «Русский ключ».
Теоретическая часть: Данный материал идет параллельно с демонстрацией. Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой.
Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Практическая часть:
Одинарная дробь: исходное положение -6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«1»- с ударом правая нога опускается в пол,
«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;
«2»- с ударом левая нога опускается в пол.
Далее движение повторяется.
Разучив одинарную дробь, переходим к двойной дроби:
Двойная дробь: исходное положение-6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«1»- правая нога делает 2 удара:1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;
«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;
«2»- левая нога делает 2 удара:1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой.
Далее движение повторяется.
Изучив эти дроби, переходим к изучению движения «Русский ключ»: 6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie:
«1»-топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции;
«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;
«2»-правая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;
«и»- топнуть левой ногой рядом с правой по 6 поз.;
«1»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена; «и»-левая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой;
«2»- топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции.
При необходимости движение повторяется с начала.
Подведение итогов занятия:
Вопросы для обсуждения:
- что было самым трудным в изучении и исполнении дробей?
- что понравилось больше?
- на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания?
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- далее идет поклон музыкальный размер 2/4.
Список использование литературы:
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.// ()
- Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания.// ()
- Н. И. Бочкарева Русский народный танец: теория и методика.// ()