Главные вкладки
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» для обучающихся 5-7 лет
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.
Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_molodetskie_zabavy_dlya_doshkolnikov.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
«Молодецкие забавы для дошкольников»
для обучающихся 5-7 лет
Автор составитель:
Артеменко Глеб Анатольевич,
концертмейстер
Санкт-Петербург
2023/2024 учебный год
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.
Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.
Введение
Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Краткая историческая справка
Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.
Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.
Задачи:
- сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
- обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;
Развивающие:
- способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
- способствовать повышению физической и умственной работоспособности.
Воспитательные:
- сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;
Заключение
В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Способом проверки умений учащихся является:
- совместное обсуждение игры;
- умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
- наблюдение за игрой.
Используемая литература
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
- Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.
ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР
Г.А. Артеменко,
концертмейстер объединений
фольклорно-этнографического отдела
ГБУ ДО ДДТ «Современник»
Игра «Полено»
Внешне игра выглядит как хоровод вокруг полена. Участники (примерно от трёх до десяти человек), держась за руки, создают круг. В центре ставится полено (можно использовать вместо полена кеглю, бутылку с водой и др.).
Задача играющих не обронить полено, и в то же время натащить на полено других игроков, вынуждая их задевать полено и в итоге его ронять. Участник, обронивший полено, выбывает из игры. Таким образом, количество игроков сокращается. Так же в игре не разрешается расцеплять руки. Рассоединившая руки пара игроков выходит из круга. Игра продолжается до выявления победителя.
Иногда для осуществления победы разрешается использование приёмов борьбы, например, рывки, подножки, подсечки, зацепы и различного рода подбивки.
Стоит отметить, что во время игры участники стараются не убегать от полена, а наоборот, двигаться к нему. При этом выполняя разного рода прыжки через полено, перебрасывают над поленом ногу и т.п.
Бой мешками «Баклуши»
Два человека встают или садятся на скамейку, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на пол. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Игра «Шалыга»
Для игры необходим тряпочный мешочек, набитый мягкой тканью или поролоном -«шалыга». К мешку привязывается веревка длиной около 2-х метров.
Игроки встают в круг. Водящий вращает «шалыгу», держа в руке конец веревки. Остальные игроки должны подпрыгивать, пропуская «шалыгу» под ногами. В данном случае звучит команда: «Земля!» Когда звучит вторая команда: «Небо», игроки должны пригнуться к полу (земле), пропуская «шалыгу» над головой.
Кого из игроков задела «шалыга», тот выходит из игры. Игра продолжается до последнего участника, который становится победителем.