Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» для обучающихся 5-7 лет

Артеменко Глеб Анатольевич

Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

«Молодецкие забавы для дошкольников»

для обучающихся 5-7 лет

Автор составитель:

Артеменко Глеб Анатольевич,

концертмейстер

Санкт-Петербург

2023/2024 учебный год

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

        

        Введение

        Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Краткая историческая справка

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.

        Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.

        Задачи:

  • сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
  • обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;

Развивающие:

  • способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
  • способствовать повышению физической и умственной работоспособности.

Воспитательные:

  • сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;  

Заключение 

В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Способом проверки умений учащихся является:

  • совместное обсуждение игры;
  • умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
  • наблюдение за игрой.

        

        

Используемая литература

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
  2. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР

Г.А. Артеменко,

концертмейстер объединений

 фольклорно-этнографического отдела

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Игра «Полено»

        Внешне игра выглядит как хоровод вокруг полена. Участники (примерно от трёх до десяти человек), держась за руки, создают круг. В центре ставится полено (можно использовать вместо полена кеглю, бутылку с водой и др.).  

        Задача играющих не обронить полено, и в то же время натащить на полено других игроков, вынуждая их задевать полено и в итоге его ронять. Участник, обронивший полено, выбывает из игры. Таким образом, количество игроков сокращается. Так же в игре не разрешается расцеплять руки. Рассоединившая руки пара игроков выходит из круга. Игра продолжается до выявления победителя.

        Иногда для осуществления победы разрешается использование приёмов борьбы, например, рывки, подножки, подсечки, зацепы и различного рода подбивки.

        Стоит отметить, что во время игры участники стараются не убегать от полена, а наоборот, двигаться к нему. При этом выполняя разного рода прыжки через полено, перебрасывают над поленом ногу и т.п.

Бой мешками «Баклуши»

        Два человека встают или садятся на скамейку, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на пол. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию. 

Игра «Шалыга»

        Для игры необходим тряпочный мешочек, набитый мягкой тканью или поролоном -«шалыга». К мешку привязывается веревка длиной около 2-х метров.

        Игроки встают в круг. Водящий вращает «шалыгу», держа в руке конец веревки. Остальные игроки должны подпрыгивать, пропуская «шалыгу» под ногами. В данном случае звучит команда: «Земля!» Когда звучит вторая команда: «Небо», игроки должны пригнуться к полу (земле), пропуская «шалыгу» над головой.

        Кого из игроков задела «шалыга», тот выходит из игры. Игра продолжается до последнего участника, который становится победителем.