Главные вкладки
Построение занятия «Ритмика» для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_zanyatiya_ritmika_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дома детского творчества
« На 9-й линии» Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Построение занятия «Ритмика»
для детей дошкольного возраста
Федорова Ирина Геннадьевна
Педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург 2022
В последнее время состояние здоровья современных детей вызывает серьезную тревогу. Поэтому одной из важнейших проблем дополнительного образования является формирование здорового человека на всю последующую жизнь. Предмет «Ритмика» по программе «Группы эстетического развития для детей 3-4 и 5-6 лет» позволяет ее решить. Перед педагогом стоит задача введения приемов в подготовке не только к хореографическому искусству, но и формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью воспитанников.
Целью данной работы является познакомить вас с основными направлениями работы с обучающимися дошкольного возраста на занятиях «Ритмика»
Задачи:
1. Рассмотреть возрастные этапы и особенности развития детей дошкольного возраста на занятиях по ритмике;
2. Подобрать необходимые приемы для физического и культурного развития ребенка дошкольного возраста.
3. Показать особенности работы с детьми дошкольного возраста на занятиях «Ритмика».
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается физическое развитие, постепенно теряется округлость, присущую раннему возрасту.
С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28 – 30 см, причем этот процесс идет неравномерно. 3 – 5 – летний ребенок подрастает за год примерно на 4 – 6 см. В 6 лет рост значительно убыстряется: за год ребенок прибавляет 8 – 10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6 – 7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук - более чем на 2,5 раза, а длина ног – более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.
Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался.
Количественные и качественные изменения в организме малышей протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при усиленном совершенствовании функций организма затормаживается рост.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малышей сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 – 7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Одновременно из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно – мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
По развитию основных движений (бега, прыжков, метания) и физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации движений) можно судить о совершенствовании не только костно – мышечного аппарата, но и центральной нервной системы.
Деятельность сердечно – сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним свободнее, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кровью. Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно – сосудистую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.
Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 3 – 4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к шести годам строение легочной ткани еще не завершается. Ребенок дышит более поверхностно, чем взрослый. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.
Дошкольники еще не могут сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движениями. При выполнении гимнастических упражнений ребенок должен дышать легко. Следите, чтобы он не задерживал дыхание на вздохе. Главное внимание обращайте на выдох, он должен быть резким и акцентированным. Следует помнить о том, что приспособительные возможности дыхательной и сердечно – сосудистой систем у ребенка ниже, чем у взрослого. Поэтому физические упражнения надо строго дозировать, учитывая его возраст.
Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, перемещения в пространстве и кончая сложно координированными движениями, такими, как сохранения равновесия, выполнение графических действий и т.д.
Значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление.
В моей работе отдельные физические упражнения, части занятий, подвижные игры имеют конкретную цель – формирование, развитие этих свойств, в процессе двигательной деятельности.
ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ ДВИЖЕНИЯ
Работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, живот подтянут.
Качество движений детей в большей степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует, как бы настраивая на предстоящее движение.
Общеразвивающие упражнения и партерная гимнастика. Данные упражнения проводятся на всех уроках ритмики. Их цель – равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование всех двигательных навыков, выработка пластичности, точности, координации, координации движений, формирование правильной осанки. Посредством выполнения упражнений стоя и в партере в соответствии с темпом и размером музыки, решается задача – развитие чувства ритма.
Построение и перестроение. Построения и перестроения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве. Эти действия выполняются на протяжении всего урока ритмики. На занятиях используются построение по кругу, врассыпную, образование нескольких кружков, шеренги, колонны, в шахматном порядке и др. При построении врассыпную дети должны заполнить все имеющееся пространство, соблюдая дистанцию, необходимую для свободного движения.
Посредством перестроений отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения. Умение строиться в круг развивает у детей чувство пространственной формы и является одним из первых навыков. Выполнение заданий на свободное размещение по площадке развивает глазомер, сообразительность, инициативу каждого ребенка и всей группы.
Игры. Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки, творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ.
Игра имеет также большое воспитательное значение. В игре, как нигде, выявляется характер ребенка (смелость, застенчивость, активность, доброжелательность) и его психофизические качества (сообразительность, находчивость, быстрота реакции).
Танцы. На занятиях ритмики используются лишь несложные, доступные детям танцевальные движения. Разучивание танца не является самоцелью – главными остаются музыкально – ритмические задачи: четкая смена движений в соответствии со строением произведения, соблюдение темпа, размера, иногда выполнение ритмического рисунка, передача эмоционального характера музыки. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей.
Таким образом, внедряя данные приемы в построение урока «Ритмики» мы развиваем ребенка дошкольного возраста и физически, и культурно, не противореча его возрастным особенностям.
Сейчас вашему вниманию будет представлен урок, в котором я реализовала данные приемы.
ВЫВОДЫ
Обучение танцам – это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.
Именно в дошкольном возрасте происходит развитие двигательных навыков и физических качеств. В связи с этим, занятия ритмикой не только способствуют развитию творческих способностей, но и позволяют сформировать навыки для здорового образа жизни ребенка.
Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания дошкольников – приобщению их к богатству танцевального творчества.
Педагогу, обучающему детей дошкольного возраста основам хореографии, необходимо понимать внутренний мир ребенка, детское мировосприятие. Он должен уметь проникать в мир ребенка, стать человеком, открывающим малышу красоту танца.
Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, настроение, взгляд и даже ваш внешний вид.