Русская народная культура.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский танец, как музыка и песня, - один из древнейших и любимейших видов народного танца. У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России, но для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.
Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней, мы видим приметы далёкой старины, связанные с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись, а песни и танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о прочных художественных традициях.
В средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей и проигрывали танец который назывался «Колосок». Этот танец имел отзвуки языческих ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению хлебов, а следовательно, богатому урожаю в будущем.
Позднее танцевальное творчество получило выражение в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях и весёлых плясках. Эти потешки демонстрировали собравшимся меткие шутки, поучительные небылицы и комические сценки из крестьянской жизни. Ранние упоминания о скоморохах встречаются ещё в «Повести временных лет» - одной из первых русских летописей, созданной в XII веке. Упоминаются скоморохи и в народных былинах, воспевающих русских богатырей. Ни один «почётный пир», ни одно народное празднество и гулянье не обходилось без их участия.
А в Софийском соборе в Киеве – красивейшем храме древней Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с изображением пляшущих скоморохов.
Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. Он сочетает танец с пением, с драматическим действием, изображающим определённые трудовые или иные процессы.
История возникновения хороводов восходит ещё ко временам Древней Греции, когда плясавшие в честь богини Афродиты нимфы делились в танце на множество групп.
Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась первая зелёная травка, в народе говорили: «Весна пришла – игра пошла». Местом для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов рек и озёр, луга за околицей деревни, пригорки близ церкви, а зимой – обычные деревенские избы.
Русские хороводы обычно были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым. При этом плясуньи едва заметно перебирали ногами под длинным сарафаном, определяя общий ритм и счёт шагов. Создавалось впечатление , что девушка не идёт, а словно плывёт как лебёдушка, по воде… Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким притопыванием каблучками, были популярны на Руси.
Возглавляла и направляла хоровод ведущая – «хороводница», обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней.
Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество составляющих его плясок. Так зарождалось народное танцевальное искусство: появлялись пляски – кадрили с интереснейшими рисунками (прямыми линиями, кругами и зигзагами), переплясы – вольные, импровизированные танцы, не сковывающие танцора определённой композицией, дающие возможность каждому показать любимые движения и всё, на что он способен.
К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска – трепак. Об этой пляске в народе сложено не мало пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихвастый характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака, не жалей каблука».
Давно уже подмечено, как гармоничны и выразительны движения русских танцоров, как великолепны их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Они легко и свободно владеют своим телом, а потому их движения лишены скованности, рождаются непринуждённо и выглядят как абсолютная импровизация.