Главные вкладки
Программа организации индивидуального обучения по предмету «Специальность и чтение с листа» ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано». Срок реализации программы 8 лет
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования, в том числе – дополнительного образования в сфере культуры и искусства.
В Распоряжении Правительства ХМАО-Югры от 3 ноября 2022 года № 679-рп «О Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года» среди важнейших задач развития образования указана задача создания эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети нуждаются в особом педагогическом воздействии, в организации особой среды для их обучения и воспитания. Одним из путей решения этой проблемы является разработка и реализация в учреждениях дополнительного образования индивидуальных программ обучения по отдельным предметам. Такие программы должны быть ориентированы на обучение детей, обладающих высоким уровнем одаренности, соответствовать потребностям и возможностям этой категории учащихся, обеспечивать оптимальные условия для их обучения и развития.
Новизна программы заключается в адаптации ее целей и задач к процессу работы с конкретной учащейся, имеющей особые (повышенные) образовательные возможности, в усложнении годовых требований и содержания промежуточной и итоговой аттестации.
При разработке программы учитывались важнейшие принципы работы с одаренными учащимися:
- принцип личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
- принцип индивидуализации обучения (одним из путей реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной программы);
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности при условии успешного выполнения учебных требований.
В рамках работы по программе учащаяся получает дополнительный учебный материал, более сложный репертуар для изучения, что ведет к увеличению объема знаний и эффективному развитию определенных умений и навыков.
Программа ориентирована на:
- развитие музыкально-творческих способностей учащейся;
- интенсификацию педагогического процесса;
- подготовку учащейся к профессиональному обучению в сфере искусства.
Наряду с учебной деятельностью, развитию одаренной учащейся способствует ее участие в различных внеурочных мероприятиях: творческих отчетах, концертно-просветительских мероприятиях, отделенческих и школьных концертах, конкурсах и фестивалях разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»
ПРОГРАММА
организации индивидуального обучения по предмету
«Специальность и чтение с листа»
ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок реализации программы 8 лет
Разработчик: Филиппова А.С.,
Преподаватель по классу фортепиано,
Заведующий фортепианным отделением
МБУ ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»
г. Сургут, 2023 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы.
- Срок реализации и объем учебного времени.
- Формы и методы организации учебного процесса.
- Содержание учебного предмета. Годовые требования по классам
- Требования к уровню подготовки обучающейся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
- Списки литературы
- Пояснительная записка
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования, в том числе – дополнительного образования в сфере культуры и искусства.
В Распоряжении Правительства ХМАО-Югры от 3 ноября 2022 года № 679-рп «О Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года» среди важнейших задач развития образования указана задача создания эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[1].
Одарённые дети нуждаются в особом педагогическом воздействии, в организации особой среды для их обучения и воспитания. Одним из путей решения этой проблемы является разработка и реализация в учреждениях дополнительного образования индивидуальных программ обучения по отдельным предметам. Такие программы должны быть ориентированы на обучение детей, обладающих высоким уровнем одаренности, соответствовать потребностям и возможностям этой категории учащихся, обеспечивать оптимальные условия для их обучения и развития.
Основные концептуальные подходы к построению работы с одаренными детьми:
- Системный подход в развитии способностей ребёнка.
- Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения.
- Обучение детей умению оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них навыков публичного обсуждения и отстаивания результатов художественного творчества.
- Поддержка и развитие самостоятельности в обучении.
- Создание условий для саморазвития и самопознания.
- Психологическая поддержка и помощь с учетом индивидуального своеобразия личности одаренного ребенка.
Данная программа направлена на индивидуальное обучение обучающейся по ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» Килиной Златы, показавшей высокий уровень способностей и мотивации к занятиям музыкой. Программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа» (Разработчики – Т. В. Казакова, заместитель директора Академического музыкального колледжа при МГК им. П. И. Чайковского, преподаватель, заслуженный работник культуры РФ; О. Е. Мечетина, заведующая фортепианным отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при МГК им. П. И. Чайковского, преподаватель, заслуженный учитель РФ; Москва, 2012г.); с учетом федеральных государственных требований к условиям реализации ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано».
Новизна программы заключается в адаптации ее целей и задач к процессу работы с конкретной учащейся, имеющей особые (повышенные) образовательные возможности, в усложнении годовых требований и содержания промежуточной и итоговой аттестации.
При разработке программы учитывались важнейшие принципы работы с одаренными учащимися:
- принцип личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
- принцип индивидуализации обучения (одним из путей реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной программы);
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности при условии успешного выполнения учебных требований.
В рамках работы по программе учащаяся получает дополнительный учебный материал, более сложный репертуар для изучения, что ведет к увеличению объема знаний и эффективному развитию определенных умений и навыков.
Программа ориентирована на:
- развитие музыкально-творческих способностей учащейся;
- интенсификацию педагогического процесса;
- подготовку учащейся к профессиональному обучению в сфере искусства.
Наряду с учебной деятельностью, развитию одаренной учащейся способствует ее участие в различных внеурочных мероприятиях: творческих отчетах, концертно-просветительских мероприятиях, отделенческих и школьных концертах, конкурсах и фестивалях разного уровня.
- Цели и задачи программы
Цели:
- Обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащейся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
- Создание оптимальных условий для самореализации и профессионального самоопределения учащейся.
- Подготовка учащейся к поступлению в образовательное учреждение среднего профессионального образования.
Задачи:
- развивать интерес к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- обучить основам музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в соответствии с программными требованиями;
- создавать условия для овладения основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять аккомпанемент;
- обучать навыкам самостоятельной работы с произведением и чтению нот с листа;
- создавать условия для приобретения опыта исполнительской деятельности и публичных выступлений;
- формировать мотивацию к продолжению обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
- Срок реализации и объем учебного времени на реализацию предмета
Срок реализации учебного предмета составляет 8 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета составляет: максимальная учебная нагрузка – 1777 часов, из них аудиторные занятия – 592 часа, самостоятельная работа – 1185 часа. На консультацию предусмотрено 62 часа.
Самостоятельная работа обучающейся включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармонии, театра, музеев), участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
- Формы и методы организации учебного процесса
Основная форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальные занятия. Основным методом при реализации программы является метод интенсивного обучения: учащейся практически сразу дается весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами – все это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный системный поход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, т.е. идет развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства игры на инструменте. Методика интенсивного обучения предполагает активизацию всех возможностей учащейся: она ставится перед необходимостью играть на инструменте, решать технические и художественные исполнительские задачи.
- Содержание учебного предмета. Годовые требования
1 класс
Знакомство с инструментом. Посадка и постановка рук, организация игровых движений. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Освоение основных приемов звукоизвлечения: non legato, legato, staccato. Развитие слуховых навыков (подбор простейших знакомых мелодий по слуху от разных нот). Изучение нотной грамоты, знакомство со знаками альтерации и динамическими оттенками. Знакомство и освоение простейших ритмических рисунков. Освоение навыка ансамблевой игры. Развитие техники чтения на основе «графического видения текста». В течение учебного года необходимо проработать с учащейся 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Пьесы с элементами полифонии, легкие сонатины и вариации.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь А. М. Бах) А. Диабелли. Сонатина Фа мажор, 1 часть А. Жербин. Косолапый мишка А. Гедике. Этюд№26 оп.36 | И. Кригер. Менуэт ля минор Д. Штейбельт. Сонатина До мажор Л. Лапина. Полька А. Жилинский. Этюд Соль мажор |
2 класс
Знакомство с основными музыкальными терминами. Совершенствование начальных навыков: чтения с листа с последующим анализом текста (форма, гармоническая или полифоническая структура, развитие мелодии), подбор по слуху, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и упражнениями.
В течение учебного года рекомендуется пройти с учащейся 12-14 произведений, в том числе 2 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 этюдов на различные виды техники, 4-6 разнохарактерных пьес, несложные ансамбли. Гаммы: До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор двумя руками в 2 октавы, мажорные гаммы прямые и расходящиеся, минорные - в прямом движении. Арпеджио короткое, трезвучия и обращения, хроматическая гамма отдельно каждой рукой от любого звука.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И.С. Бах. Маленькая прелюдия Фа мажор Л. Бетховен. Соната Соль Мажор Г. Фрид. Задумчивый вальс К. Черни-Гермер. Этюд №23 Iч. | И. С. Бах. Менуэт соль минор К. Рейнеке. Сонатина Си бемоль мажор А. Гречанинов. Верхом на лошадке А. Лемуан. Этюд №12 оп. 37 |
3 класс
Продолжение работы над техническими задачами, знакомство с простыми формами произведения, с музыкальной терминологией. Чтение с листа с последующим анализом текста. Транспонирование. Чтение с листа мелодий с несложным сопровождением в виде опорных звуков. Подбор по слуху и транспонирование простых мелодий. Упражнения для развития координации движения пальцев, игра параллельных интервалов для развития кистевых движений. В течение учебного года рекомендуется пройти с учащейся 12-14 различных музыкальных произведений: 2 полифонические пьесы, 2 произведения крупной формы, 4-5 пьес, 4-5 этюдов, 2-3 ансамбля. Гаммы: Соль, Ре, Фа, Си бемоль мажор; ми, си, ре, соль минор на 2-4 октавы в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматические гаммы в две октавы двумя руками, минорные гаммы – натуральные, гармонические, мелодические.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. Маленькая прелюдия ми минор Л. Бетховен. Соната№19,1 часть П. Чайковский. «Детский альбом». «Сладкая греза» А. Лешгорн. Этюд№40 оп.65 | И.С. Бах. Полонез соль минор В. Моцарт. Сонатина До мажор Ф. Пуленк. «Тирольский вальс» К. Черни-Гермер. Этюд №33 |
4 класс
Совершенствование и развитие ранее пройденных приемов. Чтение с листа с последующим анализом текста. Транспонирование. Продолжать чтение с листа постепенно усложняющихся пьес, подбор по слуху с гармоническим и фактурным оформлением, транспонирование несложных пьес. Упражнения на развитие беглости пальцев, кистевой техники. В течение учебного года рекомендуется пройти с учащейся 12-14 музыкальных произведений: 2 полифонических произведений, 2 крупные формы, 4-5 пьес, 4-5 этюдов, 2-3 ансамбля. Гаммы: Ре, Ля, Си бемоль мажор; си, фа диез, соль минор на 4 октавы в прямом и противоположном движении, мажорные гаммы в терцию, дециму. Аккорды, арпеджио короткие, длинные, ломанные. Хроматические гаммы на 4 октавы.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. Двухголосная инвенция Си-бемоль мажор Ф. Кулау. Сонатина Ля мажор 1 часть оп.59 Ф. Шопен. Ноктюрн до- диез минор Г. Беренс. Этюд оп. 58 №17 | И. С. Бах. Маленькая прелюдия № 7 Й. Бенда. Соната ре минор Э.Григ. Поэтическая картинка№1 ми минор К. Черни. Этюд №21 соч.299 |
5 класс
Совершенствование и развитие ранее пройденных приемов. Чтение с листа с последующим анализом. Подбор по слуху и транспонирование. Используя раннее приобретенные навыки, исполнять знакомые мелодии в 2-3 тональностях. Перед началом транспонирования сделать гармонический анализ пьесы. Овладеть навыками концертмейстерской игры. В течение учебного года рекомендуется пройти с учащейся 12-14 произведений: 2 полифонических произведения,2 крупные формы, 4-5 пьес, 4-5 этюдов, 2-3 ансамбля и 1 несложный аккомпанемент. Гаммы: Ля, Ми, Ми бемоль, Ля бемоль мажор; фа диез, до диез, до, фа минор в 4 октавы в прямом и противоположном движении, в терцию, сексту, в прямом движении октавами (для развития кистевого движения).
Повышение уровня развития музыкально-художественного мышления учащейся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения произведения. Участие в классных, тематических, общешкольных и выездных концертах.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. Трехголосная инвенция № 6 Л. Бетховен. Соната № 5, 1 часть Э. Григ. Бабочка соч.43 К. Черни. Этюд № 19 соч. 299 | Г. Гендель. Аллеманда из сюиты №8 фа минор Ф. Кулау. Сонатина оп. 59 №1 Р. Шуман. Фантастический танец А. Гедике. Этюд оп. 32 №30 |
6 класс
На уроках нужно уделять внимание обобщению и систематизированию приемов и методов, которые дают возможность научить самостоятельно работать над произведениями. Научить учащуюся рационально планировать время домашних занятий, овладеть методами и приемами, которые помогут работать целенаправленно и результативно. Подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа. Овладение навыками концертмейстерской работы: уметь разучить партию с иллюстраторами и аккомпанировать им во время выступления. Закрепление ранее приобретенных навыков с постепенным усложнением фактуры аккомпанемента. Чтение с листа с последующим анализом текста. Транспонирование. Играть специальные упражнения по развитию беглости пальцев и освоению приемов звукоизвлечения.
В течение года рекомендуется пройти с учащейся 12-14 произведений: 2 полифонии, 2 крупные формы, 3-5 пьес, 4-6 этюдов, 2-3 ансамбля и 1 аккомпанемент. Гаммы: Ми, Си, Ля бемоль, Ре бемоль мажор; до диез, соль диез, фа, си бемоль минор в прямом и противоположном движении в 4 октавы, в терцию, сексту в прямом движении, хроматические гаммы в прямом и противоположном движении, аккорды, доминантовый септаккорд, уменьшенный септаккорд короткими арпеджио.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. Трехголосная инвенция си- минор Й. Гайдн. Соната Ми-бемоль мажор №3, I ч. Р. Шуман. Бурлеска соч. 124 М. Мошковский. Этюд№5 оп. 72 | И. С. Бах. Партита №2 до минор Аллеманда М. Клементи. Сонатина Соль мажор I ч. С. Прокофьев. « Ромео и Джульетта» оп.75 К. Черни. Этюд№3 соч.299 |
7 класс
В течение года пройти с учащейся 12-14 произведений: 2 полифонии, 2 крупные формы, 4-5 пьес, 3-5 этюдов, 2 аккомпанемента, 2 ансамбля. Подбор по слуху и транспонирование, закрепление раннее освоенных знаний на более сложном материале. Чтение с листа с последующим анализом текста. Транспонирование.
Гаммы: Си, Фа диез, Ля бемоль, Ре бемоль мажор; соль диез, ре диез, фа, си бемоль минор в прямом и противоположном движении в 4 октавы, в терцию и сексту в прямом движении, хроматические гаммы в прямом и противоположном движении, аккорды, арпеджио, доминантовый септаккорд, уменьшенный вводный септаккорд длинными арпеджио.
Примеры программ для промежуточной аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. ХТК 1-й том Прелюдия и фуга Ре мажор В. Моцарт. Соната Ре мажор № 17 (К.576) Ф. Шопен. 3 экосеза оп.72 №3 М. Мошковский. Этюд №3 соч.18 | И. С. Бах. Трехголосная инвенция ля минор Л. Бетховен. Соната№1 До мажор, 1 ч. оп.2 К. Дебюсси. Девушка с волосами цвета льна К. Черни. Этюд №11 оп.740 |
8 класс
Совершенствование и развитие ранее приобретенных приемов. Подготовка к итоговой аттестации. Гаммы: Си, Фа диез, Ля бемоль, Ре бемоль мажор; соль диез, ре диез, фа, си бемоль минор, хроматические в прямом и расходящемся движении в 4 октавы, в терцию, дециму и сексту; минор гармонический и мелодический, аккорды, короткие и длинные арпеджио, доминантовый септаккорд и уменьшенный вводный септаккорд длинными арпеджио. Одиннадцать видов арпеджио от белых и двух черных клавиш. Чтение с листа с последующим анализом текста. Транспонирование.
Примеры программ для промежуточной и итоговой аттестации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
И. С. Бах. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга Соль мажор Й. Гайдн. Соната Фа мажор, 2-3 части Ф. Лист. Лорелея М. Мошковский. Этюд№4 оп. 91 К. Черни. Этюд №12 соч.740 | И, С. Бах. Партита до минор Л. Бетховен. Соната Фа мажор №2 оп.10, 1 ч. Ф. Шопен. Полонез до диез минор №1 К. Черни. Этюд №24 оп.740 д И. Крамер. Этюд №35 |
- Требования к уровню подготовки учащейся
Результатом освоения учащейся программы организации индивидуального обучения по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» является формирование у нее следующих знаний, умений, навыков:
- наличие интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для фортепиано, включающего произведения разных стилей и жанров, в соответствии с программными требованиями;
- умение читать с листа музыкальные произведения;
- умение подбирать по слуху;
- навыки воспитания слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки использования музыкально-исполнительских средств выразительности, владения различными видами техники исполнительства;
- наличие творческой инициативы, представлений о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
- Формы и методы контроля
Виды контроля и учёта успеваемости учащейся: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала, осуществляется в рамках урока в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающейся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. Контрольные уроки и зачеты проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. Для аттестации создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения программы выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | - исполнение программы целиком без остановок и существенных ошибок; - исполнение ясным, внятным звуком; ритмично; в достаточной степени выразительно; - исполняемые произведения соответствуют программным требованиям. |
4 («хорошо») | Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам предыдущего раздела, например, заметная ошибка, либо несколько менее значительных |
3 («удовлетворительно») | Значительное несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам первого раздела, например, множественные ошибки или остановки. Некачественное звучание инструмента; неритмичное, невыразительное исполнение. |
2 («неудовлетворительно») | Отказ от выступления, либо невыученность программы и невозможность доиграть ее до конца. |
- Методическое обеспечение учебного процесса.
Основная форма организации учебной работы - урок в классе по специальности, включает в себя проверку выполнения задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации способов по самостоятельной работе. Работа в классе сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. В работе преподавателю необходимо следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученицы для контроля над домашней работой.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащейся. Основными предпосылками для успешного развития ученицы является воспитание у нее свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, нужно стремиться на занятиях с учащейся к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы. Необходимым средством для исполнения любого произведения является исполнительная техника, поэтому необходимо стимулировать работу над исполнительской техникой. Систематическое развитие навыков чтения с листа помогает в разборе и анализе музыкального произведения. В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественным содержанием и техническими задачами. Проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявление мелодии и аккомпанемента. От того, насколько спланирована работа, продуман репертуар, правильно организован учебный процесс, зависит успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных.
Важно научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как воображение, мышление, трудолюбие, увлеченность, самостоятельность.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением программы общего образования), с опорой на методическую целесообразность и индивидуальные способности учащейся. Домашняя работа должна проходить в несколько приемов и строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких ; выучивание наизусть нотного текста; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе преподаватель фиксирует в дневнике учащейся.
Необходимо отметить, что, наряду с учебной деятельностью, развитию одаренной учащейся способствует ее участие в различных внеурочных мероприятиях: творческих отчетах, концертно-просветительских мероприятиях, отделенческих и школьных концертах, конкурсах и фестивалях разного уровня.
- Списки литературы
Список нотных сборников
- Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса.
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
- Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
- Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
- Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов. композитор,1991
- Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
- Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
- Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
- Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
- Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, ред. Муджеллини, М., Музыка, 2012
- Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
- Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
- Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
- Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
- Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
- Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
- Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
- Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
- «В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор», 2005
- Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
- Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
- Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка, 2011
- Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
- Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
- Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
- Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 2011
- Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
- Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
- Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
- Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
- Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
- Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М., Музыка, 2010
- Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
- Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
- Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
- Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
- Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
- Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
- Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
- Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001; 6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
- Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
- Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
- Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
- Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
- Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
- Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
- Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
- Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
- Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
- Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка, 2011
- Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М., Музыка, 2010
- Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
- Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
- Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
- Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
- Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
- Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
- Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
- Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
- Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина М., М., 2011
- Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано. Ред. Л. Оборина, Я. Мильштейна М., Музыка, 2011
- Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
- Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
- Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Список методической литературы
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
- Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
- Бадура-Скода Е.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
- Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире»/Классика - XXI, 2008
- Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
- Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.
- Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
- Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
- Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка, М.,1986
- Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
- Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
- Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
- Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
- Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
- Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. Серия бакалавр и магистр. Академический курс. – М.: Академия, 2017
- Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
- Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
- Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1989
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
- Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
- Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
- Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
[1] Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов, 1993-1999.