Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02. Ансамбль

Петрова Ирина Николаевна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ansamblyu.docx57.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Нягань 2024

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению и реализации

на методическом совете

МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

Протокол от «  »__________2024г.  №__

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО

г. Нягани «ДШИ»

___________      С.П.Саяфарова

«   » ______________2024г.

Составитель:

И.Н.Петрова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г.Нягани «ДШИ»

Рецензент:

С.П.Саяфарова, директор, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г.Нягани «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета        

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        

- Список рекомендуемой нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена на основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.02. Ансамбль», разработанной Т.В. Казаковой, О.Е. Мечетиной (Москва, 2012 г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Работа в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия, воспитывает навыки совместного музицирования, повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Ансамблевая игра как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует технические навыки, умение читать с листа. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера. В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также, как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар.

  1. Срок реализации учебного предмета

        Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

  1. Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения/количество часов

4-7 классы

9 класс

Количество часов (общее на 4 года)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

132 часа

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа

(часов в неделю)

1,5 часа

1,5 часа

Консультации[1] 

(для учащихся 5-7 классов)

6 часов

(по 2 часа в год)

  1. часа

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

        По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

        Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

  1. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. и наличие двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

  1. Содержание учебного предмета
  1. Сведения о затратах учебного времени

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                                Таблица 2

Срок обучения – 9 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

Продолжительность

учебных занятий  

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

-

2

Консультации

(часов в год)

-

-

-

-

2

2

2

-

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

4 класс (1 год обучения)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Балаев Г.                     Пьеса, Знакомая тропинка

Балакирев М.              На Волге, Хороводная

Бетховен Л.                  Контрданс

Бизе Ж.                         Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Бородин А.                   Полька в 4 руки

Брамс И.                       Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)                                                        

Вебер К.                       Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

Вебер К.                        Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

Гайдн Й.                      Учитель и ученик

Глинка М.                     Полька, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Глинка М.                   Танец из оперы «Иван Сусанин»

Гречанинов А.              Весенним утром, Пьеса соч.99 № 2

Диабелли A.               Сонатина Фа мажор в 4 руки

Мак-Доуэлл Э.              К дикой розе

Моцарт В.                      Весенняя песня

Оффенбах К.             Кан-кан

Прокофьев С.               Петя и волк (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

Равель М.                    Моя матушка-гусыня, 5 детских пьес в 4 руки

Рахманинов С.            Итальянская полька

Р.-Корсаков Н.              Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане»

Свиридов Г.                  Романс

Стравинский И.            Анданте

Хачатурян А.                Танец девушек

Чайковский П.             Колыбельная в бурю, Трепак

Чайковский П.             Вальс из балета «Спящая красавица»

Чемберджи Н.             Снегурочка из балета «Сон Дремович» в 4 руки

Шитте Л.                       Чардаш Ля мажор

Шостакович Д.             Контрданс, Вальс, Шарманка, Галоп из сюиты к к/ф

                                    «Овод» (переложение для 2- х ф-но Богомолова)

Шуберт Ф.                    Соч. 51 №1 Марш, Вальс

Шуман Р.                    Сельская песня

        5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года – зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Балаев Г.                     Испанский танец

Бизе Ж.                        Деревянные лошадки из цикла «Детские игры»

Гаврилин В.                Перезвоны

Гершвин Дж.              Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Глиэр Р.                       Грустный вальс

Григ Э.                        Ор.35 № 2 Норвежский танец

Григ Э.                         Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»

Григ Э.                         Ор.65 №6 Свадебный день в Трольхаугене в 4 руки

Матевосян А.             Колокольчики из цикла «Детская шкатулка»

Моцарт В.                    Ария Фигаро

     Мусоргский М.             Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Прокофьев С.             Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта»

     Раков Н.                      Радостный порыв

Рахманинов С.            Ор.11 № 3 Русская песня в 4 руки,

Ор.11 № 5 Романс в 4 руки

Хачатурян К.              Галоп из балета «Чиполлино»

Ходош В.                    Вечерняя сказка

Чайковский П.               Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Шостакович Д.          Тарантелла в 4 руки

Шуберт Ф.                    Героический марш

Штраус И.                     Полька «Трик-трак»

Щедрин Р.                    Царь Горох

     Фортепианные концерты в переложении для 2-х фортепиано (см. репертуарные списки по классам в программе учебного предмета «Специальность и чтение с листа»).

6 класс (3 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия – зачет со свободной программой.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Брамс И.                   Венгерские танцы  для фортепиано в 4 руки

Вебер К.                     Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

Гайдн Й.                     Учитель и ученик – вариации для ф-но в 4 руки

Глиэр Р.                     Фениксы из балета «Красный цветок» для 2- х ф-но в 4 руки

Григ Э.                        Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)

Дунаевский И.           Полька из к/ф «Кубанские казаки»

Коровицын В.             Куклы сеньора Карабаса

Новиков А.                 Дороги

Прокофьев С.            Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки

Прокофьев С.            Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»

Равель М.                  Моя матушка гусыня (по выбору)

Раков Н.                      Поэтическая картинка

Свиридов Г.               Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести

                                    А.Пушкина «Метель»

Слонимский С.           Деревенский вальс

Хачатурян А.              Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» в 4

                                    руки

Щедрин Р.                  Кадриль из оперы «Не только любовь»

(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)

     Чайковский П.           Трепак из балета «Щелкунчик»

     Читчян Г.                    Вардавар

     Эшпай А.                    Венгерский танец

7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Вебер К.                 Приглашение к танцу

Глинка М.               Вальс-фантазия

Дебюсси К.              Маленькая сюита, Марш

Дворжак А.             Славянские танцы для ф-но в 4 руки

Казелла А.              Маленький марш из цикла " Марионетки",

Коровицын В.          Мелодия дождей

Лист Ф.                    Обручение (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

Мошковский М.         Испанский танец №2, op. 12

Мусоргский М.         Колокольные звоны из оперы «Борис Годунов»

Парцхаладзе М.         Вальс

Примак В.                   Скерцо-шутка До мажор

Прокофьев С.          Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)

Прокофьев С.           Вальс из балета «Золушка»

Прокофьев С.          Анданте из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»

Р.-Корсаков Н.         Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»

(переложение П.Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А.Руббаха)

Хачатурян А.             Танец девушек, Колыбельная, Вальс из балета «Гаянэ»

Хачатурян К.             Погоня из балета "Чиполлино"

Чайковский П.           Скерцо из цикла «Воспоминание о Гапсале»

Шостакович Д.           Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки

Шуберт Ф.               Два вальса (обработка для 2-х ф-но К.Сорокина)

Эшпай А.                 Русская игровая

9 класс

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Аренский А.            Ор.34, №1 Сказка

Аренский А.              Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано

Бах И.С.                Концерт фа минор, Концерт ре минор

Вебер К.                 Ор.60 №6 Тема с вариациями для ф-но в 4 руки

Гайдн Й.                Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор

Гершвин Дж.          Песня Порги из оперы «Порги и Бесс»

Григ Э.                Концерт ля минор

Григ Э.                     «Пер Гюнт», сюита №1, ор. 46

Дебюсси К.              Вальс для ф-но в 4 руки

Дебюсси К.             Шесть античных эпиграфов для ф-но в 4 руки

Дебюсси К.             Шотландский марш для фортепиано в 4 руки

Дворжак А.             Легенда

Дворжак А.              Ор.46, Славянские танцы для ф-но в 4 руки        

Мендельсон Ф.        Концерт соль минор, Концерт ре минор

Моцарт В.               Концерт по выбору

Моцарт В.                Сонатина в 4 руки

Моцарт-Бузони        Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки

Прокофьев С.          Два танца из балета «Сказ о каменном цветке»

(обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)

Рахманинов С.          Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)

Хачатурян А.            Танец с саблями из балета «Гаянэ» для 2- х ф-но в 8 рук

Чайковский П.            Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета «Щелкунчик»

Вальс из балета «Спящая красавица» (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)

Романс, ор.6 №6

Баркарола, ор.37 №6

Вальс из сюиты ор.55 №3

Полька, ор.39 №14

Шуберт Ф.                   Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук,

фортепианные концерты

Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных              составах.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов – струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также –прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «–», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» – подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

        Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

        Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» –учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  1. Список рекомендуемых нотных сборников

Ансамбли для фортепиано. Вып.2 Редактор-составитель В. Пороцкий / М., 1986

Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / М.,1973

Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ М.,1990

Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / М., 1982

Ансамбли. 3-5 классы ДМШ. М., 1998

Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки.  Вып.1, 2/ М., 2009

Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли для музыкальных школ. Ростов на Дону, 2000

Брат и сестра. СПб, 1993

Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика-XXI

За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., 2008

Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., 2001

Играем в четыре руки. Альбом фортепианных ансамблей для средних классов ДМШ. СПб, 1999

Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., 2010

Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., 2007

Сен-Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., 2006

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / Ростов на Дону, 2006

Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. СПб, 2012

Хрестоматия фортепианного ансамбля. М., 1987

Хрестоматия фортепианного ансамбля. М.,1994

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, 2006

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, 2006

Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. / М., 2011

Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. Ростов на Дону, 2012

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, 2012

  1. Список рекомендуемой методической литературы

Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979

Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М., 2001

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988