Главные вкладки
Программа по учебному предмету ПО.01.УП.02. Ансамбль
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ
Нягань 2024
Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» Протокол от « »__________2024г. №__ | «Утверждаю» Директор МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» ___________ С.П.Саяфарова « » ______________2024г. |
Составитель:
И.Н.Петрова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г.Нягани «ДШИ»
Рецензент:
С.П.Саяфарова, директор, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г.Нягани «ДШИ»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена на основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.02. Ансамбль», разработанной Т.В. Казаковой, О.Е. Мечетиной (Москва, 2012 г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Работа в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия, воспитывает навыки совместного музицирования, повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Ансамблевая игра как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует технические навыки, умение читать с листа. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера. В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также, как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар.
- Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
- Объем учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов | 4-7 классы | 9 класс |
Количество часов (общее на 4 года) | Количество часов (в год) | |
Максимальная нагрузка | 330 часов | 132 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 132 часа | 66 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 198 часов | 66 часов |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 час | 2 часа |
Самостоятельная работа (часов в неделю) | 1,5 часа | 1,5 часа |
Консультации[1] (для учащихся 5-7 классов) | 6 часов (по 2 часа в год) |
|
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.
- Цели и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
- Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
- Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. и наличие двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 9 лет
Распределение по годам обучения | ||||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | - | - | 33 | 33 | 33 | 33 | - | 33 | |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | |
Консультации (часов в год) | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | - | 2 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
- Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Балаев Г. Пьеса, Знакомая тропинка
Балакирев М. На Волге, Хороводная
Бетховен Л. Контрданс
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Бородин А. Полька в 4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)
Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Гайдн Й. Учитель и ученик
Глинка М. Полька, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Глинка М. Танец из оперы «Иван Сусанин»
Гречанинов А. Весенним утром, Пьеса соч.99 № 2
Диабелли A. Сонатина Фа мажор в 4 руки
Мак-Доуэлл Э. К дикой розе
Моцарт В. Весенняя песня
Оффенбах К. Кан-кан
Прокофьев С. Петя и волк (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Равель М. Моя матушка-гусыня, 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. Итальянская полька
Р.-Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане»
Свиридов Г. Романс
Стравинский И. Анданте
Хачатурян А. Танец девушек
Чайковский П. Колыбельная в бурю, Трепак
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Чемберджи Н. Снегурочка из балета «Сон Дремович» в 4 руки
Шитте Л. Чардаш Ля мажор
Шостакович Д. Контрданс, Вальс, Шарманка, Галоп из сюиты к к/ф
«Овод» (переложение для 2- х ф-но Богомолова)
Шуберт Ф. Соч. 51 №1 Марш, Вальс
Шуман Р. Сельская песня
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
- умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- совместно работать над динамикой произведения;
- анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года – зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Балаев Г. Испанский танец
Бизе Ж. Деревянные лошадки из цикла «Детские игры»
Гаврилин В. Перезвоны
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глиэр Р. Грустный вальс
Григ Э. Ор.35 № 2 Норвежский танец
Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»
Григ Э. Ор.65 №6 Свадебный день в Трольхаугене в 4 руки
Матевосян А. Колокольчики из цикла «Детская шкатулка»
Моцарт В. Ария Фигаро
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта»
Раков Н. Радостный порыв
Рахманинов С. Ор.11 № 3 Русская песня в 4 руки,
Ор.11 № 5 Романс в 4 руки
Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
Ходош В. Вечерняя сказка
Чайковский П. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»
Шостакович Д. Тарантелла в 4 руки
Шуберт Ф. Героический марш
Штраус И. Полька «Трик-трак»
Щедрин Р. Царь Горох
Фортепианные концерты в переложении для 2-х фортепиано (см. репертуарные списки по классам в программе учебного предмета «Специальность и чтение с листа»).
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия – зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И. Венгерские танцы для фортепиано в 4 руки
Вебер К. Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гайдн Й. Учитель и ученик – вариации для ф-но в 4 руки
Глиэр Р. Фениксы из балета «Красный цветок» для 2- х ф-но в 4 руки
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)
Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки»
Коровицын В. Куклы сеньора Карабаса
Новиков А. Дороги
Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» в 4 руки
Прокофьев С. Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»
Равель М. Моя матушка гусыня (по выбору)
Раков Н. Поэтическая картинка
Свиридов Г. Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести
А.Пушкина «Метель»
Слонимский С. Деревенский вальс
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» в 4
руки
Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не только любовь»
(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
Читчян Г. Вардавар
Эшпай А. Венгерский танец
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вебер К. Приглашение к танцу
Глинка М. Вальс-фантазия
Дебюсси К. Маленькая сюита, Марш
Дворжак А. Славянские танцы для ф-но в 4 руки
Казелла А. Маленький марш из цикла " Марионетки",
Коровицын В. Мелодия дождей
Лист Ф. Обручение (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)
Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12
Мусоргский М. Колокольные звоны из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. Вальс
Примак В. Скерцо-шутка До мажор
Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Прокофьев С. Анданте из музыки к спектаклю «Евгений Онегин»
Р.-Корсаков Н. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»
(переложение П.Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А.Руббаха)
Хачатурян А. Танец девушек, Колыбельная, Вальс из балета «Гаянэ»
Хачатурян К. Погоня из балета "Чиполлино"
Чайковский П. Скерцо из цикла «Воспоминание о Гапсале»
Шостакович Д. Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки
Шуберт Ф. Два вальса (обработка для 2-х ф-но К.Сорокина)
Эшпай А. Русская игровая
9 класс
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.
В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Аренский А. Ор.34, №1 Сказка
Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано
Бах И.С. Концерт фа минор, Концерт ре минор
Вебер К. Ор.60 №6 Тема с вариациями для ф-но в 4 руки
Гайдн Й. Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор
Гершвин Дж. Песня Порги из оперы «Порги и Бесс»
Григ Э. Концерт ля минор
Григ Э. «Пер Гюнт», сюита №1, ор. 46
Дебюсси К. Вальс для ф-но в 4 руки
Дебюсси К. Шесть античных эпиграфов для ф-но в 4 руки
Дебюсси К. Шотландский марш для фортепиано в 4 руки
Дворжак А. Легенда
Дворжак А. Ор.46, Славянские танцы для ф-но в 4 руки
Мендельсон Ф. Концерт соль минор, Концерт ре минор
Моцарт В. Концерт по выбору
Моцарт В. Сонатина в 4 руки
Моцарт-Бузони Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки
Прокофьев С. Два танца из балета «Сказ о каменном цветке»
(обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)
Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)
Хачатурян А. Танец с саблями из балета «Гаянэ» для 2- х ф-но в 8 рук
Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета «Щелкунчик»
Вальс из балета «Спящая красавица» (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)
Романс, ор.6 №6
Баркарола, ор.37 №6
Вальс из сюиты ор.55 №3
Полька, ор.39 №14
Шуберт Ф. Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук,
фортепианные концерты
Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов – струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также –прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «–», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» – подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки.
- Рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» –учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой.
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемых нотных сборников
Ансамбли для фортепиано. Вып.2 Редактор-составитель В. Пороцкий / М., 1986
Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / М.,1973
Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ М.,1990
Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / М., 1982
Ансамбли. 3-5 классы ДМШ. М., 1998
Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., 2009
Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли для музыкальных школ. Ростов на Дону, 2000
Брат и сестра. СПб, 1993
Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика-XXI
За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., 2008
Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., 2001
Играем в четыре руки. Альбом фортепианных ансамблей для средних классов ДМШ. СПб, 1999
Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., 2010
Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., 2007
Сен-Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., 2006
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / Ростов на Дону, 2006
Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. СПб, 2012
Хрестоматия фортепианного ансамбля. М., 1987
Хрестоматия фортепианного ансамбля. М.,1994
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, 2006
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, 2006
Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. / М., 2011
Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. Ростов на Дону, 2012
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, 2012
- Список рекомендуемой методической литературы
Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М., 2001
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988