Рабочая программа по учебному предмету по выбору "Фортепиано" (народные инструменты)

Cкребец Нелли Валерьевна

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ 

«Класс профориентации» по учебному предмету по выбору «Фортепиано» (народные инструменты) срок обучения 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_proforientatsii_predmet_po_vyboru_fortepiano.docx35.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Максатихинская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

«Класс профориентации»

по учебному предмету по выбору

«Фортепиано»

(народные инструменты)

 

Срок реализации 2 года

п. Максатиха, 2024 г

Содержание

№ п.п.

Название раздела

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи учебного предмета

3.

Содержание учебного предмета

4.

Объём учебного времени по предмету

5.

Учебный план по предмету

6.

Годовые требования

7.

Контроль и учёт успеваемости

8.

Требования к уровню подготовки обучающихся

9.

 Список  нотной литературы

10.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Пояснительная записка

  Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная программа в  области музыкального искусства «Класс профориентации» (далее - программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Максатихинская детская школа искусств» (далее| - ДШИ).  ДШИ вправе реализовывать программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

  Настоящая программа составлена в соответствии с п. 1 части 4 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 83 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области — искусств», утвержденных письмом Министерства культуры от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанной образовательной программы.

  Программа способствует развитию профессиональных качеств будущего музыканта.

  Данная программа рассчитана на наиболее одаренных и профессионально перспективных обучающихся, успешно закончивших 4-летние обучение ДШИ, желающих продолжить музыкальное образование в учреждениях музыкального искусства.

  Обучение по данной рабочей программе позволяет наиболее одаренным и профессионально перспективным обучающимся создать условия для формирования и развития комплекса общих музыкальных данных, высокого уровня технической оснащенности, творческого отношения к исполняемым произведениям, сценичности, необходимых для продолжения музыкального образования в музыкальных СУЗах, ВУЗах.

   Значимость программы состоит в наиболее эффективной организации учебного процесса в соответствии с современными — требованиями, предъявляемыми к поступающим в музыкальные СУЗы, ВУЗы. Программа призвана помочь решению задач освоения профессиональных исполнительских навыков, высокого уровня технической оснащенности, творческого отношения к исполняемым произведениям, сценичности.

   Новизна программы определяется опорой на современные исследования в области теории фортепианного образования и практический опыт, накопленный преподавателями класса фортепиано ДШИ для профориентации обучающихся.

   Актуальность программы в том, что её содержание, цели и задачи раскрывают творческие и исполнительские способности обучающихся, прививают высокопрофессиональные качества будущим музыкантам-профессионалам. Способствуют воспитанию культурных и образованных людей современного общества.

2. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  • обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося,
  • овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве,
  • формирование практических умений и навыков игры на фортепиано,
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области

музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные

 1. Овладеть основными пианистическими навыками игры на музыкальном инструменте;                    достичь высокого уровня технической оснащенности, сформировать творческое отношение к исполняемым  произведениям,  развить  навыки исполнительства;

 2. Сформировать умение самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять   произведения различных жанров и стилей;

 3. Достичь необходимого уровня функциональной грамотности, овладеть навыками

осознанного восприятия элементов музыкального языка, элементарного анализа

музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном

искусстве, сформировать умение использовать полученные знания в практической деятельности, так как фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на народном отделении, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

 Развивающие

 1.Развить музыкальные способности: память, ритм, слух, координацию. образное

мышление, воображение, фантазию;

 2. Развить музыкально-творческие навыки;

 3. Развить художественный вкус и эстетические потребности обучающихся.

Воспитательные

1.Привить любовь к музыке и музыкальному инструменту фортепиано;

2.Воспитать сценическую культуру посредством выступлений на концертах;

3.Формировать личностные качества;

4.Воспитать трудолюбие,  целеустремленность, организованность в — занятиях;

самостоятельность и самоконтроль;

5.Сформировать художественно-эстетический вкус на лучших образцах классической и

современной музыки, воспитать эмоциональную отзывчивость на проявления

эстетически ценных качеств в искусстве и жизни.

6.Воспитать навыки практического использования полученных знаний, открывающих

путь дальнейшему самостоятельному развитию.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

3. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Инструктивный материал. Задачи определяются конечными целями обучения конкретного учащегося. Для профессионально ориентируемых обучающихся это сверка своих возможностей с требованиями профессиональных учебных заведений.

Тема 1.1. Упражнения и гаммы.

Добиваться высокого уровня технического исполнения.

Тема 1.2. Этюды.

Этюды на различные виды техники.

Тема 2. Пьесы кантиленного характера.

Исполнение пьесы качественным звуком, соблюдая все принципы развития музыкальной фразы, соотношения мелодии и аккомпанемента.

Тема 2.1. Пьесы виртуозного характера.

Добиваться виртуозного исполнения, четкой артикуляции, ясной формы и образного содержания.

Тема 2.3 Пьесы с элементами полифонии.

Раздел 3. Произведения крупной формы (Вариации)

Раздел 4. Музыкальная грамота

 

4. Объём учебного времени по предмету

Срок реализации программы учебного предмета «Общее фортепиано» 2 года.

Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год. Для реализации данной

программы предусмотрены занятия с преподавателем один раз в неделю, общий объем

составляет 1 академический час или 34 учебных часа в год. Общая трудоемкость учебного предмета за 2 года обучения составляет 68 аудиторных часов.  Объем самостоятельных занятий обучающихся определяются индивидуально.

Урок проводится в форме индивидуального занятия. Продолжительность урока 40 минут.

                                                     

                                                      5. Учебный план по предмету

№ п/п

Наименование                          предмета

Года обучения (классы) количество аудиторных часов в

неделю

Аттестация

1.

Фортепиано

(предмет по выбору)

1 год обучения

2 год обучения

1 год обучения промежуточная аттестация в конце года;

2 год обучения итоговая аттестация в конце года

1

1

                                                   6. Годовые требования

 

1 год обучения.

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич), сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Разучить гаммы ДО, СОЛЬ, РЕ мажор, ля минор, ми минор – отдельно каждой рукой на одну октаву, аккорд - тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.

Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста.  Изучать музыкальную терминологию.

В II полугодии проводится промежуточная аттестация в форме контрольного урока, на котором учащийся исполняет 2 разнохарактерные         пьесы, в том числе может быть ансамбль.

                                                                 

                                                            2 год обучения

В течение учебного года ученик должен изучить 10-12 пьес, несколько в порядке ознакомления. Усовершенствовать игру двумя руками, работать над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Изучить:

- 2 -3 этюда,

- 3- 4 разнохарактерных пьесы

- 1 пьесу с элементами полифонии,

- 2-3 ансамбля.

Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа. Изучать музыкальную терминологию.

Техническое развитие. Продолжать разучивание гамм – РЕ, ЛЯ, ФА мажор, ми и ре минор - на две октавы отдельно каждой рукой. Играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельно каждой рукой.

В I полугодии на контрольном уроке в классе исполнить 2 разнохарактерных произведения, в том числе можно и ансамбль.

Во II полугодии проводится промежуточная аттестация в форме академического зачёта, надо исполнить 2 разнохарактерных произведения по выбору педагога.

 

                                               7. Контроль и учёт успеваемости

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одна из форм текущего контроля контрольный урок. Проводится в конце каждой четверти на уроке. На основании результатов текущего контроля выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце II полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок с приглашением преподавателя фортепианного отделения. На контрольном уроке ученик должен исполнить 2 пьесы, в соответствии с зачетными требованиями по годам обучения, с выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка.  

 Годовая оценка выставляется на основе четвертных оценок и с учетом оценки промежуточной аттестации.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока с приглашением преподавателя фортепианного отделения, на котором ученик должен исполнить 2 пьесы, в соответствии с зачетными требованиями по годам обучения, с выставлением оценки. Итоговая оценка выставляется на основе четвертных оценок и с учетом оценки итоговой аттестации и заносится в «Свидетельство» об окончании ДШИ.

На каждого ученика заводится индивидуальный план.

Критерии выставления оценок:

«Отлично»:

-ученик владеет необходимой исполнительской техникой;

- присутствие музыкальной образности.

- в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня

сложности.

- у ученика сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству, к занятиям музыкой.

«Хорошо»:

- владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;

-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений.

«Удовлетворительно»:

- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика. Исполнение нестабильно.

В зависимости от сложившихся традиций — учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения дополнена системой «+» и «-». Что дает возможность более точно отметить выступление обучающегося.

                                   8. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся, прошедшие курс обучения по данной программе, в конце обучения должны уметь следующее:

1.  Владеть основными навыками игры на инструменте.

2. Быть технически продвинутыми.

3. Иметь навыки творческого потенциала:

- уметь подбирать определенную мелодию,

- уметь аккомпанировать и играть в ансамбле.

- уметь слушать и исполнять различную жанровую музыку (по способностям).

4. Желание самостоятельно знакомиться с произведениями и применять попытки собственного сочинительства.

5. Уметь грамотно определять структуру произведений.

6. Умение выступать на концертной эстраде (воспитание воли ученика)

7. Быть эстетически и культурно развитым. Знать о творчестве композиторов

                                 

9. Список   нотной литературы

  • «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 .
  • Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 1 кл. - Р-Д., Феникс, 2011.
  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., Сов. композитор, 1985.
  • Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». – Л., Сов. композитор, 1989 .

-   Бернес Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88). – М., Музыка, 1964 .

  • Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992.

-  «Весёлые нотки». 1-2 класс. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2007 г.

  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – С-П., Композитор, 2006 г.
  • Геталова О. «Обученье без мученья!» учебное пособие на материале детских      песен.                    
  • С-П., Композитор, 2011г.
  • Милич Б. Хрестоматия 1, 2,  класс. – М., Кифара, 2005.
  • Николаев А. Школа игры на фортепиано. – М., Музыка, 1979 г.
  • Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс, выпуски 1, 2. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.
  • -Тушинок О. «Забавное музицирование». – Тверь, 2005 г..
  • Торопова Н. Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ. – Р-Д., Феникс, 2008 .
  • Торопова Н. «Музыкальная страна» сборник пьес для фортепиано. – Брянск, 2010.

-  «Фортепианная техника в удовольствие» 1, 2  классы. Сост. О.Катаргина. –Челябинск, MPI, 2006.  

   -        Шитте Л. Этюды ор.108, ор.160. М., Музыка, 2005.

   -        Этюды для фортепиано 1-2 кл. вып 1. Сост.С Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002.

-          Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 кл. – Киев, Музична Украина, 1986 .

                            10. Список рекомендуемой методической литературы

1.         Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978.

2.         Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979.

3.         Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в классе фортепиано ДМШ. -Калинин.1980.

4.         Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы  обучения пианиста. - Классика ХХI, 2004г.

5.        Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс, 3-4 класс. - Киев. Музична Украина. 1977.

6.         Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987.

7.         Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия: «Начинаю играть на рояле» части 1, 2.