Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано
Цель урока:
• Образовательные:
- формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;
- закрепление знаний музыкальной терминологии;
- характеристика исполняемой фортепианной музыки.
• Развивающие:
- развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;
-развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением;
• Воспитательные:
- способствовать гармоничному воспитанию личности;
- способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;
- воспитание бережного отношения к занятиям;
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: открытое индивидуальное занятие.
Методы ведения урока: словесные, практические, исследовательские.
Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.
Этапы урока:
• Организационный момент.
Эмоциональный настрой, представление ученицы, сообщение темы урока.
• Введение в тему.
Беседа об особенности музыки как одного из вида искусств, анализ какими средствами выразительности музыка передаёт эмоциональное состояние человека.
• Основная часть.
1.Работа над гаммой Соль мажор и аккордами.
2.Работа с ученицей над пьесами А.Гедике «Танец» и Г.Перселла «Ария». Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.
• Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент. Урок проводится с ученицей 2 класса, занимающейся по общеразвивающей программе. Педагог настраивает ребёнка на учебную деятельность, озвучивает тему урока. Ставит задачи, которые необходимо реализовать в течение урока.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».
Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.
Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.
На чем же основана музыкальная выразительность?
К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.
Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.
Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке — активное начало.
Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.
Музыкальная форма в широком смысле — это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком—строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.
Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.
Основная часть:
1. Гамма G-dur. Работа над всеми видами упражнений: короткое, ломаное и длинное арпеджио, аккорды, хроматическая гамма. В длинном арпеджио отрабатывается подкладывание первого пальца, работа над «legato» и проведение crescendo и diminuendo.
Смена штрихов (non legato и staccato) в коротком арпеджио позволяет добиться крепости и устойчивости в пальцах. Чтобы звук был ровнее в хроматической гамме, необходимо контролировать запястье, тряска кисти приводит к обратному эффекту. Вся эта работа направлена на преодоление технических проблем.
2.Работа над пьесой А. Гедике «Танец».
С учащимся проводится обязательная следующая работа:
1.Беседа на тему «Что такое танец?»
- дано определение жанру танец;
- выявлены характерные черты танцевальной музыки;
- вспоминаем, какие танцы бывают.
2. Беседа об авторе. Что ты знаешь о А.Гедике?
Александр Фёдорович Гедике – жил в конце 19–начале 20 века. Русский композитор, органист, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, основатель советской органной школы. Он написал много произведений различного характера. Мы с тобой изучаем его фортепианную пьесу «Танец». Предлагаю исполнить небольшой отрывок.
3. Разобран и проучен нотный текст отдельной части произведения с показом работы над основными деталями пьесы. Работа над основными приемами музыкальной выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального произведения: штрихами, динамикой, паузами, аппликатурой. Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и дает возможность ученику познакомиться с простыми приемами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
Разбор строения мелодии:
- определение предложения;
- отмечание фразы и главных звуков в каждой фразе;
- проигрывание учеником каждой фразы;
- выделение кульминации;
- соблюдение правильной аппликатуры.
Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными — фразировочными лигами, но и с лигами короткими – штрихами.
Особое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных снятие рук большей частью необходимо. Снятие рук способствует подчеркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности. Выбор наиболее удачной аппликатуры тесно связан с задачами фразировки, динамики.
2. Работа над пьесой «Ария» Г.Пёрселла.
Данная пьеса написана в полифоническом стиле. Полифония – это многоголосие, в отличии от гомофонии – одноголосия. В пьесах гомофонно-гармонического склада один голос ведет мелодическую линию на фоне гармонического сопровождения. В полифонических произведениях действует несколько голосов, и каждый из них ведет свою мелодическую линию. «Ария» английского композитора 17 века является типичным примером двухголосного полифонического произведения. Это очень напевная, спокойная по характеру пьеса, идущая в неторопливом движении. Написана она в тональности D-moll и состоит из двух периодов, каждый из которых содержит 8 тактов. В первом периоде сохраняется основная тональность – D-moll. В начале второго периода происходит отклонение в F-Dur, с последующим возвращением в основную тональность. Так как «Ария» - двухголосная пьеса, то главная задача, стоящая перед исполнителем, заключается в умении предельно ясно и выпукло исполнить оба голоса, хорошо слыша как каждый их них, так и сочетание одного голоса с другим. Для этого следует поучить каждый голос в отдельности, внимательно слушая его мелодический рисунок. Другая трудность – в сочетании различных приемов игры в верхнем и нижнем голосах: верхний голос исполняется legato, нижний – non legato.Такое сочетание требует хорошей координации движений, автономности, независимости движения рук. И здесь помогает изучение партии каждой руки в отдельности. Занимаясь нижним голосом, надо постараться добиться, чтобы звуки этого голоса хотя и не связанные между собой legato, исполнялись бы глубоко и певуче. Не следует поднимать после каждого звука слишком высоко руку над клавишей. Рука снимается мягким, невысоким, кистевым движением. Также необходимо следить и за тем, чтобы все звуки нижнего голоса были бы одинаковы по силе звучности и имели бы между собой одинаковые и по длительности просветы – паузы. Верхний голос делится на коротенькие музыкальные фразы, отмеченные лигами; однако нельзя забывать, что это – всего лишь внутреннее членение цельной музыкальной мысли: восьмитактового периода. Тщательное соблюдение лиг придает необходимую выразительность исполнению. Не забывать следить и за тем, чтобы конец лиги всякий раз звучал мягко. Добившись желаемой звучности в каждом из голосов, соединить их вместе, внимательно следя за тем, чтобы в нижнем голосе вместо non legato не появилось бы legato, а правая рука строго выполняла бы указанные лиги.
Исполняя первый период mezzoforte, не забыть смягчить последнюю фразу в конце периода. Второй период начинаясь нюансом piano, постепенно доходит до mezzoforte , при этом, как и в первом случае, конец фразы должен звучать несколько мягче.
Не забудем внимательно отнестись к аппликатуре. «Арию» надо исполнять в одном темпе; изменение силы звучности (piano, mezzoforte) не должно сопровождаться изменением темпа.
Далее педагог просит ученицу, прочитать стихотворение:
Там вдалеке нежный ручей,
Звонко поёт песню.
Жук рассказал, там на полях,
Бабочки вальс танцуют.
Солнечный луч, вдруг заблистал
В ветвях деревьев ярко!
Птицы поют, маки цветут,
Лес полон тайны.
Затем идет работа над фразировкой с подтекстовкой. В правой руке певучая, гибкая мелодическая линия, передающая образ ручья, бегущего через поля, сказочный лес. Обратить внимание на штрих legato, снятие руки после лиги.
В левой руке проследить сочное, тягучее non legato-образ таинственного леса. Работа над звуком. Заострить внимание на тактильном ощущении и образном восприятии. Донести до ребенка смысл того, что можно потрогать руками, а в данном примере жука - исполняется немного громче, ярче (mf). А бабочки лёгкие, изящные изображаются в музыке diminuendo уходящее на piano. Прикоснуться к солнечному лучу, можно только взглядом, а это означает, что прикосновение к клавишам должно быть невесомым, нежным на piano.
Здесь следует в медленном темпе проработать каждую интонацию, каждый мотив. Интонация - ощущение расстояния между интервалами. Мелодия зависит от отношений нот между собой. Исполнить – значит «пережить» каждую интонацию и довести каждую музыкальную мысль до логического завершения. Работа над интонированием заставляет ученика слушать себя, свою игру. Интонирование способствует раскрепощению двигательного аппарата - появляется дыхание кисти, гибкость, пластика.
У пианистов интонирование определяется многоплановостью фактуры не только по горизонтали, но и по вертикале. На что нужно обращать внимание при работе над фактурой: соблюдать динамическое соотношение между голосами и пластами фактуры.
Подведение итогов. Саморефлексия.
В совместной беседе подводится итог урока. Педагог вместе с ученицей анализирует - средства музыкальной выразительности; а именно, изобразительное искусство (рисунки, изображающие природу; время года, героев пьес), литературное искусство (сочинение стихов) - которые помогают музыку исполнять очень выразительно и интересно.
10. Домашнее задание. В качестве домашнего задания, предлагается закрепить проделанную работу над пьесами и гаммой G-Dur.
Для развития ученика - пианиста большое значение имеет работа над интонированием. Учить «пению» на инструменте важно с первых уроков обучения. Чувствовать инструмент, уметь сыграть выразительно, контролировать качество звука.
Ученица умеет перечислять и формулировать основные средства музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она поняла характер произведения, жанр, стиль. Принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала.
9.Литература:
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- «Школа игры на фортепиано». Под редакцией Н.Николаева .,-М.: Владос,2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_vyrazitelnostyu.docx | 22.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по предмету
«Музыкальное исполнительство (фортепиано)»
Тема: « Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано»
Цель урока:
• Образовательные:
- формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;
- закрепление знаний музыкальной терминологии;
- характеристика исполняемой фортепианной музыки.
• Развивающие:
- развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;
-развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением;
• Воспитательные:
- способствовать гармоничному воспитанию личности;
- способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;
- воспитание бережного отношения к занятиям;
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: открытое индивидуальное занятие.
Методы ведения урока: словесные, практические, исследовательские.
Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.
Этапы урока:
• Организационный момент.
Эмоциональный настрой, представление ученицы, сообщение темы урока.
• Введение в тему.
Беседа об особенности музыки как одного из вида искусств, анализ какими средствами выразительности музыка передаёт эмоциональное состояние человека.
• Основная часть.
1.Работа над гаммой Соль мажор и аккордами.
2.Работа с ученицей над пьесами А.Гедике «Танец» и Г.Перселла «Ария». Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.
• Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент. Урок проводится с ученицей 2 класса, занимающейся по общеразвивающей программе. Педагог настраивает ребёнка на учебную деятельность, озвучивает тему урока. Ставит задачи, которые необходимо реализовать в течение урока.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».
Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.
Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.
На чем же основана музыкальная выразительность?
К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.
Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.
Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке — активное начало.
Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.
Музыкальная форма в широком смысле — это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком—строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.
Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.
Основная часть:
1. Гамма G-dur. Работа над всеми видами упражнений: короткое, ломаное и длинное арпеджио, аккорды, хроматическая гамма. В длинном арпеджио отрабатывается подкладывание первого пальца, работа над «legato» и проведение crescendo и diminuendo.
Смена штрихов (non legato и staccato) в коротком арпеджио позволяет добиться крепости и устойчивости в пальцах. Чтобы звук был ровнее в хроматической гамме, необходимо контролировать запястье, тряска кисти приводит к обратному эффекту. Вся эта работа направлена на преодоление технических проблем.
2.Работа над пьесой А. Гедике «Танец».
С учащимся проводится обязательная следующая работа:
1.Беседа на тему «Что такое танец?»
- дано определение жанру танец;
- выявлены характерные черты танцевальной музыки;
- вспоминаем, какие танцы бывают.
2. Беседа об авторе. Что ты знаешь о А.Гедике?
Александр Фёдорович Гедике – жил в конце 19–начале 20 века. Русский композитор, органист, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, основатель советской органной школы. Он написал много произведений различного характера. Мы с тобой изучаем его фортепианную пьесу «Танец». Предлагаю исполнить небольшой отрывок.
3. Разобран и проучен нотный текст отдельной части произведения с показом работы над основными деталями пьесы. Работа над основными приемами музыкальной выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального произведения: штрихами, динамикой, паузами, аппликатурой. Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и дает возможность ученику познакомиться с простыми приемами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
Разбор строения мелодии:
- определение предложения;
- отмечание фразы и главных звуков в каждой фразе;
- проигрывание учеником каждой фразы;
- выделение кульминации;
- соблюдение правильной аппликатуры.
Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными — фразировочными лигами, но и с лигами короткими – штрихами.
Особое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных снятие рук большей частью необходимо. Снятие рук способствует подчеркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности. Выбор наиболее удачной аппликатуры тесно связан с задачами фразировки, динамики.
2. Работа над пьесой «Ария» Г.Пёрселла.
Данная пьеса написана в полифоническом стиле. Полифония – это многоголосие, в отличии от гомофонии – одноголосия. В пьесах гомофонно-гармонического склада один голос ведет мелодическую линию на фоне гармонического сопровождения. В полифонических произведениях действует несколько голосов, и каждый из них ведет свою мелодическую линию. «Ария» английского композитора 17 века является типичным примером двухголосного полифонического произведения. Это очень напевная, спокойная по характеру пьеса, идущая в неторопливом движении. Написана она в тональности D-moll и состоит из двух периодов, каждый из которых содержит 8 тактов. В первом периоде сохраняется основная тональность – D-moll. В начале второго периода происходит отклонение в F-Dur, с последующим возвращением в основную тональность. Так как «Ария» - двухголосная пьеса, то главная задача, стоящая перед исполнителем, заключается в умении предельно ясно и выпукло исполнить оба голоса, хорошо слыша как каждый их них, так и сочетание одного голоса с другим. Для этого следует поучить каждый голос в отдельности, внимательно слушая его мелодический рисунок. Другая трудность – в сочетании различных приемов игры в верхнем и нижнем голосах: верхний голос исполняется legato, нижний – non legato.Такое сочетание требует хорошей координации движений, автономности, независимости движения рук. И здесь помогает изучение партии каждой руки в отдельности. Занимаясь нижним голосом, надо постараться добиться, чтобы звуки этого голоса хотя и не связанные между собой legato, исполнялись бы глубоко и певуче. Не следует поднимать после каждого звука слишком высоко руку над клавишей. Рука снимается мягким, невысоким, кистевым движением. Также необходимо следить и за тем, чтобы все звуки нижнего голоса были бы одинаковы по силе звучности и имели бы между собой одинаковые и по длительности просветы – паузы. Верхний голос делится на коротенькие музыкальные фразы, отмеченные лигами; однако нельзя забывать, что это – всего лишь внутреннее членение цельной музыкальной мысли: восьмитактового периода. Тщательное соблюдение лиг придает необходимую выразительность исполнению. Не забывать следить и за тем, чтобы конец лиги всякий раз звучал мягко. Добившись желаемой звучности в каждом из голосов, соединить их вместе, внимательно следя за тем, чтобы в нижнем голосе вместо non legato не появилось бы legato, а правая рука строго выполняла бы указанные лиги.
Исполняя первый период mezzoforte, не забыть смягчить последнюю фразу в конце периода. Второй период начинаясь нюансом piano, постепенно доходит до mezzoforte , при этом, как и в первом случае, конец фразы должен звучать несколько мягче.
Не забудем внимательно отнестись к аппликатуре. «Арию» надо исполнять в одном темпе; изменение силы звучности (piano, mezzoforte) не должно сопровождаться изменением темпа.
Далее педагог просит ученицу, прочитать стихотворение:
Там вдалеке нежный ручей,
Звонко поёт песню.
Жук рассказал, там на полях,
Бабочки вальс танцуют.
Солнечный луч, вдруг заблистал
В ветвях деревьев ярко!
Птицы поют, маки цветут,
Лес полон тайны.
Затем идет работа над фразировкой с подтекстовкой. В правой руке певучая, гибкая мелодическая линия, передающая образ ручья, бегущего через поля, сказочный лес. Обратить внимание на штрих legato, снятие руки после лиги.
В левой руке проследить сочное, тягучее non legato-образ таинственного леса. Работа над звуком. Заострить внимание на тактильном ощущении и образном восприятии. Донести до ребенка смысл того, что можно потрогать руками, а в данном примере жука - исполняется немного громче, ярче (mf). А бабочки лёгкие, изящные изображаются в музыке diminuendo уходящее на piano. Прикоснуться к солнечному лучу, можно только взглядом, а это означает, что прикосновение к клавишам должно быть невесомым, нежным на piano.
Здесь следует в медленном темпе проработать каждую интонацию, каждый мотив. Интонация - ощущение расстояния между интервалами. Мелодия зависит от отношений нот между собой. Исполнить – значит «пережить» каждую интонацию и довести каждую музыкальную мысль до логического завершения. Работа над интонированием заставляет ученика слушать себя, свою игру. Интонирование способствует раскрепощению двигательного аппарата - появляется дыхание кисти, гибкость, пластика.
У пианистов интонирование определяется многоплановостью фактуры не только по горизонтали, но и по вертикале. На что нужно обращать внимание при работе над фактурой: соблюдать динамическое соотношение между голосами и пластами фактуры.
Подведение итогов. Саморефлексия.
В совместной беседе подводится итог урока. Педагог вместе с ученицей анализирует - средства музыкальной выразительности; а именно, изобразительное искусство (рисунки, изображающие природу; время года, героев пьес), литературное искусство (сочинение стихов) - которые помогают музыку исполнять очень выразительно и интересно.
10. Домашнее задание. В качестве домашнего задания, предлагается закрепить проделанную работу над пьесами и гаммой G-Dur.
Для развития ученика - пианиста большое значение имеет работа над интонированием. Учить «пению» на инструменте важно с первых уроков обучения. Чувствовать инструмент, уметь сыграть выразительно, контролировать качество звука.
Ученица умеет перечислять и формулировать основные средства музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она поняла характер произведения, жанр, стиль. Принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала.
9.Литература:
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- «Школа игры на фортепиано». Под редакцией Н.Николаева .,-М.: Владос,2009.