Актуальность пополнения фортепианного репертуара произведениями современных композиторов в предпрофессиональном музыкальном образовании

Попсуйко Наталья Викторовна

Репертуар нельзя ограничивать лишь классической музыкой, в нем должны гармонично сосуществловать различные стили и направления, начиная от музыкального барокко до современного авангарда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popsuyko_n.v.docx25.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задачи музыкального воспитания детей на основе современной музыки давно и прочно привлекают внимание многих композиторов и педагогов в нашей стране и за рубежом. Язык современной музыки, безусловно, вызывает интерес уже на первом этапе обучения. И, в случае его использования, становится понятен. Юные музыканты чутко откликаются на поиски и эксперименты, связанные с использованием новых художественных приемов, расширение сферы выразительных средств. Здесь можно передвигаться в любом направлении, совмещать разнородные элементы, экспериментировать. Современная музыка со всеми её особенностями должна полноправно входить в фортепианный репертуар. Задача педагога заключается в том, чтобы буквально с первых занятий приобщить ученика к произведениям, написанным в различных стилях. Современная музыка, если она по-настоящему образна и талантлива, воспринимается не хуже, чем классика, несмотря на необычный, а подчас и довольно сложный музыкальный язык. Сегодня репертуар нельзя ограничивать лишь классической музыкой, в нём должны гармонично сосуществовать самые различные стили и направления, начиная от музыки барокко до современного авангарда. Современный музыкант, воспитываясь на традициях, классической, романтической и современной музыки, приобретает широкие исполнительские навыки, учится владеть различными видами исполнительской сочинений, которые интонационно близки слуховому восприятию ученика и способствуют более осознанному восприятию других более сложных для их слухового опыта. Современный репертуар ставит перед обучающимися определённые цели и задачи - это постижение стилистики автора и оригинальных приёмов игры, изучение новых выразительных возможностей, которые использует композитор в своих произведениях, овладение новыми современными композиторскими техниками и спецификой исполнения нового современного репертуара. Есть огромный плюс в исполнении новых, ещё никем не игранных произведений - это свобода и новизна. В современной музыке нет исполнительских штампов и ложных стереотипов. Можно интерпретировать музыку современного автора совершенно свободно, чуть меньше закапываться в деталях, ориентируясь на собственный вкус и понимание. Это становится только тогда затруднительно, когда композитор все детали и нюансы произведения прописывает очень точно, и указывает это в своём музыкальном тексте подробно, но это бывает крайне редко. Всё это расширяет кругозор обучающихся и делает их работу над произведением более творческим и познавательным. Ведь всегда интереснее самому пролагать путь к познанию произведения, чем оглядываться на старые штампы и условности. Обучающийся начинает чувствовать себя первооткрывателем: очень интересно рассматривать и расслушивать характерный мелодизм автора, его самобытность, вникать в ритмическую и образно - смысловую сферу в произведении. А какое поле деятельности для поиска нужного звука, туше, колорита и тембра исполняемой музыки. Изучение музыки современных композиторов формирует у учащихся дивергентное мышление, которое нередко ассоциируется с творческим мышлением. Сложная своим гармоническим и интонационным содержанием современная музыка требует особого акцента на развитии слуховых данных маленьких учащихся. Часто своеобразие музыкального языка современных композиторов служит препятствием для восприятия современной музыки людьми, воспитанными на образцах классической музыки. Для детского же слуха, ещё не скованного рамками привычных схем музыкального мышления, акценты восприятия часто перемещаются и детям легче и доступнее современная музыка, особенно образная и яркая, дающая пищу музыкальной фантазии. Современное искусство не может не считаться с определённым интеллектуальным уровнем зрителя, слушателя, читателя. Всем известно, что некоторые произведения современной литературы предполагают у читателя значительные запасы ассоциаций из области изобразительного искусства, философии, литературы и довольно высокий уровень знаний, касающихся современных достижений науки. В такой же степени и сложные явления современной музыки требуют своего понимания.

Современный музыкальный язык – качественно новая ступень развития в сфере музыкального мышления и способов его выражения. В современной музыке усилилась внутренняя напряжённость, возросла выразительная сила

диссонанса, усложнилась мелодика и ритмоинтонация. Слух, воспитанный только на классической мелодике и гармонии, поначалу решительно противится новой музыке. Музыковеды определяют главную особенность музыки конца ХХ века как полистилистику. Действительно, трудно назвать единым музыкальный стиль нашего времени. Для творчества современных композиторов характерно свободное использование всех видов техники, взаимопроникновение стилей разных эпох, гармоничное сочетание классических традиций и новаторств. Для того чтобы слушателю был понятен язык современного музыкального творчества, надо закрепить его в музыкальном сознании, сделать его естественным и родным для ребенка. В этом контексте в педагогическом образовании прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического воспитания, развития тембрового слуха, формирования у ребенка определенных знаний в области формообразования, современных методов композиции, жанровых и стилевых особенностей.  Для детей характерно образное восприятие окружающего мира. Меткость детских определений поражает по своей художественной образности и требует точности, выразительности, серьёзности. Способность к слуховому представлению, мышление звуковыми «образами» составляют ядро музыкальной памяти и музыкального воображения юного исполнителя. Комплексное воздействие на аудиальную, визуальную и кинестетическую, репрезентативные сенсорные системы начинающего музыканта выявляет и стимулирует его музыкальное развитие, способствует дифференцированному восприятию многослойной фактуры современной музыки. Знакомя ребёнка с современным языком, c современным музыкальным стилем, мы вовсе не нарушаем тезис «от простого к сложному». И в современной, и в классической музыке есть и простое и сложное и, естественно, овладевая и тем и другим языком, ученик должен пройти этот путь, расширяя последовательно свой музыкальный кругозор. Трудно сказать какой язык воспринимается детьми лучше. Во всяком случае, каждый педагог знает, «Дождь и радуга» С.Б. Прокофьева куда легче даются ученику, чем «Маленькая Прелюдия» И.С. Баха. Способность постигать довольно сложные вещи в раннем возрасте общеизвестна. Пожалуй, наибольший вред музыкальному воспитанию детей приносит тенденция откладывания современной музыки на «потом». Актуальность и значимость современного педагогического репертуара на новом, инновационном пути развития художественного образования трудно переоценить. Жизнь не стоит на месте, она требует от преподавателей и композиторов креативных творческих решений для улучшения и обновления воспитательной и образовательной деятельности.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы исполнения современной фортепианной
музыки. Сборник научных трудов.- СПб., Изд-во СПГК. 1996, С. 135.
2. Хайновская Т.А. Фортепианный цикл Дьердя Куртага "Игры" - взгляд в прошлое, настоящее, будущее. СПб., изд-во «Сударыня» 2006.
3. Чинаев В.П. Тишина: границы интерпретации // Проблемы
интерпретации современной музыки. Москва: МГК имени П.И. Чайковского,
1999.

25.10.2024 г.

________/______________________