Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Веселый оркестр».

Саприкина Юлия Михайловна

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Веселый оркестр»

Возраст 5-7лет

срок реализации – 2 года.

Цели программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие их социальной, умственной, эмоциональной сфер. Игра на музыкальных и шумовых инструментах позволяет учащимся в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт учащимся новые знания об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_mizi_2_goda.docx66.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ленинская детская школа искусств»

Ленинского муниципального района Волгоградской области.

(МБОУ ДО «Ленинская ДШИ)

Принята на заседании педагогического совета

 Протокол №______    от _____________

                                                                                                «Утверждаю»

Директор МБОУ ДО «Ленинская ДШИ»

_____________ _______________________________________Р.Р. Наурзалиева

                                                                               

 Приказ №_____. осн.  от__________ __

                                                                   

Общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования

художественной направленности

 «Веселый оркестр»

Возраст 5-7лет

срок реализации – 2 года

Разработчик: преподаватель

Саприкина Юлия Михайловна

г. Ленинск

Программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2.  Учебно- тематический план.

Содержание программы.

  1. Планируемые результаты.
  2. Календарный учебный график.
  3. Условия реализации программы.
  4. Методические материалы.
  5. Список литературы.

I. Пояснительная записка

Направленность программы «Веселый оркестр» -художественная. Содержание программы ориентировано на создание условий музыкального развития учащихся, открывающих возможности для их позитивной социализации, развитие мотивации личности каждого ребенка к познанию, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности., формирование основ музыкальной культуры обучающихся, как части их духовой культуры. Программа разработана с учетом следующих документов:

•Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образрвания»;

∙ Уставом МБОУ ДО «Ленинская ДШИ» Данная программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» и на основе многолетнего педагогического опыта детских школ искусств.

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.

Актуальность.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных и шумовых инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления  музыкальной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она способствует приобретению элементарных навыков игры на музыкальных и шумовых инструментах в коллективном музицировании, формированию и развитию не только музыкальных способностей, но и эмоциональной сферы личности ребенка.

Новизна программы.

Новизной программы является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы.

Отличительные особенности программы.

 Программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа. Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п. Программа дает примерный план работы и музыкальный материал с учетом возрастных особенностей детей. Педагог подбирает учебный материал в зависимости от способностей учащихся.

Адресат программы.

Программа составлена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся групповые по 40 минут 1 раз в неделю. В группе не более 12 человек. При приеме на обучение образовательное учреждение проводит вступительные испытания для детей, позволяющие определить наличие музыкальных способностей. Это позволит преподавателю более точно, в соответствии с уровнем музыкального развития учащихся подбирать учебно- методический материал.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 2 года. Предназначена для учащихся 5-7 лет. При реализации программы «Веселый оркестр» со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 34 недели в год.

Формы обучения. Формы обучения по данной программе – очная

Режим занятий предусмотренный учебным планом групповой. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1 - 2 год обучения – по 1 часу в неделю.

Особенности организации образовательного процесса. Данная программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок реализации 2 года. Общее количество учебных часов –68 (34 ч/год). Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой до 12 детей по 40 минут.

  1. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  2. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
  3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия для родителей.
  4. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  5. Формы подведения итогов реализации программы:

-текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;

-оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени.

Цели программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие их социальной, умственной, эмоциональной сфер. Игра на музыкальных и шумовых инструментах позволяет учащимся в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт учащимся новые знания об окружающем мире.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор учащихся через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  2. Знакомить учащихся с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Знакомить учащихся с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
  4. Закреплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  5. Поощрять стремление импровизировать на музыкальных инструментах.
  6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание учащихся, работу и мысли, их эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  2. Направлять учащихся управлять своим поведением и планировать свои действия.
  3. Воспитывать творческую инициативу.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям, через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  3. Развивать мышление, аналитические способности.
  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Способствовать координации        двигательных        функций        организма.
  6. Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

Музыкальная основа программы: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.

II. Учебно- тематический план. Содержание программы.

Первый год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Всего

1.

«Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах.

1

3

4

2.

Звуки вокруг нас

1

3

4

3.

«Звучащие жесты» - звуки человеческого тела.

-

3

3

4.

Ритмические игры и упражнения.

-

4

4

5.

Осенние фантазии.

-

3

3

6.

Гром, гроза и молния.

-

2

2

7.

Песенка дождя.

-

2

2

8.

Громкие и тихие звуки

-

3

3

9.

Музыкальный регистр: высоко и низко.

-

3

3

10.

Ритм и его графическая запись

-

4

4

11.

Зимние звуки.

-

3

3

12.

Металлические звуки.

-

4

4

13.

Металлофон

-

4

4

14.

Деревянные звуки. Ритмические игры и упражнения.

-

4

4

15.

Ритмический рисунок

-

4

4

16.

Ксилофон

-

4

4

17.

Пульс, ритм, сильная доля

-

4

4

18.

Нотная запись, звукоряд

1

3

4

19.

Дирижёрский жест

-

3

3

20.

Открытое занятие

-

1

1

ИТОГО:

3

64

67

Второй год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Игры звуками

1

3

4

2.

Звучащие жесты

-

4

4

3.

Дождинкины осенины

-

3

3

4.

Осенний калейдоскоп

-

3

3

5.

Металлофон

-

4

4

6.

Оркестровые партии

-

4

4

7.

Бумажный карнавал

-

3

3

8.

Снежная сказка

-

4

4

9.

Стеклянное королевство

-

4

4

10.

Звездный урок

-

4

4

11.

С утра до вечера

-

4

4

12.

Ансамбль

-

4

4

13.

Солнечная капель

-

4

4

14.

Нотная запись

1

3

4

15.

Музыкальный тембр и образ.

1

1

2

16.

Оркестровые партии

-

4

4

17.

Мажор и минор

-

2

2

18.

Оркестр самодельных музыкальных инструментов

-

2

2

19.

Ансамбль

-

3

3

20.

Отчётный концерт

-

1

1

ИТОГО

3

64

67

Задачи по возрастам, методы и приёмы, используемые при реализации программы

Старшая группа (5-6 лет).

Формировать устойчивое ощущение равномерной метрической пульсации, выделение акцента (сильной доли), игра базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса). Артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Звукоподражание на инструментах. Развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков озвучивания текстов (поиск нужных средств выразительности). Импровизировать ритмические последовательности из звучащих жестов в игре «эхо». Разучить 4-6 произведений для публичных выступлений. Дать детям представление о концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.

 Музыкальный материал:

Русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, вальс, гавот, экосез и т. д.).

 Средства обучения:

Музыка, речь, движение, театрализованная игра.

 Мотивация деятельности детей:

Получение удовольствия, игра, интерес к новому.

 Основные приемы работы с материалом:

Одновременные        имитации,        имитации        «эхо»,        творческое        исследование, подражание, игры звуками.

 Способы усвоения музыкальных знаний:

Пространственно-двигательное        ощущение,        двигательный        образ, эмоционально-телесное переживание.

Детьми        используются,        в        основном,        шумовые        и        ударные        инструменты, мелодические ударные (ксилофоны, металлофоны).

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Продолжать работу по воспитанию чувства метра. Добиваться точного слышания, умения отмечать ритмический пульс и сильную долю в музыке различного темпа и характера, а также владеть различными простыми ритмами. Продолжать развивать интонационный слух в речевых упражнениях. Озвучивать темброво-ритмически стихи и сказки.

Выучить 3-4 произведения для публичного выступления для совершенствования навыков коллективной игры. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.

 Музыкальный материал:

Русский народный детский и календарный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит – в различном исполнении и стилистической интерпретации).

 Средства обучения:

Музыка, речь, движение, пантомима, театрализованная игра.

 Мотивация деятельности детей:

Получение удовольствия от музыки и движения, интерес к творческой деятельности, общение.

 Основные приемы работы:

Имитации «эхо», вопросно-ответные импровизации, исследование, творческое подражание, ритмически оформленные игры звуками.

 Способы усвоения музыкальных знаний:

Пространственно-двигательное        ощущение,        эмоционально-телесное переживание, двигательный образ, двигательное понятие, визуально-графический образ, ассоциация.

Структура занятий

  1. Подготовительная часть (речевое музицирование, ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений, импровизация)
  2. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
  3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
  4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).

Прогнозируемые результаты:

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

В        процессе        занятий        дошкольники        должны        овладеть        следующими        знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • воспроизводить ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста.
  • уметь импровизировать темброво-динамические композиции.
  • уметь озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом.
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы);
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Учебно-методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты: бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки;
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны;
  • самодельные инструменты – шумовые и звуковысотные;
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;
  • дидактические игры, наглядные пособия, презентации-тренажеры.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
  2. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  3. Тютюнникова        Т.Э.        Программа        «Элементарное        музицирование        с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
  4. Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
  5. Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр» - «Невская нота» Санкт-Петербург, 2013 г.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

занятия

Тема занятия

Программные задачи

Репертуар

1

2

3

4

«Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых

инструментах.

Сформировать представление детей о шумовых звуках, научить сравнивать звучание шумовых звуков. Прививать интерес и первоначальные навыки к музицированию через игру.

«Вальс-приветствие», песенка- зарядка «Ама-лама», «Экосез» муз.Жилина (сб. М-д упр., с.62). «Весёлые мячики» муз.Сатулиной.

5

6

7

8

Звуки вокруг нас

Закреплять знания детей о разнообразии окружающих звуков; развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением.

«В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик (сб.Уроки музыки с.44), «Весёлые инструменты» датская нар. песня (с.21. сб.1)

9

10

11

«Звучащие

жесты» - звуки человеческого тела.

  1. Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение.
  2. Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов».
  3. Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами».

«Собирайтесь все в круг» - песенка-приветствие,

«Хлопушки-топотушки»,

«Зайчик», «Рёва» (с.1. 10. сб.1);

«Экосез» муз.Жилина.

12

13

14

15

Ритмические игры и упражнения.

Закреплять знания о музыкальных инструментах: маракас, бубен, треугольник и приёмов игры на них.

Разговоры, разговоры:

«Лягушки и рыбки», «Белки и ёжика», «Птички. Кошки и собаки», «Барабана и треугольника». «В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик

16

17

18

«Осенние фантазии».

  1. Привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы, учить

прислушиваться к ним, тихим и часто незаметным.

  1. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слухового воображения. 3. Закрепить умения правильным приемам игры на

колокольчиках, маракасах, коробочке, румбе, трещотке, погремушках и самодельных шумовых музыкальных инструментах.

Реч. игра с инструментами

«Осенины. осенины», «Падает лист» (сб.Уроки музыки с.42,44)

19

20

Гром, гроза и молния».

1. Учить детей передавать звуки окружающей природы с помощью самодельных и детских музыкальных

инструментов.

«Туча» ирланд.нар.поэзия. перевод Токмаковой (с.32),

«Две тучки» Белозёров, стихотв. Шибаева «Была

  1. Тренировать умение работать с переменной динамикой.
  2. Знакомить детей с новым исполнительским приемом – тремоло.
  3. Развивать слуховое

воображение, умение услышать беззвучное.

тишина, тишина» (сб. «Бим- бам-бом» с.59,60); Вивальди

«Времена года» импровизация

«Танец молнии»

21

22

«Песенка дождя».

  1. Учить детей пользоваться комплексом музыкально- выразительных средств: темпом,

динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания.

  1. Развивать метроритмическое чувство, дать представление о переменном темпе (ускорение, замедление).
  2. Расширять навыки творческого музицирования.

«Между небом и землёю» сл.Станишевича, муз.

Тютюнниковой, «Дождик» р.н. прибаутка (сб.Уроки музыки с.58,60)

23

24

25

«Громкие и тихие звуки»

Развивать диатонический слух (различие силы звучания).

Закреплять умение различать

динамические оттенки музыкальной речи: piano - forte.

«Барабанит дождь по крыше»,

«Лендлер» муз Бетховена (сб. М-д упр., с.98), «Звонко, звонко пойте» (Каплунова ч.1, с.70)

26

27

28

«Музыкальный регистр: высоко и низко».

1.Развивать у детей звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких

музыкальных звуках.

«Полька» муз.Филиппенко,

«Бубенцы» муз. Витлина.

«Дорожка и горка», «Два

друга» (Сб. Неск.ур. с47,48)

29

30

31

32

Ритм и его графическая запись

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревян- ных палочках, ложках, треугольнике. Формировать понятие «звук долгий» и

«короткий»

«Ора-ора» ( с.3 Сем.1),

«Полька» Лат.нар. мел. С.39 (Каплунова), «Полька» муз.Глинки. Игра «Цветочные ритмы» (Сб. Неск.ур. с.61)

33

34

35

«Зимние звуки».

  1. Учить детей легкому, осторожному звукоизвлечению, обратив внимание на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы.
  2. Развивать тембровый слух, навыки творческого музицирования. 3.Исполнять в оркестре классическое музыкальное произведение.

Попевка «Небо синее», озвучивание стихотворения Токмаковой «Снег, снег»,

«Зимнее рондо» байнихатиса (сб. «Бим-бам-бом» с.71)

«Танец Феи Серебра» муз.Чайковского из балета

«Спящая красавица»,

импровизация «Два ветерка и снежинка»

36

37

38

39

«Металлические звуки».

  1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими

предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, треугольник, колокольчик металлофон).

  1. Стимулировать детскую фантазию, воображение.
  2. Развивать темброво-ритмический и

«Весёлый старичок» Хармса, рус.нар.потешка «Колокольцы- бубенцы», озвучивание стихотворения «Дракон» Берестова (Сб. Бим-бам-бом, с.30)

динамический слух.

4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte).

40

41

42

43

Металлофон

Закреплять знания о музыкальных инструментах: металлофон и приёмов игры на нём.

«Сосны», «Водяная сабелька»,

«Песенка про ноты» муз. и сл.Метал-лиди, «Осенняя гамма» (сб.Уроки музыки с.62)

44

45

46

47

«Деревянные звуки».

Ритмические игры и упражнения.

  1. Привлечь внимание детей к

богатству и разнообразию звуков,

издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами.

  1. Знакомить с различными приемами игры на деревянных музыкальных

инструментах.

«Палочка-стукалочка», «Рондо с палочками» муз.

Слонимского, «Игрушки» по мотивам стихотворения Степанова (сб. «Бим-бам-бом», с.24).

48

49

50

51

Ритмический рисунок

Закреплять понятие «пульс» и «ритм». Познакомить с муз. термином

«сильная доля».

«Прыг-скок» Данько, «Полька» Лат.нар. мел., «Полька-шутка» рнм обработка Т. Ломовой

52

53

54

55

Ксилофон

Закреплять знания о музыкальных инструментах: ксилофон и приёмов игры на нём.

Р.н.закличка «Солнышко- колоколнышко» (сб.Уроки музыки с.69) «Горелки»,

«Лиса», «Сорока» (Сем.1, с.23- 25)

56

57

58

59

Пульс, ритм, сильная доля

Закреплять знание музыкальных терминов. Исполнять в ансамбле сильную долю на фоне метрической пульсации. Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне, ксилофоне, бубне, барабане и на

других ударных музыкальных инструментах.

«Весёлый колокольчик» муз.Кикты (с.14, Каплунова),

«Полька» муз. Фауста (с.32),

«Полька» муз. Львов- Компанеец (с.33)

60

61

62

63

Нотная запись, звукоряд

Познакомить детей с элементами нотной грамоты, развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок на

музыкальных инструментах.

«Песенка про ноты» муз. и сл.Металлиди, «Осенняя гамма» (сб.Уроки музыки с.62)

64

65

66

Дирижёрский жест

Формировать навык игры по

дирижёрскому жесту: учить вступать и заканчивать игру, сохраняя общий темп, динамику и настроение

музыкального произведения.

«Ча-ча-ча» муз. Хауарда,

«Снова твист» муз. Чекера,

«Вальс» муз. Тиличеевой (сб. Каплуновой)

67

Открытое занятие

Активное приобщение детей к совместному музицированию, воспитание интереса и любви к

музицированию.

Произведения, выученные в течение года.

2 год обучения

1

2

3

Игры звуками

Изучение звуковых свойств различных

материалов, предметов, инструментов, а также голоса и артикуляционного

«Пение птиц» польская дет

песня с.78, «Хохотальная разминка» с.79, «Таря-маря»

4

аппарата. Исследование различных

способов получения звука.

с.82 (сб.Уроки музыки)

5

6

7

8

Звучащие жесты

Развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

Учить использовать звучащие жесты и инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.

Развивать фантазию, творчество и воображение.

Озвучиваем стихи:

«Игрушки» Степанова

«Прыг-скок» В. Данько

«Марш» муз. Шульгина Полька» муз. Александрова

«Вальс» муз. Майкапара

9

10

11

Дождинкины осенины

Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.

Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.

«Дождик накрапывает» игра с инстр-ми на стих Степанова Играем и поем:

«Дождик» муз.Поляновой

«Капельки» муз.Дубравина

12

13

14

«Осенний калейдоскоп»

Развивать слуховое воображение Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств

музыки Способствовать установлению связей между слуховыми,

зрительными, тактильными и мускульными ощущениями.

Озвучиваем стихи:

«Разговор листьев» Берестова

«Осеннее утром» Ходырева

Фантазируем:

«Осеннее настроение» муз. Васильева

«Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре:

«Дождик» р.н.п.

15

16

17

18

Металлофон

Продолжать обучать игре на металлофоне, развивать ладовый слух и чувство ритма, закреплять понятия

«ритмический рисунок». Формировать навык чтения графической нотной записи.

Попевки «Лепёшки»,

«Кукушка», «Лошадка»,

«Слон», «Спите, куклы»,

«Гуси», «Киска», «У кота - воркота» (Каплунова ч.1, с.63- 71)

19

20

21

22

Оркестровые партии

Разучить партии отдельных инструментов, формировать навык игры по дирижёрскому жесту. Игра в ансамбле группами.

«Вальс петушков» муз. Стрибогга, «Ария» муз. Штрауса.

23

24

25

«Бумажный карнавал»

Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.

Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.

Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.

Озвучиваем стихи:

«В тишине» Суслова

«Шорох к шелесту спешит» Мошковской

Играем и поем:

«Много разных звуков» муз.Боровик

«Мы веселые мышата» детская песенка.

Играм в оркестре:

«Шуточка» муз.Селиванова

Играем с инстр-ми:

«Бумажное шествие»

«Танец бумажных бабочек»

26

27

28

29

«Снежная сказка»

Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы

Развивать способность к образным и свободным импровизациям.

Развивать тембровый слух, чувство

Поем и танцуем:

«Снежная сказка» муз.Лемит

Озвучиваем стихи:

«Снежинки» Липецкого

«Снег, снег» Токмаковой

ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Фантазируем:

«Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре:

«Танец Феи Серебра» муз.Чайковского

30

31

32

33

«Стеклянное королевство»

Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.

Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами.

Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.

Развивать тембровый слух, чувство

ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Озвучиваем стихи:

«Хрустальный колокольчик» Данько

«Хрустальные спицы» Николаенко

Играем, фантазируем:

«Чайничек с крышечкой» русский фольклор

«Чайная полька»

«Аквариум» Т.Коти

Играем в оркестре:

«Вальс – шутка» муз.Шостаковича

34

35

36

37

«Звездный урок»

Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет.

Озвучиваем стихи:

Бунин «Звезды»

Дж. Ривз «Лунные феи»

Фантазируем:

«Звездный дождик»

«Разговор звезды небесной и морской»

«Разговор звезды и светлячка»

Играем и поем:

«Лунный кораблик»

«Звездочет»

Играем в оркестре:

«Космическая фантазия»

38

39

40

41

«С утра до вечера»

Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.

Развивать способность к импровизации

Озвучиваем стихи:

«Рассвет» Данько

«Утренняя сказка» Данько,

«Утренние звуки» Э.Фарджен

Играем:

«Зарядка» Данько

Играем и поем:

«Кукушка и сова» немецкая нар.песня

«Ария лягушек»

Играем в оркестре:

«Кукушкин вальс» Ч.Остен

42

43

44

45

Ансамбль

Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле.

Учить детей точно передавать ритмический рисунок попевки, мелодии во время исполнения. Развивать у детей чувство ансамбля.

Вальс из к/ф «Берегись автомобиля», «Марш» из балета П.Чайковского

«Щелкунчик», попевка «Два кота»

46

47

48

«Солнечная капель»

Развивать способность детей слышать

«музыку природы»

Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в

Озвучиваем стихи и сказки:

«Сосулька-свистулька» Степанова

«Волшебная снежинка»

49

музыкальные звуки.

Развивать слуховое воображение.

Хмельницкого

«Весенняя телеграмма» Суслова

Фантазируем:

«Солнышко» р.н.п.

«Голоса птиц» польская песенка

Играем в оркестре: «Вечерняя серенада» Шуберт

50

51

52

53

Нотная запись

Формировать навык чтения

графической нотной записи, навыка игры базовой партитуры. Закреплять исполнение попевок на металлофоне на 3-х звуках. Разучить попевки с поступенным движение вверх и вниз.

«Слон», «Спите, куклы»,

«Гуси», «Киска», (Каплунова ч.1); «Жучка и кот», «Паровоз»,

«Считалка» с.72-73

54

55

Музыкальный тембр и образ».

  1. Знакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, их разновидностями.
  2. Формировать тембровый слух,

темброво-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки,

живописи, поэзии.

  1. Прививать навыки творческого озвучивания стихов тембрами музыкальных инструментов.
  2. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Прокофьев «Петя и волк», «Дед Мороз» стихи Клоковой,

«Метелица» муз. Сорокиной (сб. Уроки музыки, с.48, 47)

56

57

58

59

Оркестровые партии

Разучить партии отдельных инструментов, формировать навык игры по дирижёрскому жесту. Игра в ансамбле группами.

«Радецки-марш» Штраус-отец,

«Танец Феи Серебра» муз.Чайковского из балета

«Спящая красавица», Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

60

61

«Мажор и минор»

  1. Знакомить с минором и мажором через сказку.
  2. Сформировать у детей представление о мажорном и

минорном ладах, их выразительных возможностях на основе воздействия различных видов искусств.

  1. Учить детей различать лад в музыкальных произведениях.

Песенка «Про грустное и вкусное» муз.Тютюнни-ковой. сл. Синявского, песенки «В октябре», «Пляшут зайцы»

(сб.Нескушные уроки. с.14 ),

«Песенка про двух утят» муз. Попляновой, сл.Пикулевой.

62

63

Оркестр самодельных музыкальных инструментов

Вовлечь детей и родителей в создание шумовых музыкальных инструментов, расширять знания о разнообразии сира звуков и музыкальных инструментов.

Развивать коммуникативные навыки и творческую активность.

Русские народные мелодии «Ах вы, сени», «Берёза», «Во саду ли, в огороде»

64

65

66

Ансамбль

Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле. Развивать у детей чувство

ансамбля. Закреплять у детей навык игры по дирижёрскому жесту.

«Марш» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»,

«Вальс петушков» муз. Стрибогга, «Ария» муз. Штрауса.

67

Отчётный

концерт

Активное приобщение детей к

совместному музицированию,

Произведения, выученные в

течение года.

воспитание интереса и любви к

музицированию.