Главные вкладки
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Веселый оркестр».
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Веселый оркестр»
Возраст 5-7лет
срок реализации – 2 года.
Цели программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие их социальной, умственной, эмоциональной сфер. Игра на музыкальных и шумовых инструментах позволяет учащимся в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт учащимся новые знания об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_mizi_2_goda.docx | 66.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ленинская детская школа искусств»
Ленинского муниципального района Волгоградской области.
(МБОУ ДО «Ленинская ДШИ)
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №______ от _____________
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДО «Ленинская ДШИ»
_____________ _______________________________________Р.Р. Наурзалиева
Приказ №_____. осн. от__________ __
Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования
художественной направленности
«Веселый оркестр»
Возраст 5-7лет
срок реализации – 2 года
Разработчик: преподаватель
Саприкина Юлия Михайловна
г. Ленинск
Программа содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Учебно- тематический план.
Содержание программы.
- Планируемые результаты.
- Календарный учебный график.
- Условия реализации программы.
- Методические материалы.
- Список литературы.
I. Пояснительная записка
Направленность программы «Веселый оркестр» -художественная. Содержание программы ориентировано на создание условий музыкального развития учащихся, открывающих возможности для их позитивной социализации, развитие мотивации личности каждого ребенка к познанию, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности., формирование основ музыкальной культуры обучающихся, как части их духовой культуры. Программа разработана с учетом следующих документов:
•Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образрвания»;
∙ Уставом МБОУ ДО «Ленинская ДШИ» Данная программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» и на основе многолетнего педагогического опыта детских школ искусств.
Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.
Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.
Актуальность.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных и шумовых инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она способствует приобретению элементарных навыков игры на музыкальных и шумовых инструментах в коллективном музицировании, формированию и развитию не только музыкальных способностей, но и эмоциональной сферы личности ребенка.
Новизна программы.
Новизной программы является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы.
Отличительные особенности программы.
Программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа. Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п. Программа дает примерный план работы и музыкальный материал с учетом возрастных особенностей детей. Педагог подбирает учебный материал в зависимости от способностей учащихся.
Адресат программы.
Программа составлена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся групповые по 40 минут 1 раз в неделю. В группе не более 12 человек. При приеме на обучение образовательное учреждение проводит вступительные испытания для детей, позволяющие определить наличие музыкальных способностей. Это позволит преподавателю более точно, в соответствии с уровнем музыкального развития учащихся подбирать учебно- методический материал.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 2 года. Предназначена для учащихся 5-7 лет. При реализации программы «Веселый оркестр» со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 34 недели в год.
Формы обучения. Формы обучения по данной программе – очная
Режим занятий предусмотренный учебным планом групповой. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 2 год обучения – по 1 часу в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок реализации 2 года. Общее количество учебных часов –68 (34 ч/год). Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой до 12 детей по 40 минут.
- Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
- Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия для родителей.
- Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
- Формы подведения итогов реализации программы:
-текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
-оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени.
Цели программы: создание благоприятных условий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие их социальной, умственной, эмоциональной сфер. Игра на музыкальных и шумовых инструментах позволяет учащимся в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт учащимся новые знания об окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие:
- Расширять кругозор учащихся через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Знакомить учащихся с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
- Знакомить учащихся с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поощрять стремление импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- Активизировать внимание учащихся, работу и мысли, их эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Направлять учащихся управлять своим поведением и планировать свои действия.
- Воспитывать творческую инициативу.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям, через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.
Развивающие:
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации двигательных функций организма.
- Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
Музыкальная основа программы: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.
II. Учебно- тематический план. Содержание программы.
Первый год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Всего |
1. | «Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах. | 1 | 3 | 4 |
2. | Звуки вокруг нас | 1 | 3 | 4 |
3. | «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. | - | 3 | 3 |
4. | Ритмические игры и упражнения. | - | 4 | 4 |
5. | Осенние фантазии. | - | 3 | 3 |
6. | Гром, гроза и молния. | - | 2 | 2 |
7. | Песенка дождя. | - | 2 | 2 |
8. | Громкие и тихие звуки | - | 3 | 3 |
9. | Музыкальный регистр: высоко и низко. | - | 3 | 3 |
10. | Ритм и его графическая запись | - | 4 | 4 |
11. | Зимние звуки. | - | 3 | 3 |
12. | Металлические звуки. | - | 4 | 4 |
13. | Металлофон | - | 4 | 4 |
14. | Деревянные звуки. Ритмические игры и упражнения. | - | 4 | 4 |
15. | Ритмический рисунок | - | 4 | 4 |
16. | Ксилофон | - | 4 | 4 |
17. | Пульс, ритм, сильная доля | - | 4 | 4 |
18. | Нотная запись, звукоряд | 1 | 3 | 4 |
19. | Дирижёрский жест | - | 3 | 3 |
20. | Открытое занятие | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 3 | 64 | 67 |
Второй год обучения
№ п\п | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Игры звуками | 1 | 3 | 4 |
2. | Звучащие жесты | - | 4 | 4 |
3. | Дождинкины осенины | - | 3 | 3 |
4. | Осенний калейдоскоп | - | 3 | 3 |
5. | Металлофон | - | 4 | 4 |
6. | Оркестровые партии | - | 4 | 4 |
7. | Бумажный карнавал | - | 3 | 3 |
8. | Снежная сказка | - | 4 | 4 |
9. | Стеклянное королевство | - | 4 | 4 |
10. | Звездный урок | - | 4 | 4 |
11. | С утра до вечера | - | 4 | 4 |
12. | Ансамбль | - | 4 | 4 |
13. | Солнечная капель | - | 4 | 4 |
14. | Нотная запись | 1 | 3 | 4 |
15. | Музыкальный тембр и образ. | 1 | 1 | 2 |
16. | Оркестровые партии | - | 4 | 4 |
17. | Мажор и минор | - | 2 | 2 |
18. | Оркестр самодельных музыкальных инструментов | - | 2 | 2 |
19. | Ансамбль | - | 3 | 3 |
20. | Отчётный концерт | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 3 | 64 | 67 |
Задачи по возрастам, методы и приёмы, используемые при реализации программы
Старшая группа (5-6 лет).
Формировать устойчивое ощущение равномерной метрической пульсации, выделение акцента (сильной доли), игра базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса). Артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Звукоподражание на инструментах. Развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков озвучивания текстов (поиск нужных средств выразительности). Импровизировать ритмические последовательности из звучащих жестов в игре «эхо». Разучить 4-6 произведений для публичных выступлений. Дать детям представление о концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.
Музыкальный материал:
Русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, вальс, гавот, экосез и т. д.).
Средства обучения:
Музыка, речь, движение, театрализованная игра.
Мотивация деятельности детей:
Получение удовольствия, игра, интерес к новому.
Основные приемы работы с материалом:
Одновременные имитации, имитации «эхо», творческое исследование, подражание, игры звуками.
Способы усвоения музыкальных знаний:
Пространственно-двигательное ощущение, двигательный образ, эмоционально-телесное переживание.
Детьми используются, в основном, шумовые и ударные инструменты, мелодические ударные (ксилофоны, металлофоны).
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Продолжать работу по воспитанию чувства метра. Добиваться точного слышания, умения отмечать ритмический пульс и сильную долю в музыке различного темпа и характера, а также владеть различными простыми ритмами. Продолжать развивать интонационный слух в речевых упражнениях. Озвучивать темброво-ритмически стихи и сказки.
Выучить 3-4 произведения для публичного выступления для совершенствования навыков коллективной игры. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.
Музыкальный материал:
Русский народный детский и календарный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит – в различном исполнении и стилистической интерпретации).
Средства обучения:
Музыка, речь, движение, пантомима, театрализованная игра.
Мотивация деятельности детей:
Получение удовольствия от музыки и движения, интерес к творческой деятельности, общение.
Основные приемы работы:
Имитации «эхо», вопросно-ответные импровизации, исследование, творческое подражание, ритмически оформленные игры звуками.
Способы усвоения музыкальных знаний:
Пространственно-двигательное ощущение, эмоционально-телесное переживание, двигательный образ, двигательное понятие, визуально-графический образ, ассоциация.
Структура занятий
- Подготовительная часть (речевое музицирование, ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений, импровизация)
- Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
- Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
- Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).
Прогнозируемые результаты:
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- воспроизводить ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста.
- уметь импровизировать темброво-динамические композиции.
- уметь озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом.
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- детские шумовые инструменты: бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки;
- звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны;
- самодельные инструменты – шумовые и звуковысотные;
- фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;
- дидактические игры, наглядные пособия, презентации-тренажеры.
Список используемой литературы:
- Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
- Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
- Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
- Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр» - «Невская нота» Санкт-Петербург, 2013 г.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Тема занятия | Программные задачи | Репертуар |
1 2 3 4 | «Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах. | Сформировать представление детей о шумовых звуках, научить сравнивать звучание шумовых звуков. Прививать интерес и первоначальные навыки к музицированию через игру. | «Вальс-приветствие», песенка- зарядка «Ама-лама», «Экосез» муз.Жилина (сб. М-д упр., с.62). «Весёлые мячики» муз.Сатулиной. |
5 6 7 8 | Звуки вокруг нас | Закреплять знания детей о разнообразии окружающих звуков; развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением. | «В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик (сб.Уроки музыки с.44), «Весёлые инструменты» датская нар. песня (с.21. сб.1) |
9 10 11 | «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. |
| «Собирайтесь все в круг» - песенка-приветствие, «Хлопушки-топотушки», «Зайчик», «Рёва» (с.1. 10. сб.1); «Экосез» муз.Жилина. |
12 13 14 15 | Ритмические игры и упражнения. | Закреплять знания о музыкальных инструментах: маракас, бубен, треугольник и приёмов игры на них. | Разговоры, разговоры: «Лягушки и рыбки», «Белки и ёжика», «Птички. Кошки и собаки», «Барабана и треугольника». «В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик |
16 17 18 | «Осенние фантазии». |
прислушиваться к ним, тихим и часто незаметным.
колокольчиках, маракасах, коробочке, румбе, трещотке, погремушках и самодельных шумовых музыкальных инструментах. | Реч. игра с инструментами «Осенины. осенины», «Падает лист» (сб.Уроки музыки с.42,44) |
19 20 | Гром, гроза и молния». | 1. Учить детей передавать звуки окружающей природы с помощью самодельных и детских музыкальных инструментов. | «Туча» ирланд.нар.поэзия. перевод Токмаковой (с.32), «Две тучки» Белозёров, стихотв. Шибаева «Была |
воображение, умение услышать беззвучное. | тишина, тишина» (сб. «Бим- бам-бом» с.59,60); Вивальди «Времена года» импровизация «Танец молнии» | ||
21 22 | «Песенка дождя». |
динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания.
| «Между небом и землёю» сл.Станишевича, муз. Тютюнниковой, «Дождик» р.н. прибаутка (сб.Уроки музыки с.58,60) |
23 24 25 | «Громкие и тихие звуки» | Развивать диатонический слух (различие силы звучания). Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: piano - forte. | «Барабанит дождь по крыше», «Лендлер» муз Бетховена (сб. М-д упр., с.98), «Звонко, звонко пойте» (Каплунова ч.1, с.70) |
26 27 28 | «Музыкальный регистр: высоко и низко». | 1.Развивать у детей звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках. | «Полька» муз.Филиппенко, «Бубенцы» муз. Витлина. «Дорожка и горка», «Два друга» (Сб. Неск.ур. с47,48) |
29 30 31 32 | Ритм и его графическая запись | В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревян- ных палочках, ложках, треугольнике. Формировать понятие «звук долгий» и «короткий» | «Ора-ора» ( с.3 Сем.1), «Полька» Лат.нар. мел. С.39 (Каплунова), «Полька» муз.Глинки. Игра «Цветочные ритмы» (Сб. Неск.ур. с.61) |
33 34 35 | «Зимние звуки». |
| Попевка «Небо синее», озвучивание стихотворения Токмаковой «Снег, снег», «Зимнее рондо» байнихатиса (сб. «Бим-бам-бом» с.71) «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского из балета «Спящая красавица», импровизация «Два ветерка и снежинка» |
36 37 38 39 | «Металлические звуки». |
предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, треугольник, колокольчик металлофон).
| «Весёлый старичок» Хармса, рус.нар.потешка «Колокольцы- бубенцы», озвучивание стихотворения «Дракон» Берестова (Сб. Бим-бам-бом, с.30) |
динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte). | |||
40 41 42 43 | Металлофон | Закреплять знания о музыкальных инструментах: металлофон и приёмов игры на нём. | «Сосны», «Водяная сабелька», «Песенка про ноты» муз. и сл.Метал-лиди, «Осенняя гамма» (сб.Уроки музыки с.62) |
44 45 46 47 | «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. |
богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами.
инструментах. | «Палочка-стукалочка», «Рондо с палочками» муз. Слонимского, «Игрушки» по мотивам стихотворения Степанова (сб. «Бим-бам-бом», с.24). |
48 49 50 51 | Ритмический рисунок | Закреплять понятие «пульс» и «ритм». Познакомить с муз. термином «сильная доля». | «Прыг-скок» Данько, «Полька» Лат.нар. мел., «Полька-шутка» рнм обработка Т. Ломовой |
52 53 54 55 | Ксилофон | Закреплять знания о музыкальных инструментах: ксилофон и приёмов игры на нём. | Р.н.закличка «Солнышко- колоколнышко» (сб.Уроки музыки с.69) «Горелки», «Лиса», «Сорока» (Сем.1, с.23- 25) |
56 57 58 59 | Пульс, ритм, сильная доля | Закреплять знание музыкальных терминов. Исполнять в ансамбле сильную долю на фоне метрической пульсации. Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне, ксилофоне, бубне, барабане и на других ударных музыкальных инструментах. | «Весёлый колокольчик» муз.Кикты (с.14, Каплунова), «Полька» муз. Фауста (с.32), «Полька» муз. Львов- Компанеец (с.33) |
60 61 62 63 | Нотная запись, звукоряд | Познакомить детей с элементами нотной грамоты, развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок на музыкальных инструментах. | «Песенка про ноты» муз. и сл.Металлиди, «Осенняя гамма» (сб.Уроки музыки с.62) |
64 65 66 | Дирижёрский жест | Формировать навык игры по дирижёрскому жесту: учить вступать и заканчивать игру, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения. | «Ча-ча-ча» муз. Хауарда, «Снова твист» муз. Чекера, «Вальс» муз. Тиличеевой (сб. Каплуновой) |
67 | Открытое занятие | Активное приобщение детей к совместному музицированию, воспитание интереса и любви к музицированию. | Произведения, выученные в течение года. |
2 год обучения | |||
1 2 3 | Игры звуками | Изучение звуковых свойств различных материалов, предметов, инструментов, а также голоса и артикуляционного | «Пение птиц» польская дет песня с.78, «Хохотальная разминка» с.79, «Таря-маря» |
4 | аппарата. Исследование различных способов получения звука. | с.82 (сб.Уроки музыки) | |
5 6 7 8 | Звучащие жесты | Развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха. Учить использовать звучащие жесты и инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием. Развивать фантазию, творчество и воображение. | Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько «Марш» муз. Шульгина Полька» муз. Александрова «Вальс» муз. Майкапара |
9 10 11 | Дождинкины осенины | Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха. | «Дождик накрапывает» игра с инстр-ми на стих Степанова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина |
12 13 14 | «Осенний калейдоскоп» | Развивать слуховое воображение Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
15 16 17 18 | Металлофон | Продолжать обучать игре на металлофоне, развивать ладовый слух и чувство ритма, закреплять понятия «ритмический рисунок». Формировать навык чтения графической нотной записи. | Попевки «Лепёшки», «Кукушка», «Лошадка», «Слон», «Спите, куклы», «Гуси», «Киска», «У кота - воркота» (Каплунова ч.1, с.63- 71) |
19 20 21 22 | Оркестровые партии | Разучить партии отдельных инструментов, формировать навык игры по дирижёрскому жесту. Игра в ансамбле группами. | «Вальс петушков» муз. Стрибогга, «Ария» муз. Штрауса. |
23 24 25 | «Бумажный карнавал» | Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз.Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз.Селиванова Играем с инстр-ми: «Бумажное шествие» «Танец бумажных бабочек» |
26 27 28 29 | «Снежная сказка» | Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы Развивать способность к образным и свободным импровизациям. Развивать тембровый слух, чувство | Поем и танцуем: «Снежная сказка» муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой |
ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского | ||
30 31 32 33 | «Стеклянное королевство» | Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем, фантазируем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька» «Аквариум» Т.Коти Играем в оркестре: «Вальс – шутка» муз.Шостаковича |
34 35 36 37 | «Звездный урок» | Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет. | Озвучиваем стихи: Бунин «Звезды» Дж. Ривз «Лунные феи» Фантазируем: «Звездный дождик» «Разговор звезды небесной и морской» «Разговор звезды и светлячка» Играем и поем: «Лунный кораблик» «Звездочет» Играем в оркестре: «Космическая фантазия» |
38 39 40 41 | «С утра до вечера» | Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом. Развивать способность к импровизации | Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар.песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен |
42 43 44 45 | Ансамбль | Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле. Учить детей точно передавать ритмический рисунок попевки, мелодии во время исполнения. Развивать у детей чувство ансамбля. | Вальс из к/ф «Берегись автомобиля», «Марш» из балета П.Чайковского «Щелкунчик», попевка «Два кота» |
46 47 48 | «Солнечная капель» | Развивать способность детей слышать «музыку природы» Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» |
49 | музыкальные звуки. Развивать слуховое воображение. | Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Играем в оркестре: «Вечерняя серенада» Шуберт | |
50 51 52 53 | Нотная запись | Формировать навык чтения графической нотной записи, навыка игры базовой партитуры. Закреплять исполнение попевок на металлофоне на 3-х звуках. Разучить попевки с поступенным движение вверх и вниз. | «Слон», «Спите, куклы», «Гуси», «Киска», (Каплунова ч.1); «Жучка и кот», «Паровоз», «Считалка» с.72-73 |
54 55 | Музыкальный тембр и образ». |
темброво-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии.
| Прокофьев «Петя и волк», «Дед Мороз» стихи Клоковой, «Метелица» муз. Сорокиной (сб. Уроки музыки, с.48, 47) |
56 57 58 59 | Оркестровые партии | Разучить партии отдельных инструментов, формировать навык игры по дирижёрскому жесту. Игра в ансамбле группами. | «Радецки-марш» Штраус-отец, «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского из балета «Спящая красавица», Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» |
60 61 | «Мажор и минор» |
минорном ладах, их выразительных возможностях на основе воздействия различных видов искусств.
| Песенка «Про грустное и вкусное» муз.Тютюнни-ковой. сл. Синявского, песенки «В октябре», «Пляшут зайцы» (сб.Нескушные уроки. с.14 ), «Песенка про двух утят» муз. Попляновой, сл.Пикулевой. |
62 63 | Оркестр самодельных музыкальных инструментов | Вовлечь детей и родителей в создание шумовых музыкальных инструментов, расширять знания о разнообразии сира звуков и музыкальных инструментов. Развивать коммуникативные навыки и творческую активность. | Русские народные мелодии «Ах вы, сени», «Берёза», «Во саду ли, в огороде» |
64 65 66 | Ансамбль | Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле. Развивать у детей чувство ансамбля. Закреплять у детей навык игры по дирижёрскому жесту. | «Марш» из балета П.Чайковского «Щелкунчик», «Вальс петушков» муз. Стрибогга, «Ария» муз. Штрауса. |
67 | Отчётный концерт | Активное приобщение детей к совместному музицированию, | Произведения, выученные в течение года. |
воспитание интереса и любви к музицированию. |