Главные вкладки
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01.Музыкальное исполнительство
программа по учебному предмету
УП.01 «Специальность» (Домра)
8(9)лет
2024год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgt_89_domra.doc | 250 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01.Музыкальное исполнительство
программа по учебному предмету
УП.01 «Специальность» (Домра)
8(9)лет
г. Нижневартовск
2024
УТВЕРЖДЕНА «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор МАУДО г.Нижневартовска
МАУДО г.Нижневартовска _______________С.В.Очирова
«Детская школа искусств №3» Приказ №91 от «15» мая 2024г.
Протокол №8
от «13»мая 2024 года
Разработчик: Преподаватель МАУДО «ДШИ №3» по классу домры Османова А. А.
Содержание:
- 1. Пояснительная записка.
- 2.Содержание программы.
- 3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
- 4. Формы и методы контроля, система оценок.
- 5. Методическое обеспечение учебного процесса.
- 6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
1.Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету «Специальность (домра)» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Программа предназначена для музыкальных отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области музыкального искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности, выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства.
Как важно сейчас, в сложном современном мире, приобщить молодежь к национальной культуре, продолжить духовную связь поколений и воспитать молодое поколение музыкантов – народников, способных сохранить лучшие исполнительские традиции и внести свежую струю в развитие народной инструментальной музыки.
Срок освоения программы «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,6 – 9 лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Возраст детей обучающихся по данной программе – от 6,6 до 15 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета составляет:
Срок обучения | 8 лет | 9-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1316 | 214,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 | 132 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий является индивидуальное занятие в классе по музыкальному инструменту.
Цель образовательной программы по предмету «Специальность (домра)» - обучить искусству игре на домре, создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей и выявить одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Задачи:
- освоение приёмов звукоизвлечения, овладение основными штрихами, разнообразными красочными приёмами игры;
- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения, умения анализировать собственное исполнение и давать объективную оценку;
- знание профессиональной терминологии;
- формирование умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- знание домрового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- формирование навыков публичных выступлений.
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений 9ыработка игровых навыков ученика, работа над художественно - образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно - иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично - поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения | |||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | |||||||
641,5 | |||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 | 132 | |||||||
889 | |||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214, 5 | 214, 5 | 214, 5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 | 214, 5 | |||||||
1530,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
-самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
-подготовка к концертным , конкурсным выступлениям;
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.).
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2 .Содержание программы
1 класс.
1 полугодие.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Организация игрового аппарата. Выработка свободной и естественной посадки за инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса.
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре. История возникновения домры на Руси. Скоморохи. Устройство инструмента: корпус, гриф, дека, панцирь, струны, лады. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:
-8-12 песен-прибауток на открытых струнах;
-2 этюда;
-4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
-Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик» и др.
1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Ильина Р. «Козлик»
2 полугодие.
Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.
Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны.
Чтение нот с листа.
Упражнения на развитие координаци.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
-гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;
-2 этюда;
-8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Декабрь –академический концерт(2 разнохарактерных пьесы). | Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список первого класса:
Обр. Ю. Фортунатова Р.н.п. «Как под горкой под горой»
Д. Кабалевский «Прогулка»
Обр. Р.-Корсакова Р.н.п. «Во поле берёза стояла»
Чешская нар. песня «Аннушка»
Й. Гайдн «Песня»
Т. Потапенко «Частушка»
В. Папонов «Наигрыш»
Ф. Лещинская «Полька»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Обр. Р.-Корсакова Р.н.п. «Исходила младенька»
В. Калинников «Журавель»
Н. Сидельников «Грустная песенка»
Обр. Моффита Английская нар. песня «Вновь солнышко смеётся»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Пьесы на открытых струнах
- «Я иду с цветами»
- «Барашеньки»
- «Про кота»
- «Красная коровка»
- «Андрей - воробей»
- «Как на тоненький ледок»
- «На рассвете»
Пьесы на развитие игровых движений 1-го, 2-го, 3-го пальцев левой руки
Детские песенки:
- «Два кота»
- «Ой, звоны звонят»
- «Приди, приди солнышко»
- «Сорока»
- «Во саду ли, в огороде»
- «Как под горкой, под горой»
Произведения русских композиторов
- Аренский А. «Кукушка»
- Бортнянский Д. «Колыбельная»
- Кюи Ц. «Песенка», «Майский день»
- Лядов А. «Зайчик»
- Ребиков В. «Зимой», «Лягушка», «Моя ласточка сизокрылая»
Произведения зарубежных композиторов
- Бах И.С. «Песня»
- Брамс И. «Петрушка»
- Гайдн И. «Песня»
- Люли Ж. «Менуэт», «Песенка»
- Моцарт В.А. «Азбука», «Аллегретто», « Вальс», «Майская песня».
2 класс.
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
-мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах);
-Штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);
-3-5 этюдов;
-10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы). | Май – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список второго класса:
Обр. А. Гречанинова Р.н.п. «Пойду ль я выйду ль я»
Л. Бетховен «Экосез»
П. Чайковский «Старинная французская песенка»
И. Дуссек «Старинный народный танец»
Обр. А. Крючкова Р.н.п. «Выйду ль я на реченьку»
Обр. С. Фурмина Р.н.п. «Я на горку шла»
П. Шольц «Непрерывное движение»
Обр. В. Бубнова Р.н.п. «Утушка луговая»
Н. Будашкин «Вальс»
3 класс.
Работа над координацией рук. Преодоление статической неподвижности левой руки. Укрепление пальцев левой руки. Игра кистью, игра предплечьем, одновременная активность мышц кисти и предплечья. Контроль над напряжением, перенапряжением. История исполнительства
Углубленное знакомство с историей инструмента на Руси. Неделю Скоморошество. Творчество Андреева В.В. Великорусский оркестр.
Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).
Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:
-хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
-мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll.
-Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G.
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:
-4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
-10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
У учащегося должны быть воспитаны: интерес к музыке, потребность в художественной деятельности, в выступлениях, участии в концертах.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы). | Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения). |
Примерный репертуарный список третьего класса:
Р.Шуман«Весёлый крестьянин»
А. Гречанинов «Вальс»
Д.Кабалевский «Полька»
Л.Бетховен «Контрданс»
В.Кучеров «Наперегонки»
В.АндреевВальс «Грёзы»
Обр. В. Мотова Р.н.п. «Я пойду пойду»
К. Мясков «Грустная песенка»
Обр. В. Лобова Р.н.п. «Позарастали стёжки-дорожки»
Н.Бакланов «Мазурка»
Г.Камалдинов «Весёлое шествие»
Обр.Д.Осипова «Шуточная»
4 класс.
Уточнения в постановке пальцев левой руки. Укрепление пальцев левой руки и координационной работы рук. Активность мышц кисти и предплечья при игре контрастной динамики.
Работа над кантиленой. Твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука. Аккорды - стаккато, tenuto. Развитие беглости, работа над аппликатурой. Мажорные двухоктавные гамм с 1 - 3 лад и тонические трезвучия. Штрихи: все штрихи выученные ранее, а также markato, legato. Ритмические группировки: триоль, квартоль, на каждый звук, квартоль в разложенном виде, пунктирный ритм. Минорные гаммы: ми, фа - диез, соль минор 3 вида и тонические трезвучия (переменный, дубль - штрих, деташе). Игра гамм с динамическим развитием (крещендо, диминуэндо).
Зрительный разбор произведения, анализ текста. Чтение с листа в умеренном темпе пьес из репертуара 2-3 классов. Анализ трудностей и ошибок чтения с листа, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов.
Подбор знакомых мелодий в объеме периода с несложным ритмическим рисунком.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти:
-хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;
-4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;
-10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет(1 гамма,2 этюда на различные виды техники). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список четвертого класса:
А. Зверев «Маленькое рондо»
Р.н.п., Обр. В. Дителя «Ах, вы, сени»
Р.н.п., обр. В. Дителя «То не ветер ветку клонит»
А. Детуш «Паспье»
В. Андреев «Венский вальс»
В. Андреев Вальс «Воспоминание о Гатчине»
Р.н.п., обр. В. Андреева «Как под яблонькой»
Р. Шуман «Грёзы»
Э. Дженкинсон «Танец»
Л. Обер «Тамбурин»
5 класс.
Организация игрового аппарата.
Уточнение в постановке пальцев левой руки. Работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной, мышечной активности правой и левой рук.
Работа над развитием беглости пальцев. Атака звука в гамме. Портаменто. Двойные ноты, смена позиций, форшлаг, трель, мордент. Мажорные двухоктавные гаммы до 4 лада и трезвучия, штрихи и ритмические рисунки, изученные ранее, а также исполнение гамм «комплексом» (Круглов В. «Совершенствование техники игры на трехструнной домре»). Игра гамм с динамическим развитием (крещендо, диминуэндо), ритмические рисунки - секстоли, октоли. Минорные двухоктавные гаммы фа, ля минор (З вида), а также изученные ранее и трезвучия гаммах.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
-упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;
-при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие;
-гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll;
-хроматические гаммы от звуков E, F, G;
-4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
-8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники/один этюд может быть заменен виртуозной пьесой). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список пятого класса:
Р.н.п., обр. Дителя «Ах, Настасья»
Р.н.п., обр. Дителя «По улице мостовой»
А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»
В. Андреев «Ноктюрн»
Р.н.п., обр. В. Андреева «Светит месяц»
В. Калинников «Грустная песня»
Р.н.п., обр. Н. Мотова «Научить ли, тя, Ванюша»
Р.н.п., обр. А. Шалова «Тонкая рябина»
А. Дюран «Чакона»
К. Бом «Непрерывное движение»
Р.н.п., обр. Ю. Шишакова «Как пойду я на быструю реченьку»
6 класс.
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
-упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
-двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио;
-4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
-8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, показ самостоятельно выученной пьесы). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение). |
Примерный репертуарный список шестого класса:
С. Рахманинов «Итальянская полька»
А. Лачинов «Праздничный танец»
А. Власов «Мелодия»
Г. Свиридов «Романс»
В. Моцарт «Турецкий марш»
В. Андреев Вальс «Фавн»
А. Александров «В раздумье»
К. Бом, перел. Бекназарова «Итальянский романс»
А. Цыганков «Скерцо» из «Детской сюиты»
7 класс.
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
-упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
-игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;
-4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
-6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
-Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (1гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера). |
Примерный репертуарный список седьмого класса:
Р.н.п., обр. А. Цыганкова «Коробейники»
Й. Гайдн «Серенада»
В. Глюк «Мелодия»
Р.н.п., обр. Шалова «Валенки»
Р.н.п., обр. Шалова «Цыганская фантазия»
Еврейская нар. песня, обр. Шалова «Тумбалалайка»
Л. Обер «Жига»
П. Чайковский «Ноктюрн»
А. Балакирев «Полька»
Ц. Кюи «Непрерывное движение»
К. Бом «Тремоло»
Р.н.п., обр. Лаптева «По улице не ходила не пойду»
8 класс.
Совершенствование навыков владения основными приемами игры. Рациональная организация движений, техника смены позиций, уместное использование приемов игры или штрихов, выработка хорошего качественного звука.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический зачет (1гамма,1 этюд или виртуозная пьеса). Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена). | Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре. Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры). |
Репертуарный список восьмого класса:
Русские народные песни Научить ли тя Ванюша (обр. Мотова)
Зачем тебя я милый мой узнала (обр. Круглова)
Ах ты душечка (обр. Шалова)
За окном черёмуха колышится (обр. Городовский)
При долинушке (обр. Феоктистова)
М. Мошковский Испанский танец
М. Глинка Ноктюрн «Разлука»
А. Власов Мелодия
А. Арутянин Экспромт
А. Дмитриев Старая карусель
И. Бом Итальянский романс
Марчелло Скерцандо
Е. Меццакапо Тарантелла «Неаполь»
Ж. Сенайе Пьеса
Ж. Обер Жига
И. Гайдн Венгерское рондо
9 класс - дополнительный год.
Совершенствование навыков владения основными приемами игры. Рациональная организация движений, техника смены позиций, уместное использование приемов игры или штрихов, выработка хорошего качественного звука. В течение всего года совершенствуется музыкально- исполнительский уровень ученика, у него появляется возможность основательно подготовиться к поступлению в музыкальное училище. 5-6 произведений разных эпох и стилей.
Подготовка программы к поступлению в среднее учебное заведение, где обязательно исполняется произведение крупной формы. Завершение процесса накопления основного материала. Совершенствование всех основных видов техники, овладение всеми основными приемами игры и средствами художественной выразительности.
1 полугодие. | 2 полугодие. |
Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса). Декабрь – зачет(2 новых произведения). | Март – академический вечер (3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен). Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения). |
Примерный репертуарный список девятого класса:
1. Будашкин Н. Концерт для домры, 1 часть
Эльгар Э. Капризница
Барчунов П. Элегия
Городовская В. Скоморошина
2. Бах И.С. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть
Крейслер Ф. Маленький венский марш
Кюи Ц. Аппассионато
Цыганков А. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка»
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно - эстетического развития обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
-знать основные исторические сведения об инструменте;
-знать конструктивные особенности инструмента;
-знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
-знать оркестровые разновидности инструмента домра;
- знать основы музыкальной грамоты;
-знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
-знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
-знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.);
-знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;
-знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
-уметь самостоятельно настраивать инструмент;
-уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
- приобрети навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей домры;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы); в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- умение транспонировать и подбирать по слуху;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально – исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно – концертной работы в качестве солиста.
- .Формы и методы контроля, система оценок:
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация успеваемости.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля над успехами обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Формы текущего контроля: контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачёт, контрольный урок.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачётов, академических концертов, экзаменов, исполнения концертных программ.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене (по решению методического совета школы).
Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения. Формой итоговой аттестации является экзамен, который проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9).
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера. Также преподаватель может сам назначить и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей. Учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Обучающийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
1.Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить овысоком художественном уровне игры. |
4 («хорошо») | Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер. |
3 («удовлетворительно») | Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой. |
2 («неудовлетворительно») | Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования. |
Зачет (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
График и требования промежуточной и итоговой аттестации:
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Академический концерт | декабрь | 2 разнохарактерных произведения |
Экзамен | май | 2 разнохарактерных произведения | |
2 класс 3 класс | Технический зачёт | октябрь | Гаммы(мажорные) 1 этюд |
Академический концерт | декабрь | 2 разнохарактерных произведения | |
Технический зачёт | февраль | Гаммы(минорные) 1 этюд Чтение с листа | |
Экзамен | май | 2 разнохарактерных, разностилевых произведений | |
4 класс | Технический зачёт | октябрь | Гаммы(мажорные) 1 этюд |
Академический концерт | декабрь | Произведение зарубежного композитора Обработка народной мелодии, песни, танца | |
Технический зачёт | февраль | Гаммы 1 этюд Чтение с листа | |
Экзамен | май | Произведение крупной формы Пьеса по выбору | |
5 класс | Технический зачёт | октябрь | Гаммы(мажорные) 1 этюд |
Академический концерт | декабрь | Произведение зарубежного композитора. Обработка народной мелодии, песни, танца | |
Технический зачёт | февраль | Гаммы(минорные) 2 этюд | |
Экзамен | май | Произведение крупной формы Пьеса по выбору | |
6 класс 7 класс | Технический зачёт | октябрь | Гаммы(мажорные) 1 этюд |
Академический концерт Технический зачёт | Декабрь февраль | Полифоническое произведение Обработка народной мелодии, песни, танца Гаммы(минорные) 2 этюд | |
Экзамен | май | Произведение крупной формы Пьеса кантиленного характера Виртуозное произведение | |
8 класс 9 класс | Выпускной экзамен | май | Произведение крупной формы Произведения русских и зарубежных классиков(одна из них кантилена) Обработка народной мелодии, песни, танца Виртуозная пьеса(этюд) |
5 .Методическое обеспечение учебного процесса :
Для успешного освоения программы по предмету «Специальность - домра » необходимо обеспечение обучающихся учебной и дополнительной литературой.
6. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы:
1.Бернштейн. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.- М., 1966
2. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов
исполнителей // Вопросы психологии. 1975.1.
- Вольская Т. Основы организации исполнительского процесса на домре. Свердловск. 1990
- Вольская Т. Школа мастерства домриста. Свердловск. 1996.
- Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург. 1995.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965
- Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре домриста. М. 1984.
- Натансон В., Руденко В, Вопросы методики начального музыкального образования. М. 1981.
- Олейников Н.Ф. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста. Методические рекомендации. Свердловск. 1979.
- Олейников Н.Ф. О работе правой руки домриста. Свердловск. 1989
- Олейников Н.Ф. О технике рук домристов. Екатеринбург. 2004
- Осмоловская Г., Зеленин В. Скрипичные штрихи и способы исполнения их на домре. Минск, 1981
- Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. М. 1984.
- Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. Ленинград. 1984
- Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. Методика обучения игры на народных инструментах. – Л., 1975
- Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1988
- Альбом для детей и юношества / Составитель А. Цыганков. М. 1996
18.Альбом для юношества. Вып / Составитель В. Круглов М. 1994
19.Альбом для юношества. Вып /Составитель В. Чунин М. 1987
20.Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель С. Фурмин М. 1970
21. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
22. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
23 . Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
24. Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры Составитель И.Дьяконова. М., 1999
25. Начинающему домристу. Вып. 1.. М., 1969
26. Педагогический репертуар домриста / Составитель И. Шитенков. М. 1985
27. Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры.М.1996
28 Дербенко. Произведение для трехструнной домры.Курган,2005
29. Бурдыкина Н. Юный домрист. М, 1999
30. Кокорин А. Пьесы. Омск, 2000
31 . Кокорин А.Сборник ансамблей. Омск,2002 32.
32. Бурдыкина Н.Хрестоматия домриста 1,2,3ч.
33.Лукин С.Концертный репертуар. Иваново 2008 34.
34.Цыганков А.Избранные произведения для 3-х домры .Москва 1982 35.Цыганков А. Избранные произведения для 3-х домры .Москва 1995 36.Шалов А. Пьесы в переложении для 3-х домры. СПб.2000г.
37. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 Составитель В. Яковлев М,1979 38.Хрестоматия домриста. Средние классы. Составитель И.Дьяконова. М..1995
39. Хрестоматия домриста. Старшие классы. Составитель И. Дьяконова.М.,1997
40. Пьесы советских композиторов. Составитель И.Шитенков.Л.,1975