Открытый урок "Выразительные средства музыки" с 4 классом

 Евстифеева Галина Борисовна

Открытый урок в детской музыкальной школе на тему: "Выразительные средства музыки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_vyrazitelnye_sredstva_muzyki_s_48_kl.docx26.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

Выразительные средства музыки

Открытый урок

                                         

                                                                                             Преподаватель высшей

квалификационной категории

                                                по классу хора

                                                                             Евстифеева Галина Борисовна

2024 г.

План открытого урока

Преподаватель: Евстифеева Галина Борисовна, высшая квалификационная      

                                категория

Место работы: МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

 

Предмет: «Музыкальная литература»

Класс (год обучения): учащиеся 4 класса (8 ОП)

Дата проведения урока: 10 октября 2024 года

Тема открытого урока: «Выразительные средства музыки»

Тип данного урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.    

Задачи урока:

Образовательные: Формирование понятий «мелодия», «ритм», «лад», «регистр», «темп», «тембр», расширение знаний о средствах музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • Развитие эмоционального восприятия;
  • Развитие воображения, памяти, мышления;
  • Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес и любовь к музыке;
  • Воспитание слушательской культуры учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой метод, метод активизации зрительного и слухового восприятия.

Оборудование урока: музыкальный инструмент, рабочий стол, CD-проигрыватель, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.

План урока:

I. Организация начала урока.

II. Объяснение нового материала.

III. Итог.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Приветствие. Психологический настрой учащихся, создающий комфортную обстановку в классе.

II. Объяснение нового материала. 

Учитель: Я приглашаю всех вас в незабываемое путешествие!

В далекой волшебной стране находится удивительное царство. Мир прекрасных звуков. Есть в этом царстве язык, который понимают люди всего мира, потому что музыка – это язык нашей души. А правит музыкальным королевством Госпожа Мелодия.

(Закрепляю на доске пазл «мелодия»)

Без мелодии нет музыки: ни простой песенки, ни сложной симфонии. Мелодия – первая помощница композитора, именно ей он доверяет свои мысли и чувства. Особенно красиво она получается у тех композиторов, которые слушают свое сердце, чьи чувства искренние, настоящие.

Но в музыкальном царстве живет не только одна мелодия, с ней верные друзья и только когда они вместе – рождается прекрасный цветок - чудо – музыка.

1. Он в сердце живет, и в часах, и в дыханье.

    И ноты построит он как командир.

    Порядок наводит во всем мироздании,

    А если исчезнет, то рухнет весь мир.  -     РИТМ.

Учитель: Правильно, ребята. Ритм – это сердце музыки.

Попробуйте повторить за мной ритм (3/4)

(дети повторяют).

У. Ритм какого танца мы с вами изобразили?

Дети: Ритм вальса.

У. Ритм польки.

(учащиеся повторяют)

2. То он мчится,  словно ветер, то всех медленней на свете,

    То умеренный совсем. Это итальянец – ТЕМП.

У. Темп – это характер музыки.

(учащиеся прохлопывают в ладоши ритм польки в быстром и медленном темпе).

3. То тихо, тихо, еле слышно,

    То громко, громко на весь свет.

    Кто регулирует все звуки,

    Ребята, дайте мне ответ -                    ДИНАМИКА.

У. Ребята, вы прекрасно знаете, что музыка способна изображать животных, насекомых. Я предлагаю вам сейчас изобразить шмеля, используя динамику.

Наш шмель летит издалека, приближается к нам и улетает прочь.

Какие динамические оттенки мы будем использовать: p – f – p.  

(Изображаем шмеля)

4. Скачут нотки как лошадки,  

    То лебедушкой плывут.

    Их стаккато и легато

    В мире музыки зовут.  

    Скажем все без промедления

    Что это?                           -                 ЗВУКОВЕДЕНИЕ.

У. Сейчас на примере русской народной песни «Во поле береза стояла»  исполните первую строчку песни на легато,  а вторую на стаккато.

(Исполнение)

5. Этот музыкальный строй

Из октавы ни ногой.

Звукоряд определяет,

А название все знают.

Вы спросите у ребят,

Что такое это? - ЛАД

У.  Так же в музыке важен ЛАД – это то, что передает настроение (весёлое или грустное).

    Веселятся музыканты,
   Улыбнулся дирижер,
   Лад, в котором мы играем,
    Называется…
(Мажор)

     Если в нашей пьесе тучи,
    Дождик льет во весь опор,
    Этот лад ужасно грустный,
    Называется…
(Минор)

У. Лад бывает мажорный и минорный.

(Показываю на фортепиано).

6. Он бывает очень низкий, средний и высокий.

    Звукоряда он магистр

    Друг мелодии -                                 РЕГИСТР.

У. Например, если я захочу изобразить птичку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать медведя? (в низком). Совершенно верно.

7. Сегодня я познакомлю вас еще с одним другом мелодии. Его имя – ТЕМБР. 

Представляете, тембр – художник, раскрашивает звуки. И живет он в каждом из нас. Давайте это проверим. Закройте, пожалуйста, глаза, и постарайтесь узнать голос. До кого я дотронусь – тот должен спеть слово «музыка». Импровизируйте! Задание понятно?  

(проводится игра «Узнай по голосу»)

Вику и Леру вы, ребята узнали по голосу, потому что их выдал тембр.

Знаете ли вы, что все вы – музыканты, вы владеете инструментом. Как вы думаете, какой инструмент есть у всех у вас? – Голос.

А ещё тембр живёт в голосах музыкальных инструментов.

(На фоне музыки).

О, если б вы знали, как нежен фагот,

Какая душа у рояля!

И флейта, влюблено вздыхая, поет –

Быть может, вы тоже слыхали?

III. Итог.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка. Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в произведении Чайковского «Новая кукла». (слушаем и анализируем)

На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.

А теперь подведем итог и ответим на вопросы! (своими словами)

Что такое мелодия? Какая бывает мелодия?

Что такое ритм?

Что такое темп?

Что такое динамика? Какой она бывает?

Что такое звуковедение? Виды звуковедения?

Что такое регистр? Какие бывают регистры?

Какой бывает лад?

Что такое тембр?

IV. Домашнее задание.

Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к концу, всего доброго, до свидания!