Открытый урок "Развитие артикуляционного аппарата в младшем хоре"
Открытый урок в детской музыкальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_razvitie_artikulyatsionnogo_apparata_v_mladshem_hore.docx | 24.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Татарстан
Управление культуры исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ
Развитие артикуляционного аппарата
в младшем хоре
Открытый урок
Преподаватель высшей
квалификационной категории
по классу хора
Евстифеева Галина Борисовна
2024 г.
План открытого урока
Преподаватель: Евстифеева Галина Борисовна, высшая квалификационная
категория
Место работы: МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ
Предмет: «Младший хор»
Класс (год обучения): учащиеся 3 класса (8 ОП)
Дата проведения урока: 12 ноября 2024 года
Тема открытого урока: «Развитие артикуляционного аппарата в младшем хоре»
Тип данного урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата учащихся с помощью отработки правильного произношения слова во время распевания и исполнения произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомиться с понятием «артикуляция»;
- научиться разогревать речевой аппарат;
- обучить правильному произношению скороговорок;
- научить правильному пропеванию дикционных упражнений и использование приемов в музыкальном произведении.
Развивающие:
- развить певческий и артикуляционный аппарат;
- формировать навык фразировки вокального произведения с опорой на дикционные упражнения;
- развивать музыкальный слух и память;
- способствовать формированию интереса к музыке.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- способствовать вовлечению учащихся в активную практическую деятельность.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой метод, метод активизации зрительного и слухового восприятия.
Оборудование урока: музыкальный инструмент, рабочий стол, CD-проигрыватель, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.
Этапы урока:
I. Организация начала урока.
II. Объяснение темы.
III. Практическая часть.
IV. Работа над произведением.
V. Подведение итогов. Задание на дом.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Приветствие. Психологический настрой учащихся, создающий комфортную обстановку в классе.
II. Объяснение темы.
Артикуляция зависит от степени натренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В него входят: губы, зубы, язык, щеки и голос. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким и свободным, а мягкое нёбо и гортань опущены.
III. Практическая часть.
Артикуляционные упражнения.
Цель: активизировать (разогреть) артикуляционный аппарат.
- Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. (Далее — каждое задание исполняется 4 раза).
- Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, от кончика до корня языка.
- Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
- Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
- Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Попытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
- Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
- Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
- Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
- Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Работа над согласными П-Б:
1. ПИ-пэ-па-по-пу-пы, би-бэ-ба-бо-бу-бы.
2. ПиП-пэп-пап-поп-пуп-пып, ПиБ-пэб-паб-поб-пуб-пыб, БиП-бэп-бап-боп-буп-бып, БиБ-бэб-баб-боб-буб-быб.
3. ПБИ -Пбэ-Пба-Пбо-Пбу-Пбы, БПи-Бпэ-Бпа-Бпо-Бпу-Бпы.
4. ПРИ-прэ-пра-про-пру-пры, БРИ-брэ-бра-бро-бру-бры.
5. РПИ-рпэ-рпа-рпо-рпу-рпы, РБИ-рбэ-рба-рбо-рбу-рбы.
Скороговорки.
Проговариваем скороговорки громко, чётко с хорошим дыханием и крепкой опорой.
- Из-под топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит из-под топота копыт.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Расскажите про покупки, про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Вокальные упражнения.
Цель: достичь правильного соединение согласных и гласных букв, отдавая приоритет слову.
Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.
- Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд: «Андрей-воробей»
- Пение на сочетание букв "тр" вверх и вниз. Лёгкий, подвижный звук, без напряжения. Развитие диапазона.
IV. Работа над произведением.
Работа над артикуляцией в песне «Как я маму люблю».
Цель: отработать правильное произношение текста.
а) беседа о структуре песни;
б) прочитать текст, выделяя опорные слова, сначала в строчках, затем в куплетах и в песне. Это позволяет почувствовать смысл фразы куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию;
в) прочитать все куплеты «нараспев», протягивая гласные и коротко произносить согласные.
V. Подведение итогов. Задание на дом.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведения. Познакомились с новыми понятиями.