Открытый урок "Развитие артикуляционного аппарата в младшем хоре"

 Евстифеева Галина Борисовна

Открытый урок в детской музыкальной школе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

Развитие артикуляционного аппарата

в младшем хоре

Открытый урок

                                         

                                                                                             Преподаватель высшей

квалификационной категории

                                                по классу хора

                                                                             Евстифеева Галина Борисовна

2024 г.

План открытого урока

Преподаватель: Евстифеева Галина Борисовна, высшая квалификационная      

                                категория

Место работы: МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

 

Предмет: «Младший хор»

Класс (год обучения): учащиеся 3 класса (8 ОП)

Дата проведения урока: 12 ноября 2024 года

Тема открытого урока: «Развитие артикуляционного аппарата в младшем хоре»

Тип данного урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата учащихся с помощью отработки правильного произношения слова во время распевания и исполнения произведения.

     

       

Задачи урока:

          Обучающие:

  • познакомиться с понятием «артикуляция»;
  • научиться разогревать речевой аппарат;
  • обучить правильному произношению скороговорок;
  • научить правильному пропеванию дикционных упражнений и использование приемов в музыкальном произведении.

          Развивающие:

  • развить певческий и артикуляционный аппарат;
  • формировать навык фразировки вокального произведения с опорой на дикционные упражнения;
  • развивать музыкальный слух и память;
  • способствовать формированию интереса к музыке.

 

          Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • способствовать вовлечению учащихся в активную практическую деятельность.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой метод, метод активизации зрительного и слухового восприятия.

Оборудование урока: музыкальный инструмент, рабочий стол, CD-проигрыватель, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.

Этапы урока:

I. Организация начала урока.

II. Объяснение темы.

III. Практическая часть.

IV. Работа над произведением.

V. Подведение итогов. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Приветствие. Психологический настрой учащихся, создающий комфортную обстановку в классе.

II. Объяснение темы.

Артикуляция зависит от степени натренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В него входят: губы, зубы, язык, щеки и голос. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким и свободным, а мягкое нёбо и гортань опущены.

III. Практическая часть.

Артикуляционные упражнения.

Цель: активизировать (разогреть) артикуляционный аппарат.

  • Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. (Далее — каждое задание исполняется 4 раза).
  • Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, от кончика до корня языка.
  • Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
  • Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
  •  Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Попытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
  • Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
  •  Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
  • Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
  • Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Работа над согласными П-Б:

1. ПИ-пэ-па-по-пу-пы, би-бэ-ба-бо-бу-бы.

2. ПиП-пэп-пап-поп-пуп-пып, ПиБ-пэб-паб-поб-пуб-пыб, БиП-бэп-бап-боп-буп-бып, БиБ-бэб-баб-боб-буб-быб.

3. ПБИ -Пбэ-Пба-Пбо-Пбу-Пбы, БПи-Бпэ-Бпа-Бпо-Бпу-Бпы.

4. ПРИ-прэ-пра-про-пру-пры, БРИ-брэ-бра-бро-бру-бры.

5. РПИ-рпэ-рпа-рпо-рпу-рпы, РБИ-рбэ-рба-рбо-рбу-рбы.

Скороговорки.

Проговариваем скороговорки громко, чётко с хорошим дыханием и крепкой опорой.

  1. Из-под топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит из-под топота копыт.

     2.  Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  1. Расскажите про покупки, про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.



Вокальные упражнения. 

Цель: достичь правильного соединение согласных и гласных букв, отдавая приоритет слову.

Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

  1. Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд: «Андрей-воробей»

  1. Пение на сочетание букв "тр" вверх и вниз. Лёгкий, подвижный звук, без напряжения. Развитие диапазона.

IV. Работа над произведением.

Работа над артикуляцией в песне «Как я маму люблю».

Цель: отработать правильное произношение текста.

а) беседа о структуре песни;

б) прочитать текст, выделяя опорные слова, сначала в строчках, затем в куплетах и в песне. Это позволяет почувствовать смысл фразы куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию;

в) прочитать все куплеты «нараспев», протягивая гласные и коротко произносить согласные.

V. Подведение итогов. Задание на дом.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведения. Познакомились с новыми понятиями.