Музыкально-творческий проект "Рахманинов и его музыка"

Данилова Юлия Анатольевна

Проект объединил два отделения ДШИ - теоретическое и художественное. Посвящен 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова и стал частью подготовки к выполнению конкурсных работ юных художников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov_i_ego_muzyka.docx22.25 КБ
Файл rahmaninov_i_ego_muzyka.pptx1.72 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сергей Рахманинов

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными.

Биографию Рахманинова я вам рассказывать не буду, вы и без меня, наверняка, ее изучили.

А я хочу поговорить с вами о Сергее Рахманинове, уехавшем из России, но не предавшем ее.

Получивший признание уже в дореволюционной России, Рахманинов и на Западе после эмиграции быстро стал популярным и востребованным: турне, большие гонорары, внимание публики и прессы. Но если познакомиться с его судьбой ближе, станет ясно: за этой внешней историей успеха скрывается совсем иная история, полная боли расставания с родной землей, одиночества среди чужих людей и одновременно — неиссякающей веры. В Бога и Россию.

Расставание с Россией стало для Сергея Рахманинова кровоточащей раной, оправиться от которой он не мог до последних дней.

По природе замкнутый, чувствительный, склонный к депрессиям, он первое время за границей вообще не общался с иностранцами, окружил себя исключительно русскими людьми и на контакт с «внешним миром» практически не выходил. Ему было больно и тяжело.

Отъезд разделил его жизнь на две половины не только географически, но и творчески: за 25 лет в России композитор создал 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», «Литургию св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. А уехав, на много лет замолчал. Всего в эмиграции он написал 6 произведений, причем 4 были начаты еще в России.

«Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия… воспоминаний», — писал он.

Чем же была для него Россия? О чем болело его сердце? Конечно, о местах, где он рос, где в детстве и юности получил самые яркие и глубокие впечатления. О близких людях. О языке и культуре... Но не только. Россия для Рахманинова была неразрывно связана с православной верой. Не случайно самыми лучшими своими творениями он считал «Литургию св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

 «За сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку», — вспоминал Сергей Васильевич. В девять лет Сережа Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской консерватории. В столице он жил в чужой семье, но на каникулы бабушка-крестная Софья Александровна Бутакова забирала его к себе в Великий Новгород.

Женщина она была глубоко религиозная, водила внука в церковь, причащала, возила в монастырь, где был хороший хор. Там мальчик, скорее всего, впервые услышал о канонах осмогласия — «ангельского пения», как называли его на Руси.

В доме бабушки он часто слышал старинные песни и канты, которые та знала на память. Познакомился Сережа и с собирателем русских былин, гусляром Трофимом Рябининым. А по утрам мимо бабушкиного дома пастух гнал стадо, играя на берестяной жалейке.

И, конечно, колокольные звоны. Недалеко от бабушкиного дома был храм Феодора Стратилата, и знакомый пономарь разрешал Сереже подниматься на колокольню. Будущий композитор скоро стал разбираться в звонах, названиях колоколов, отличал их по голосам.

Особенно запомнился ему перезвон новгородского Софийского собора. «Звонари были артистами,— вспоминал он, — четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано... — мне вновь запел колокол Софийского собора».

Видео Сюита №1 3 часть Слезы (с 14:40 до 20:30)

На всю жизнь композитор сохранил в памяти и древний новгородский знаменный распев. А четыре колокольных тона новгородской Софии — нежные, веселые, жалобные, грозные — зазвучали у него в фортепианной сонате № 2 и симфонии-поэме «Колокола».

Видео 1 часть «Колокола» (6:56)

Друг Рахманинова композитор Александр Гедике писал: «Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и уезжал в Андроников монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные, суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление».

В 1910 году Сергей Рахманинов написал музыку к литургии святого Иоанна Златоуста. А спустя пять лет завершил «Всенощное бдение», свое величайшее творение на темы древних песнопений знаменного распева.

Первое исполнение «Всенощного бдения» Синодальным хором под управлением Николая Данилина состоялось в марте 1915 года в Москве. Успех был ошеломляющий. Известный критик Флорестан (Владимир Держановский) писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта».

А принявший православие японский пианист Садакацу Цучида говорил: «Рахманинов — огромное богатство. В его творчестве есть дух Православия, есть сила Воскресения, Россия, доброта, милостивый взгляд на мир, память о вечности».

Видео Богородице Дево из Всенощного Бдения (3:25)

Отечество Рахманинова — это, прежде всего, Святая Русь, верующая, молитвенная. Но это еще и конкретное место, о котором сам Сергей Васильевич писал в эмиграции: «Живя в России, я постоянно стремился в Ивановку. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».

Речь об имении в Тамбовской губернии, принадлежавшем тетке и теще Рахманинова, Варваре Сатиной. В юности, поссорившись со своим учителем профессором Зверевым, у которого жил на полном пансионе, он нашел пристанище в семье Сатиных, а позже женился на своей кузине Наталье Сатиной и стал фактически владельцем усадьбы.

И вот эту свою Россию Рахманинов изобразил в своем Втором концерте для фортепиано с оркестром.

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить с ударами набатного колокола. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно.

Видео 1 часть Концерта для ф-но с оркестром

Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.

Видео 2 часть Концерта для ф-но с оркестром

Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.

***

«Я русский композитор, — говорил о себе Рахманинов,— моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рахманинов и его музыка Музыкально-творческий проект, посвященный 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова

Слайд 2

16 декабря в школе искусств состоялось открытое мероприятие, объединившее в творческом сотрудничестве два отделения: теоретическое (преподаватель Юлия Анатольевна Данилова) и художественное (преподаватель Ольга Юрьевна Мамаева). Музыкально-творческий проект «Рахманинов и его музыка» стал частью подготовки к выполнению конкурсных работ.

Слайд 3

Кто, как не музыкант, может раскрыть и донести до детей таинственно-завораживающие мелодии гениального композитора, пианиста Сергея Рахманинова! Юлия Анатольевна сумела разбудить в учащихся класса ИЗО, кажется, невозможное. Прослушивание произведений Рахманинова, предложенных ею, вызвали у детей яркие музыкальные впечатления и эмоции.

Слайд 4

Четыре колокольных тона новгородской Софии – нежные, весёлые, жалобные, грозные – зазвучали в фортепианной сонате №2 и симфонии-поэме «Колокола». В воображении художников одна за другой выстраивались картинки: зима и летящая тройка лошадей, запряженных в сани; предчувствие наступления всеми любимого праздника Нового года; бесконечные поля и просторы земли Русской.

Слайд 5

Звучит Концерт для фортепиано с оркестром №2. Музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию Именно здесь впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень лёгкой, трепетной. И снова ассоциации и выстраиваемые картинки в голове, а затем на бумаге у юных художников. Грустные сюжеты передают боль композитора от расставания с Родиной.

Слайд 6

Учащиеся старших классов отделения изобразительного искусства под руководством О.Ю. Мамаевой прониклись ещё большим интересом к выполнению своих творческих работ, размышляя над своими эскизами и внося в них часть рахманиновского духа.