«Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары»

Прудникова Елена Николаевна

Общеизвестно, что гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение ее захватывает энергией движения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары» Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств имени Г. Струве” Прудникова Елена Николаевна Преподаватель ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве» г. Железногорск, Курская область.

Слайд 2

Тема урока: «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары» Цель урока: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения

Слайд 3

Правая рука Левая рук Посадка гитариста и постановка рук.

Слайд 4

Приемы игры

Слайд 5

Гамма ДО МАЖОР

Слайд 6

Игра «Замок » (игра на сжатие, расслабления, растяжения пальцев): руки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы) - Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их) - Потянули (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью) - И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Слайд 7

А.Виницкий « Дождик» Песня-прибаутка «Я гуляю»

Слайд 8

1. 2. 3. 4.

Слайд 9

РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГАММЫ 1. 2. 3. 4. И Т.Д. И Т. Д. И Т.Д. И Т.Д.

Слайд 10

Игра «Распускается цветок» (игра на сжатие, расслабления, растяжения пальцев) - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. Игра «Пальчики здороваются» (игра на сжатие, расслабления, растяжения пальцев) : -На счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д. -Ладони прижимаем друг к другу, затем «обнимаются» пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Затем «обнимаются» одновременно указательные и средние пальцы, средние и безымянные пальцы и.д.

Слайд 11

Н. Паганини «Испанский вальс»

Слайд 12

Ритмический комплекс на одном звуке

Слайд 13

Ритмический комплекс в последовательности

Слайд 14

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРОССВОРД

Слайд 15

Звенит струна, поет она И песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым Тот инструмент зовем… г и т а р а

Слайд 16

Вот возник он на пороге- Самый главный на уроке! Утешитель, укротитель- Это школьный наш… г и т а р а у ч и т е л ь

Слайд 17

Эти черные значки Не случайные крючки На линеечках стоят И мелодию хранят Музыкальный алфавит Непривычен нам на вид г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы

Слайд 18

Последовательность музыкальных звуков, Выстроенных в восходящем или нисходящем направлении. г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы г а м а м

Слайд 19

Веселятся музыканты Улыбнулся дирижер Лад, в который мы играем Называется…… г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы г а м а м м а ж о р

Слайд 20

Если в нашей пьесе тучи, Дождик льет во весь опор Это лад ужасно грустный Называется…… г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы г а м а м м а ж о р м и н о р

Слайд 21

Коллектив музыкантов, что вместе играют И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы г а м а м м а ж о р м и н о р о р к е с т р

Слайд 22

г а м а м г и т а р а у ч и т е л ь н о т ы м а ж о р м и н о р о р к е с т р м у з ы к а н т Струны гитары, терпенье, талант Плюс вдохновенье равно…

Слайд 23

МОЛОДЦЫ!

Слайд 24

1. 2. 3.

Слайд 25

Ф. Карулли «Рондо» Русская народная песня Обр. А. Иванова–Крамского « Во саду ли, в огороде»

Слайд 26

Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего запомнили? Что было трудно? С каким настроением вы заканчиваете урок? Оцените свою работу Рефлексия Мне хорошо Мне тревожно Мне безразлично Что было легко?

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская школа искусств имени Г. Струве”

План - конспект открытого урока на тему:

«Особенности изучения и работы над гаммами

в классе гитары»

Выполнила: 

преподаватель по классу гитары

ОБОУ ДО “ДШИ им. Г. Струве”

Прудникова Е.Н.

г. Железногорск

                          Пояснительная записка

Тема урока: «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары».

Тип урока: комбинированный урок (получение новых знаний, применение имеющихся знаний и умений, закрепление полученных навыков).

Вид урока: лекция-практикум.

Форма урока: индивидуальная.

Цель урока: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения.

Задачи урока:

Образовательные: 

- Закрепление теоретических знаний;

- Выработка умения применять полученные навыки на практике;

- Формирование навыков игры в позиции;

- Выработка технических навыков в исполнении гамм.

Воспитательные:

- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;

- Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).

Развивающие: 

- Формирование у учащихся интереса к изучению гамм;

- Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память,     творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);

- Развитие трудолюбия, уверенности в себе;

- Формирование навыков коллективной работы при изучении гамм.

Методические приемы: 

- словесные (вопросы, беседа)

- наглядные (показ преподавателя)

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения)

- практические (метод упражнения, рефлексии)

- игровые (физкультминутка)

Оборудование: гитара, подставка для ног, подставка для нот, ноутбук, манитор.

Репертуарный план урока: «Я гуляю»; А.Виницкий «Дождик»; Н.Паганини «Испанский вальс»; Ф.Карулли «Рондо»; Русская народная песня, обработка А.Иванова-Крамского «Во саду ли, в огороде».

I. Вступительная часть.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

II Основная часть урока

1.Работа над постановкой рук на начальном этапе освоения.

2.Работа над аппликатурой гаммы C-dur на различных этапах освоения.

3.Работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов.

4.Закрепление выработанных навыков.

5.Физминутка (пальчиковые игры).

6.Творческое применение знаний и умений (музыкальный интерактивный кроссворд).

III Заключительный этап

1.Рефлексия

2.Домашнее задание.

3.Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы

Ход урока

Вступительное слово. (Слайд№1)

Добрый день, уважаемые коллеги и ученики. Тема сегодняшнего урока «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары». Сегодня у нас необычная форма работы для детей - это мелкогрупповая работа. Мне будут помогать сегодня: Скрипка Александр 1-ый год обучения, Азаров Алексей 2-ой год обучения и Дудыкин  Матвей 5-ой год обучения. Общеизвестно, что гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение ее захватывает энергией движения. Вспомним, что катание на санках или на лыжах с горы, езда на велосипеде – занятия рутинные, но увлекательные, а ведь игра гамм – это еще одновременно и решение шахматной задачи, головоломки.

Давайте разберемся, что может дать работа над гаммами и как именно нужно над ними работать. Дело в том, что гаммы – это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, но своей простотой и универсальностью. Выучить гамму, состоящую всего из нескольких нот, просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому. Таким образом, можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого – создание музыкального образа.

Тема урока: «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары» (Слайд№2)

Цель урока: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения. 

Итак, на нашем уроке мы посмотрим, какие задачи при изучении гамм на разных этапах обучения ставятся перед учащимися, разберем – какие при этом возникают проблемы и постараемся найти способы решения этих проблем. Так же в ходе урока учащиеся младших классов смогут посмотреть и услышать, каких результатов можно достичь при регулярной работе над гаммами.

Вопрос: Что такое гамма?

Ответ: Последовательность музыкальных звуков, выстроенных в восходящем или нисходящем направлении.

Материалом для сегодняшнего урока послужит гамма C-dur, которую можно изучать уже в первый год обучения. Формировать начальные навыки изучения гамм мы уже начали с учеником 1 класса. Александр занимается первый год на гитаре, уже освоил все ноты I позиции и сейчас он нам покажет, чему научился. Перед тем как начать играть педагог следит за правильной посадкой и за постановкой рук. (Слайд№3)

Основные задачи, стоящие перед учеником 1 класса – контроль за посадкой и постановкой рук, закрепление аппликатуры в I позиции.

Вопрос: Что такое «аппликатура»?

Ответ: Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.

Ученик исполняет гамму C-dur в первой позиции, с применением открытых струн, приемом tirando (без опоры), пальцем i. Гамма исполняется в медленном темпе четвертями (нота на два удара метронома). Перед учеником ставится задача ритмически (и по возможности динамически) ровно исполнить гамму. Педагог постоянно следит за посадкой за инструментом и постановкой рук.

Вопрос: Какие приемы игры ты знаешь? (Слайд№4)

Ответ: ТИРАНДО - без опоры. Щипок струны пальцем правой руки без опоры на соседнюю струну. АПОЯНДО – с опорой. Щипок струны пальцем правой руки с последующей опорой пальца на следующей струне. (Слайд№5)

Вопрос: Какие навыки игры формируются при исполнении гаммы следующими вариантами?

Ответ: Формируются устойчивые  навыки чередования указательного и среднего пальцев правой руки.

При исполнении гаммы возникла проблема удержания правой руки в правильной (округлой) постановке – ученице предложено установить палец р неподвижно на шестой струне.

Чтобы придать исполнению гамм законченный вид, используем небольшую каденцию:

Вопрос: Что такое «каденция»?

Ответ: Каденция – гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть.

Ученик играет весь комплекс гамм различными вариантами.

Пальчиковые игры (Слайд№6)

Перед началом игры нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Игра «Замок» (игры на сжатие, расслабления, растяжения пальцев): руки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

- Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

- Потянули (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы,  не отпуская замок полностью)

- И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ученика успевали совпадать с ритмом. Особенно выделяйте финальное движение «открыли» – итоговое движение – широко открытый замочек.

Закрепление выработанных навыков на примере песенки-прибаутки «Я гуляю», А.Виницкий «Дождик» (Слайд№7)

Учитывая возможности Азарова Алексей, 2-ой год обучения мы начали переход к освоению двухоктавных гамм, постепенно усложняя аппликатуру и каденции. Освоение аппликатуры двухоктавной гаммы C-dur мы изучим постепенно. Исполним гамму отдельно в разных октавах (окончание 1 октавы - это звук до - выполним 4 пальцем, начало 2 октавы - тот же звук до - выполним 1 пальцем). (Слайд№8)

C:\Users\Лена\Desktop\презентация к открытому уроку\20150212_145910 - копия.jpg

C:\Users\Лена\Desktop\презентация к открытому уроку\20150212_145910.jpg

Основная задача для ученика – правильное положение и постановка рук.

Затем соединяем октавы в единую гамму. (Педагог демонстрирует на гитаре). Нужно сделать переход из 2 позиции в 5 позицию пальцами 3-1

Вопрос: Что такое «позиция»?

Ответ: Позиция-это расположение пальцев левой руки на грифе гитары,  Позиция определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Например, если указательный палец находится на втором ладу, то это вторая позиция, а если указательный палец переместить на пятый лад, то рука будет находиться в пятой позиции.

Вопрос: Какую мы поставим задачу при исполнении двухоктавной гаммы?

Ответ: Нужно отработать незаметный переход из 2 позиции в 5 позицию.

Данный переход (смену позиции) отрабатываем в виде упражнения, при этом важно сохранить позиционную «хватку» в руке (не вытягивать палец), работать предплечьем, а сам переход охватить слухом.

 После отработки смены позиций переходим к соединению гаммы в медленном темпе с добавлением новых ритмических вариантов, и с добавлением в конце исполнения каденции. (Слайд№9)

       

Вопрос: С какими трудностями ты столкнулся, и какие видишь пути решения?

Ответ: Трудно было сыграть незаметно переход из 2 в 5 позицию. Чтобы получился этот переход нужно отдельно  отработать смену позиции в виде упражнения, которое мы играли.

Пальчиковые игры (игры на сжатие, расслабления, растяжения пальцев): (Слайд№10)

Игра «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

Игра «Пальчики здороваются»:

-На счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.

-Ладони прижимаем друг к другу, затем «обнимаются» пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Затем «обнимаются» одновременно указательные и средние пальцы, средние и безымянные пальцы и.д. 

     Закрепление выработанных навыков (смена позиции) на примере «Испанского вальса» Н. Паганини. (Слайд№11)

По мере усложнения репертуара больше требований предъявляется и к технической подготовке учащегося. Основная техническая сложность на данном этапе - стабильность исполнения и выносливость. Преподаватель начинает работать Дудыкиноым Матвеем, 5-ый год обучения.

Поставленная задача на данном этапе – ровное, стабильное (непрерывное) исполнение гаммы в едином темпе, с большим ритмическим комплексом, различными вариантами аппликатуры в правой руке; соединение различных штрихов, освоение гамм октавами.

Для выработки ритмической ровности и отработки приемов игры, весь ритмический комплекс исполняется на одном звуке в едином темпе (четверть на один удар метронома): четверти, восьмые, триоли, шестнадцатые, четверть + две восьмых, четверть + триоль, четверть + 4 шестнадцатые пальцами i-m, m-i, i-m-a, a-i-m

Весь комплекс заканчивается немного усложненной  каденцией: (Слайд№12)

Вопрос: Для чего ты играла этот комплекс гамм?

Ответ: Для выработки ритмической ровности и отработки приемов игры, а также для выработки выносливости пальцев правой руки.

Далее начинается работа по выработке выносливости пальцев левой руки: исполнение того же ритмического комплекса, но в последовательности. При этом темп исполнения остается прежним. (Слайд№13)

Освоение гамм октавами необходимо для выработки растяжки пальцев левой руки и, одновременно, для отработки координации движения пальцев. Для достижения этой цели наиболее подходит парная смена пальцев (1-3, 2-4), смена струн по тетрахордам. Работу начинаем в медленном темпе – одна четверть на два удара метронома.

Музыкальный кроссворд: (Слайд№14-23)

Вопрос: Звенит струна, поет она                                      Ответ: Гитара.

               И песня всем ее слышна.

               Шесть струн играют что угодно,

               А инструмент тот вечно модный.

               Он никогда не станет старым

               Тот инструмент зовем…

Вопрос: Вот возник он на пороге-                                    Ответ: Учитель.

               Самый главный на уроке!

               Утешитель, укротитель-

               Это школьный наш…

Вопрос: Эти черные значки                                               Ответ: Ноты.

               Не случайные крючки

               На линеечках стоят

               И мелодию хранят

 Музыкальный алфавит

               Непривычен нам на вид

Вопрос: Последовательность музыкальных звуков,       Ответ: Гамма.

               Выстроенных в восходящем или нисходящем направлении.

Вопрос: Веселятся музыканты                                           Ответ: Мажор.

              Улыбнулся дирижер

              Лад, в который мы играем

              Называется……

Вопрос: Если в нашей пьесе тучи,                                    Ответ: Минор.

              Дождик льет во весь опор

              Это лад ужасно грустный

              Называется……

Вопрос: Коллектив музыкантов, что вместе играют      Ответ: Оркестр.

              И музыку вместе они исполняют.

              Бывает он струнный и духовой,

              Эстрадный, народный и всякий другой.

Вопрос: Струны гитары, терпенье, талант                      Ответ: Музыкант.

               Плюс вдохновенье равно…

Молодцы! С заданием справились.

В программе Дудыкина Матвея все больше встречается сочетание различных приемов. Поэтому отрабатывать данные приемы лучше на гаммах, то есть, не «привязываясь» к конкретному тексту. Поэтому в представленный технический комплекс работы над гаммами входит сочетание приемов tirando и apoyando, отработка приема тремоло с применением этих приемов.

Работа над этим разделом начинается с гаммы C-dur в одну октаву с открытыми струнами (аппликатура из комплекса 1 класса). Исполнять гамму следует apoyando, различными аппликатурными вариантами в правой руке. (Слайд№24)

Вопрос: Какую мы поставим задачу при исполнении этой гаммы?

Ответ: Правильное выполнение приема апояндо.

Далее, на основе этой гаммы дается упражнение на отработку приёма тремоло, так же различными аппликатурными вариантами в правой руке. При этом нижняя (басовая) нота исполняется приемом apoyando, верхние ноты – приемом tirando.

Вопрос: Что такое тремоло?

Ответ: Быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда называется тремоло. Этот приём исполнения на гитаре создает эффект непрерывно-слитного звучания мелодии и напоминает игру на мандолине, домре или балалайке.

Данный вариант гаммы отрабатывается различными ритмическими вариантами.

 

Вопрос: Какая основная задача на данном этапе?

Ответ: Правильное выполнение приемов игры, ровность в исполнении тремоло.

Приобретенные навыки, ученик демонстрирует в исполнении двух пьес: Ф.Карулли «Рондо», Р.н.п. «Во саду ли, в огороде», обр. А. Иванова-Крамского. (Слайд№25)

III Заключительный этап

В конце занятия учащиеся оценили свои достижения, наметили пути работы над недостатками и возможности применения полученных навыков в работе над произведениями.

Итак, из проведенного занятия становится ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм и применить приобретенные навыки в работе над произведениями.

Цели и задачи: закрепить пройденный материал, настроить ученика на полноценную домашнюю работу.

Рефлексия: (Слайд26)

Вопрос: Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего запомнили? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцените свою работу? С каким настроением вы заканчиваете урок?

(Соотношу цель урока с полученным результатом. Определяю цель следующего урока  и задаю домашнее задание).

(Слайд№27)

Список использованных источников:

  1. Добров М. Формирование и развитие навыков исполнения гамм в классе гитары детской музыкальной школы. –  http://mdobrov.ru/
  2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  3. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006. – 200 с.
  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  5. Классическая гитара. Вып. 1./ Сост. К. Миронов. – Красноярск: 2001. – 74 с.
  6. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1983. – 189 с.
  7. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007. –  165 с.
  8. Теслов Д. Гаммы для гитары в 24-х тональностях с различными интервальными и ритмическими вариантами исполнения./ Д. Теслов. – М.: Golden guitar studio, 2009. – 344 с.
  9. Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала./ Д. Теслов. – М.: Golden guitar studio, 2008. – 224 с.
  10. Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала. Продолжение./ Д. Теслов. – М.: Golden guitar studio, 2012. – 306 с.

                            Самоанализ урока

Ученики  гимназии: Андросов Вова-1-ый год обучения, Силаков Филипп-3-ий год обучения, Леонтьева Алина-6-ой год обучения имеют хорошие музыкальные способности, хороший слух, музыкальную память, чувство ритма, чистую интонацию. Занимаются добросовестно и регулярно, а также относятся к занятиям ответственно. Я считаю, что результат урока показал  - цели и задачи достигнуты, т.к. содержание урока было направленно на освоение темы урока.

Задачи урока:

Образовательные: 

- Закрепление теоретических знаний;

- Выработка умения применять полученные навыки на практике;

- Формирование навыков игры в позиции;

- Выработка технических навыков в исполнении гамм.

Воспитательные:

- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;

- Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).

Развивающие:

 - Формирование у учащихся интереса к изучению гамм;

- Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);

- Развитие трудолюбия, уверенности в себе;

- Формирование навыков коллективной работы при изучении гамм.

Для решения этих задач использовались следующие приемы и методы:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- четкость и ясность поставленной задачи перед учащейся;

- активизация слухового контроля;

- развитие мышления

- практический (работа на инструменте, упражнения);

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация домровых приемов);

 - грамотное использование учителем музыкальной терминологии, в  доступной для учащейся    форме;

  - доброжелательная атмосфера урока.

 Результат урока: 

-учащиеся освоили различные  навыки и приемы игры;

- показали умение сочетать различные приемы игры;

- владение музыкальным языком, соответствующее разному  этапу    обучения.

-владение применять навыки на практике.

В ходе урока была использована мультимедийная презентация.

На уроке проигрывались разнохарактерные произведения, гамма С-dur (однооктавная и двухоктавная) различными ритмическими вариантами, а также различными вариантами аппликатуры в правой и левой руках. Использовался показ на инструменте учителем.

Следует отметить хороший психологический контакт и живой отклик.

На уроке был использован валеологический приём и момент рефлексии.

Я считаю, что тема урока: «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары (8-13 лет)» раскрыта.

                                                                                                                         Учитель: Прудникова Е.Н.