"Воспитание аппликатурного мышления в процессе совершенствовании исполнительской техники домриста".

Прудникова Елена Николаевна

Одним из успешных факторов для достижения результата в исполнительской деятельности является полное владение всеми техническими возможностями инструмента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание аппликатурного мышления в совершенствовании исполнительской техники домриста.

Введение

Одним из успешных факторов для достижения результата в исполнительской деятельности является полное владение всеми техническими возможностями инструмента. Для успешной исполнительской деятельности я изучила много накопленного материала и попыталась определить наиболее актуальные, приемлемые и эффективные педагогические принципы, направленные на решение задач формирование технического мастерства домриста.

При выполнении данной работы я использовала следующие методы: изучение и анализ специальной литературы, анализ личного опыта, метод наблюдения.

Совершенствование исполнительского мастерства – важная проблема, стоящая перед школой игры на домре. Техническая сторона исполнителя на домре зависит во многом от физиологии человека. А также от возможностей наилучшего приспособления игрового аппарата к конструктивным особенностям инструмента и способам игры на нем. Я считаю, что работа над овладением и совершенствованием исполнительской техники всегда должна строиться на решении музыкальных задач – достижения выразительного и разнообразного звука, нужной динамики, штрихов, быстроты и четкости в выполнении пассажа и др.

Домристу, как и каждому музыканту, поставившему перед собой цель научиться хорошо играть, необходимо совершенствовать технику исполнения. При этом нельзя ограничиваться игрой художественных произведений. Нужно каждый день играть гаммы, арпеджио, а также специальные упражнения и этюды, которые по своему строению являются хорошим материалом для укрепления пальцев, выработке беглости, привития правильных аппликатурных навыков, а также для развития техники правой руки и координации движений обеих рук.

В работе над гаммами и арпеджио необходимо отрабатывать четкие и быстрые переходы при смене позиций. Большинство музыкальных построений выходит за пределы диапазона одной позиции. Поэтому необходимо уметь незаметно делать переходы из одной позицию в другую. А чтобы научится этому, нужно приучить левую руку к определенным движения.

Вот почему профессионалы-исполнители, педагоги отводят большое значение аппликатуре, как средству, обеспечивающему решению технических задач и направленное на создание художественного образа.

Воспитание аппликатурного мышления.

Решение самых разнообразных художественных задач, преодоление многих трудностей при игре на домре, так же и на любом другом инструменте, во многом зависит от целесообразного выбора аппликатуры.

Аппликатура, как средство, обеспечивающее решение технических задач и направленное на создание художественного образа, не является самостоятельным элементом и всегда связана с другими выразительными средствами.

Ее выбор в изложении текста определяется темпом, штрихами, ритмической группировкой, продолжительностью пассажа и его расположением на грифе и многими другими условиями, вытекающими из стиля произведения, индивидуальности авторского изложения, общими художественными задачами. Аппликатурная проблема, обусловлена стремлением поднять уровень технического качества, надежности исполнения. Путь к достижению этих целей лежит через применение глубоко продуманных, целесообразных аппликатурных приемов.

Долгое время незыблемой основой техники левой руки считалась четко выраженная позиционность. Чтобы соединение звуков было плавным, необходимо стремиться исполнить то или иное музыкальное построение в одной позиции.

Полезно для этой цели шире располагать пальцы в позиции, что увеличит ее диапазон. Расширение диапазона позиции применяется еще и для того, чтобы избежать частой смены позиций, что, кстати сказать, иногда бывает сделать труднее, нежели применить расширенную аппликатуру расширенной позиции.

Определенную трудность представляют пассажи, которые заканчиваются аккордом.

Развитие этих пассажей завершается аккордом, следовательно, аккорд является опорной точкой, кульминацией и должен быть исполнен громче и выразительнее предшествующих ему звуков. Поэтому, подбирая аппликатуру, следует думать о том, чтобы лучше подготовить позицию для заключительной части пассажей, для выполнения аккорда.

Чем шире диапазон пассажа, требующий применения разных позиций, тем труднее найти аппликатуру завершающих аккордов и исполнить их. Наиболее трудным моментом в этих случаях является выполнение больших скачков, встречающихся иногда в технических пассажах или в мелодических построениях. Скачки требуют особой тренировки в быстром переносе кисти левой руки на большое расстояние. Домристу следует учесть, что перенос кисти на большое расстояние вызывает еще и другие недостатки, например, уменьшение длительности ноты, предшествующей скачку, отчего появляется не ритмичность в игре. Может возникнуть и напряженность руки, что тоже вредно отразится на характере исполнения. Поэтому, аппликатура, по возможности, должна быть легкой и удобной для исполнения.

Характер исполнения является главным в окончательном определении правильности подобранной аппликатуры, приемов игры и штрихов. Недостаточно подготовленные музыканты зачастую не придают большого значения аппликатуре, и это отрицательно сказывается на их игре. Разнообразные, умело подобранные приемы игры и интересные штрихи способствуют художественной выразительности, делают исполнение красочным и самобытным.

Подмена пальцев – повторные звуки можно использовать разными пальцами (прием для незаметного перехода из позиции в позицию). С другой стороны, подмена пальцев в произведении на сильном времени подчеркивает ритмический рисунок и устраняет ложные акценты. Расширенное или суженное расположение пальцев можно рассматривать как временное отклонение от нормального расположения, после которого пальцы чувствуют необходимость прийти в нормальное соотношение.

Наряду с выполнением аппликатурной технической функцией она решает вопросы художественного плана, занимаясь динамической и тембровой функциями.

        1.Среди художественных функций важнейшая – тембровая.

Аппликатура должна учитывать следующие составляющие домрового тембра: различную тембровую окраску каждой струны, необходимая для исполнения той или иной фразы, имея в виду, что первая струна «Ре» на трехструнной домре звучит более ярко, открыто, нежели вторая струна – «Ля», еще более мягко, сочно звучит – «Ми», неоднородность звучания разных регистров одной струны; особенности звучания открытых струн, натуральных и искусственных флажолетов.

Иногда при повторении одной и той же фразы вносится элемент тембрового контраста.

Можно к тому же сделать subito piano (внезапно тихо), что внесет большее разнообразие в данное музыкальное построение.

Большое значение может иметь место указания композитора в отношении тембра или устойчивые традиции исполнения. Авторы большинства произведений препоручили расстановку аппликатуру редактору – домристу или же издавали произведения, не обозначив ее.

Поскольку определить подлинные авторские намерения касательно тембровых красок зачастую невозможно, следует говорить, как правило, о традициях исполнения. Пересмотру они поддаются весьма нелегко, а между тем, нередко вызывают возражения художественно - технического порядка.

Основной закон тембровой логики гласит: единую музыкальную мысль предпочтительнее окрасить единым тембром. В определении тембрового решения играет роль и ритмический рисунок. Совпадение смены струны с сильной метрической долей, как правило, способствует подчеркиванию последней.

Особенно жестокие требования к аппликатуре предъявляет пунктирный ритм. Ритмическая формула пунктира подразумевает одно из двух толкований. Чаще всего по смыслу объединяются короткий звук с последующим коротким.

В первом случае желательно, чтобы сочетание короткой и протяжной ноты отвечало всем видам аппликатурной связи: располагалось на одной струне (что особенно актуально) и охватывалось одной позицией (чем подвижнее темп, тем это важней).

Все тонкости тембровой проблемы имеют отношение почти исключительно к области медленных и лишь умеренно подвижных эпизодов.  Что касается виртуозно-моторных разделов, то здесь основное требование к тембру - общая яркость звучания.

Она возрастает при использовании более открыто звучащих струн. Открытие струны придают звонкость и остроту. Если в медленных эпизодах открытую струну привлекают по преимуществу на метрически слабых звуках, то в быстрых, особенно в восходящем движении, напротив, стремятся приурочить к сильной или относительно сильной доле. Однако тембр открытой струня столь важен для пассажа, что сплошь и рядом ее используют и на слабых долях, смягчая в этот момент звучание с помощью правой руки.

2. Динамическая функция.

Наибольшую силу звучания дают открытые струны. Динамические возможности средней струны уменьшается по мере продвижения в высокой позиции. Динамические возможности струны не должны учитываться изолированно от ее тембровых характеристик. В зависимости от художественных задач одной и той же нюансировки можно добиться, используя различные сочетания тембров.

В вопросах динамики различие темповых сфер так же дает о себе знать.

Динамическая функция аппликатуры связана с неодинаковыми громкостными возможностями струн и различных их регистров. Динамическая функция тесно слито с тембровой, поскольку обе они опираются на специфику звучания каждой струны и ее регистров.

Когда все детали игры, в том числе и трудные пассажи, будут отработаны, произведение выучивают наизусть.

На завершающем этапе работы над произведением, исполнитель должен стремиться слить в одно художественное целое все частности, все детали, подчинив их единой цели – созданию яркого художественного образа, творческому воплощению музыкального содержания исполняемого произведения.

Заключение.

Мной было изучено и проанализировано много литературы. В результате этого и на основе личного опыта, наблюдения за работой других специальностей приходим к выводам. Оптимальными педагогическими принципами формирования технического мастерства домриста являются:

- необходимость добиваться от игровых движений таких качеств, как экономичность, активность и максимальная чувствительность;

- навык самоконтроля, который избавит обучающегося от неконтролируемого напряжения мышц;

- развития творческого начала, что придаст ученику уверенность, которая в свою очередь является психологической и физической, способствующей более активному продвижению в освоении технического мастерства.

Следование этим принципам позволит музыкантам исполнителям решать технические проблемы и добиваться высоких профессиональных результатов.

Список используемой литературы.

  1. «Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства на русских народных инструментах» Учебное пособие Тамбов, 1991г.
  2. «Вопросы методики и теории исполнительства на русских народных инструментах» Сборник статей, вып. 2. Собрание, общая и научная редакция Л.Т. Бендерского. Свердловск, 1990г.
  3. Пересада А.И. «Справочник домриста» Краснодар, 1993г.
  4. Климов Е.Т. «Совершенствование игры на 3-х струнной домре» Музыка, М., 1972г.
  5. Чунин В. «Школа игры на 3-х струнной домре М., 1988г.
  6. Гуревич Л. «Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации» Музыка, Л., 1988г.
  7. Тихонов Б.Д. «Организация учебно-воспитательного процесса в самодеятельном оркестре русских народных инструментов» Учебное пособие, М., 1988г.
  8. Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника» Музыка, М., 1966г.
  9. Авратинер В. «Обучение и воспитание музыканта-педагога» М., 1974г.
  10. Теплом Б.М. «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.
  11. «Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инстркментах» Сборник трудов, вып. 74, М., 1984г.
  12. Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача» Музыка, М., 1985г.
  13. «Методика обучения игре на народных инструментах» Составитель П. Говорошко, Музыка, Л., 1975г.
  14. Разумный В.А. «Художественная педагогика» М., 1999г.
  15. «Педагогика школы» Под ред. Щукиной Г.И. Просвещение М., 1977г.
  16. Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре» Музыка Л., 1984г.
  17. Титкасистый Н.К. «Педагогика» М., 1995г.
  18. Бардас В. «Психология техники игры на фортепиано» Гл.1 М., 1928г.
  19. Берштейн Н.А. «Очерки по физиологии движения, активности» М., 1966г.
  20. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования» М., 1969г.
  21. Запарожец А.В. «Работа по психологии движения».
  22. Степанов Н.И. «Учить быстро, играть выразительно» Народник, Ж., 1999г.
  23. Шультяпов О.Ф. « Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии» Музыка, Л., 1973г.
  24. Цыпин Г. «Музыкант и его работа» М., 1988г.