Главные вкладки
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ И.НЕЙМАРКА «ВЕСЕЛЫЙ ПОЧТАЛЬОН»
Очень яркая, образная пьеса в классической трехчастной форме с точной репризой и контрастной серединой. Обычно ее включают в репертуар во втором или третьем классе. Это прекрасный номер для концертов, для конкурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_razbor.docx | 330.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Полетаева Елена Вячеславовна
ТЕМА: МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ И.НЕЙМАРКА
«ВЕСЕЛЫЙ ПОЧТАЛЬОН»
Образовательное учреждение: Санкт-Петербургское Государственное
бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская Школа Искусств №37
СОДЕРЖАНИЕ :
1.Введение
2. Краткая характеристика пьесы
3. Работа над произведением
4. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
По традиции, большую часть музыкального материала, изучаемого учащимися младших классов ДМШ, составляет программная музыка.
Название пьесы дает юным исполнителям большой простор для творчества, будит фантазию.
Ребенок не просто выучивает пьесу, преодолевая технические трудности, но «рисует» образ, предложенный композитором. Тогда техника становиться не самоцелью, а средством воплощения образа. Музыкальный язык уже более близкий и понятный.
Сегодня хочу предложить к разбору пьесу советского композитора Иосифа Неймарка(1) «Веселый почтальон» из цикла «Семь детских пьес для фортепиано».
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЬЕСЫ.
Очень яркая, образная пьеса в классической трехчастной форме с точной репризой и контрастной серединой. Обычно ее включают в репертуар во втором или третьем классе. Это прекрасный номер для концертов, для конкурсов (у малышей).
Пьеса дает детям большой простор для фантазии, поэтому дети с большим энтузиазмом берутся за работу над этим произведением и работают с желанием. Это помогает, как правило, решению технических задач: координационных - точное попадание левой руки в правую в 1й части (с 4го такта), игра в унисон в средней части; ритмических - переход от шестнадцатых к восьмым в четвертом такте, ровное(равномерное) движение в аккомпанементе первой и третьей части. В этом случае ученику предлагается поиграть левую руку под метроном, а это представляет определенную трудность. но ребенок знакомится с метрономом.
В крайних частях есть и полифоническая составляющая - с четвертого такта в левой руке необходимо послушать линию баса и вместе с мелодией в правой руке объединить все в одну музыкальную ткань
Еще одна немаловажная задача - педализация. Хорошая возможность продолжить работу с педалью.
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
Работа над пьесой начинается с проигрывания ее педагогом и обсуждения с учеником его впечатления. Далее идет «составление сценария», такого творческого плана - о чем ребенок будет играть, что он услышал в каждой из частей. но это, как правило, не окончательный «сценарий». В процессе работы он, бывает, меняется.
Необходимо обратить внимание ученика на форму произведения, тональность (количество знаков при ключе, мажор или минор), размер и какими длительностями идет движение.
Далее можно предложить ученику прочесть пьесу с листа, но обязательно - до конца. Первое проигрывание дает представление ребенку, с какими трудностями он может столкнуться в работе над пьесой. Обычно, сразу появляется ряд вопросов и это дает толчок дальнейшей работе.
Форма произведения - простая трехчастная. Это обозначено не только сменой музыкального материала в средней части, но и сменой тональности - крайние части в си миноре, а середина в Ре мажоре. Здесь следует обсудить смену характера, настроения в музыке. Следует обратить внимание и на размер-две четверти.
Начало крайних частей - трехтактовое вступление. Движение шестнадцатыми напоминает трели, чередующиеся в первой и второй октавах, левая рука передает мелодию правой. Здесь надо обратить внимание на необычную «форму» вступления - всего ТРИ, а не два или четыре такта. Отсутствие «квадрата» необычно для ребенка и считать необходимо.
Далее следует восьмитактовый период, где ясно прослушивается фразировка, но и меняются длительности (шестнадцатые - восьмые). Это немаловажно, так-как будет очень непросто услышать и ровно сыграть этот переход. Стоит предложить ребенку упражнение, где правая рука отстукивает шестнадцатые, а левая - восьмые. Этот прием, как правило, очень помогает ученику в работе над правой рукой. Я, обычно, вместе с учеником сочиняю слова на мелодию правой руки: «Едет, едет, едет почтальон…». Это помогает решить ритмические сложности, и мелодия исполняется более выразительно.
В левой руке стоит обратить внимание на линию баса - с четвертого по седьмой такт он выделен ритмически (штили вниз - четверти, хотя движение идет восьмыми) и образует мелодическую линию, которую необходимо послушать. Левую руку следует поучить отдельно: опирая пятый палец в бас, задерживая его на четверть, легко сыграть слабую долю. Линию баса нужно послушать, как отдельный голос.
Достаточно непросто сыграть левую верным приемом (опорный бас, соотношение баса и слабой доли) и ровно, регулярно. С восьмого по одиннадцатый такт характер текста меняется, приобретает скачкообразный характер. Бас уже не надо задерживать, но отталкиваясь от него легко «зацепить» слабую долю. Сыграть это надо гибкой, подвижной кистью. И обязательно отметить смену гармонии в каждом такте: один такт- одна гармония.
Еще одна сложность - соединить обе руки, добиваясь идеального попадания правой в левую. При этом нужно послушать «дуэт» мелодии и баса. А в этом случае можно предложить ученику поиграть мелодию и только бас. Объединять все в одну музыкальную ткань можно только в медленном темпе, давая ребенку возможность услышать всю фактуру в движении.
На этом-же этапе можно начать работу с педалью. Педаль берется в первую долю и снимается на вторую, как-бы подчеркивая «важность» первой доли. Здесь очень важен слуховой контроль. И возможность все скоординировать.
Средняя часть - достаточно легкая, но здесь необходимо добиваться полного унисона правой и левой руки. И если в восходящем движении шестнадцатых это не так трудно, то стаккатные «прыжки» восьмых получаться при наличии точно выверенной аппликатуры и верной позиции руки с гибкой, подвижной кистью. Следует обратить внимание ученика и на смену гармонии, послушать ее. В каждом такте меняется гармония - меняется и позиция руки. Это как закономерность. И еще: средняя часть - отличное упражнение на игру двумя руками в басовом ключе. Для малышей, которые еще не совсем уверенно ориентируются в большой октаве это очень хорошая практика и возможность «подружиться» с басовым ключом.
В пьесе очень выразительная и яркая динамика. Это помогает создать интересный и живой образ. Дети воспринимают динамические оттенки в этой пьесе как краски, помогающие «нарисовать» свою картинку, свою историю. Чтобы ребенку было интересно, весь процесс работы над текстом тесно связан с работай над образом. Каждый этап обсуждается, составляется «сценарий»: три такта вступления - издалека едет на велосипеде молодой почтальон, далее - напевает свою песенку и бросает письма в почтовые ящики. Последние четыре такта первой части - кто-то получил долгожданное письмо, и все пустились в пляс. В средней части - даже медведь вышел из леса поплясать. И так вся пьеса …
Говоря на уроках о средствах музыкальной выразительности в этой пьесе, я обращаю внимание детей на смену тональности в средней части, и на смену лада в последнем такте. Таким образом ребенок учиться осознанно использовать «музыкальные краски» в своем исполнении.
И самый последний этап - донести все до зрителя.
На последнем этапе работы я прошу детей «пропевать» пьесу с нотами в руках, без инструмента. Потом - без нот. Это хорошая практика, которая помогает сосредоточиться, «собрать голову». И на сцене дети держаться уверенней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Работа над этой пьесой интересная, очень насыщенная и плодотворная. В техническом плане: становятся более активными пальцы, хорошо «продвигается» координация, прибавляется умения владения педалью. И самое главное - ученик понимает, почему и для чего он должен делать именно так, а не иначе. Технические «умения» помогают осознанно создавать образ, «оживлять» ноты. Дети с удовольствием играют пьесу и далеко не сразу с ней расстаются. Эта музыка помогает ребенку раскрыться эмоционально, проявить себя.
1 Неймарк Иосиф Густавович (1903-1975) - советский композитор. Закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано (у Ф.М. Блуменфельда) в 1927 году; по классу композиции - в 1930 году. Преподавал в Московской, Ленинградской консерватории. В 1950-1957 годах - редактор Муз. фонда СССР.
Список использованной литературы:
- Музыкальная энциклопедия, том 3
«Советская энциклопедия» 1976 год
2. Т.Б. Юдовина - Гальперина За роялем без слез, или я - детский педагог.
3. Юному музыканту - пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс. Ростов на Дону «Феникс» 2017
4. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. М., «Советский композитор», 1986.