Методическая разработка урока . Изучение переложения пьесы вокального жанра в классе домры

Штерцер Ольга Вадимовна

Тема урока: Изучение в классе домры переложений произведений вокального жанра.
Задачи урока: Расширение кругозора учащегося посредством изучения пьес-переложений для домры. Научить ученика делать агогические изменения в пьесах.
Цели урока:
Обучающие:
1. Развить образное мышление для создания художественного образа.
2. Выявить средства выразительности для раскрытия содержания произведения.
Воспитательные:
1. Научить чувствовать ансамбль с концертмейстером, добиваться
целостного единения с ним.
2. Слышать и анализировать своё выступление.
Развивающие:
1. Развитие творческих способностей: выразительности исполнения, музыкальной памяти.
2. Развитие ритмического чувства правильного выбора темпа (агогические отклонения).
Используемая образовательная система: образовательная, развивающая, обучающая, воспитывающая, здоровьесберегающая.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка  урока  в классе домры с учащимися ДШИ

Тема урока: Изучение переложения вокального жанра на примере романса М.И.Глинки «Жаворонок» в классе домры.

Задачи урока: Расширение кругозора учащегося посредством изучения пьесы- переложения для домры.

Цели урока:

Обучающие:

1.    Развить образное мышление для создания художественного образа.

2. Выявить средства выразительности для раскрытия содержания произведения.

Воспитательные:

1.Научить чувствовать ансамбль, добиваться

целостного единения с ним.

2. Слышать и анализировать своё выступление.

Развивающие:

1. Развитие творческих способностей: выразительности исполнения, музыкальной памяти.

2.   Развитие ритмического чувства правильного выбора темпа

3.  Определять средства художественной выразительности.

Используемая образовательная система:

 образовательная, развивающая,

обучающая, воспитывающая,

 здоровье сберегающая.

Методические материалы:

Оборудование урока:

1. Домра.

2. Фортепиано.

3. Ноты.

4. Подставка под ногу.

5. Удобный стул.

6. Медиаторы, коврики против скольжения.

Ход урока.

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Практическая часть.
  4.  Анализ результатов урока.
  5. Домашнее задание

 

Вступительная часть.

 Музыка  Романса «Жаворонок» – напоминает народную песню с задушевной, простой, но красивой и проникновенной мелодией. Учитывая диапазон, тональность, регистры музыки,  которые, как нельзя лучше подходят для ее  исполнения на русском народном инструменте ДОМРЕ,  было сделано переложение для ансамбля домр  для учащихся ДШИ.

Основная часть

 «Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей,

Где поет так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому – не знает...

Та, кому она, поймет,

От кого – узнает!

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой:

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой»

 Это стихотворение принадлежит  Нестору Васильевичу Кукольнику (1809–1868) — русскому прозаику, поэту, переводчику и драматургу первой половины XIX века, автор текстов популярных романсов.

На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. И. Глинка который дружил с поэтом. В один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом». Так романс «Жаворонок» становится частью этого вокального цикла.

Практическая часть

(Средства художественной выразительности)

Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключённая в куплетную форму, открывается небольшим  вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Музыка окрашена светлой лирикой,  в которой композитор живописно образ русской природы, а также выразил нежные чувства человека: его надежду на обретение истинной любви. Автор миниатюры, наполнил вступление    мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Работа над мелодией является главным и основным  этапом в работе над пьесой. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Основной приём, используемый в исполнении  на домре,  является тремоло-легато. Этот  приём требует от учащихся качественного звукоизвлечения и его проработки. Следует обратить на звуковедение, определить кульминационные точки, как динамические, так и интонационные. Определить моменты дыхания помогают слова.

Романс заканчивается прозвучавшей уже во вступлении темой жаворонка. Она напоминает, что главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чье пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице. 

Анализ  результатов урока.

Вопросы:  Какие эмоции и чувства вызвало произведение?  Что  учащиеся узнали  нового о композиторе? Какие средства применили для раскрытия образа? Какой приём игры является основным в лирических пьесах вокального жанра?

Ответы: Романс очаровывает, завораживает, ее называют песнью надежды.  Музыкальные средства  художественной выразительности помогли раскрыть  художественный образ.

Домашнее задание:

Играя пьесу « Жаворонок» очень внимательно слушать мелодическую линию, делать динамические оттенки. Обратить внимание на смену струн и тембры. Исполнять эмоционально, с чувством.