Главные вкладки
План-конспект урока "Фортепианная техника, как средство раскрытия музыкально-художественного образа"
ПЛАН УРОКА
Тема: «Фортепианная техника, как средство раскрытия музыкально-художественного образа»
Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся;
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано;
- Научить грамотно читать нотный текст;
Развивающие:
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
- Развитие двигательно-игровых навыков;
- Развитие навыка игры по нотам;
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
- Развитие чувства ритма;
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
- Воспитание навыков самоконтроля;
- Воспитание культуры поведения за инструментом;
Тип урока: комбинированный.
Форма: индивидуальная.
Образовательные технологии:
- Технология личностно-ориентированная – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости – результат: понимание и сотрудничество ученика и педагога.
- Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.) – выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности – результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.
- Технология проблемного обучения - создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующий открытия учащихся – результат: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, и творческих способностей личности, воспитание активной личности
- Компетентностно - ориентированный подход – метод проектов- создание условий для самостоятельного сбора и систематизация информации – результат: развитие научной пытливости.
- Технология ИКТ – использование компьютерных средств делают процесс обучение наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению материала, повышают интерес ученика.
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядные
- Практические
Оборудование: рояль, стулья, ноты, дневник, ручка, ноутбук.
Предполагаемый результат:
- совершенствование техники игры, раскрытие музыкально-образного содержания произведения;
- удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки;
- расширение кругозора учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fortepiannaya_tehnika_kak_sredstvo_raskrytiya_muzykalno-hudozhestvennogo_obraza.docx | 33.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
- «Юртинская детская музыкальная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
к учебному предмету «Специальность и чтение нот с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
«Фортепианная техника, как средство раскрытия музыкально-художественного образа»
Преподаватель специальности
Глазкова Мария Алексеевна
р.п. Юрты
2024 год
ПЛАН УРОКА
Тема: «Фортепианная техника, как средство раскрытия музыкально-художественного образа»
Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся;
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано;
- Научить грамотно читать нотный текст;
Развивающие:
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
- Развитие двигательно-игровых навыков;
- Развитие навыка игры по нотам;
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
- Развитие чувства ритма;
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
- Воспитание навыков самоконтроля;
- Воспитание культуры поведения за инструментом;
Тип урока: комбинированный.
Форма: индивидуальная.
Образовательные технологии:
- Технология личностно-ориентированная – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости – результат: понимание и сотрудничество ученика и педагога.
- Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.) – выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности – результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.
- Технология проблемного обучения - создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующий открытия учащихся – результат: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, и творческих способностей личности, воспитание активной личности
- Компетентностно - ориентированный подход – метод проектов- создание условий для самостоятельного сбора и систематизация информации – результат: развитие научной пытливости.
- Технология ИКТ – использование компьютерных средств делают процесс обучение наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению материала, повышают интерес ученика.
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядные
- Практические
Оборудование: рояль, стулья, ноты, дневник, ручка, ноутбук.
Предполагаемый результат:
- совершенствование техники игры, раскрытие музыкально-образного содержания произведения;
- удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки;
- расширение кругозора учащихся.
Ход урока:
#1042;ступительные слова.
Добрый день, уважаемая комиссия и все присутствующие!
Воспитание пианистического мастерства невозможно без органического единства художественно-образного осмысления и технического освоения материала.
Техника – это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, и конечно всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания, другими словами – над «художественным образом».
Тема сегодняшнего открытого урока «Фортепианная техника, как средство раскрытия музыкально-художественного образа». Перед вами ученица 3 класса Дарина М.
Гимнастика – небольшая часть того, что педагог должен использовать для физического воспитания и подготовки рук будущего пианиста. С помощью гимнастики мы заставляем работать крупные мышцы руки (плечо, локоть, кисть), мелкие мышцы (пальцы), координировать движение правой и левой рук. С начинающими нужно регулярно перед занятиями выполнять комплекс упражнений и вращательный массаж кистей из сборника А. Артоболевской. Упражнение 1. «Шалтай-Болтай» С. Маршак. Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь возвращаться к исходному положению.
Начнём работать! Помним о посадке.
2. Гамма и работа над Этюдом.
Начнём с гаммы, для настройки пианистического аппарата и для настройки на тональность Этюда.
На гаммах и других компонентах комплекса воспитывается беглость, ровность и чёткость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания. Всегда помним о качестве звука. Стараемся не играть механически, а слушать, что у тебя получается. Чтобы избежать небрежной игры, всегда стараюсь давать задания, которые бы направляли внимания ученика на звуковую сторону. Это рекомендации русских педагогов Теодора Лешетицкого, Сафронова играть с разной нюансеровкой. Вариантов много: Даю варианты на выбор ученицы. Деятельностный и проблемно поисковый подход. 1)Можно сыграть медленно и громко. 2)Сыграть певучим, полновесным форте в умеренном темпе. 3) Легко, подвижно, не очень связно, на пиано, с постепенным затуханием к концу. 4) С волнообразной динамикой, легатиссимо, как скрипка или виолончель.
Дарина выбрала 4 вариант. Следим за динамической ровностью звуков, представим, что они построены по росту, с тем чтобы избежать резких различий, неровностей между соседями. Показываю Проигрывание гаммы Ля мажор. На 4 октавы. (Образная подсказка пальцев «Зеркало»). Показываю наглядность овальное зеркало в стиле барокко, наглядный метод, левый край до 3 пальца «Завитушки с левой стороны зеркала», 1,2 палец в правой руке, 2,1 в левой руке наше «Зеркало», с 3 пальца правый край руки «Завитушки с правой стороны зеркала».
Таким образом, залог успеха учащегося в изучении гамм и всего гаммового комплекса, является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев, свободе всего аппарата.
Гаммы и упражнения важное и эффективное средство для технического развития ученика. Иосиф Гофман пианист-виртуоз называл гаммы «музыкальной таблицей умножения». Мы начали работать над гаммами с первых уроков, как только освоили приём легато и продолжаем работать над ними т.к. по выражению К. Черни «Это основа фортепианного обучения».
К. Черни Этюд №11 ор.718 (Произведение находится в черновом варианте).
Метод собственного показа, наглядный метод исполняю Этюд №11 ор.718 К.Черни.
Как и при изучении любого художественного произведения, работая над этюдами, нельзя обойтись без умения представить себе внутренним слухом нужное звучание и потом добиться его на инструменте. Метод беседы.
Какой характер и звуковой образ у нашего этюда? Что такое этюд? Каким звуком нужно играть этюды? В каком темпе? С какими нюансами? Какими приёмами надо исполнять данное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, согласно содержанию произведения. (Ответ ученицы).
Конечно, словесные определения лишь обозначают некие «точки» музыкальной линии. Мы постарались выразить музыку словами используя метафоры, сравнения, образные ассоциации, а рождаются они во время соприкосновения с музыкой.
Известно, что вся фортепианная техника делится на «мелкую», это поступенное движение в пределах 5 пальцев и «крупную» октавы, аккорды. В нашем этюде встречается и та и другая.
На что похожа партия левой руки? (Ответ ученицы).
Сыграем арпеджио на две октавы, только левой рукой. Следим за пальцами (образная подсказка верных пальцев «зайчик и козочка», первое звено 3,2 палец похоже на ушки зайки, второе звено арпеджио 4,2 похоже на рожки козочки, и снова ушки зайки 3 звено). Сыграем партию левой руки до репризы.
Как не парадоксально, но для тренировки ровности в исполнении хорошую службу служит уход от этой ровности на этапе выучивания, мы заменяем ровный ритм на пунктирный. Показываю два такта в пунктирном ритме. Метод показа. Попробуем сыграть в таком ритме.
Играем партию левой руки пунктиром и чувствуем, что это не так-то просто сделать: ритмический стереотип сбит, пальцы начинают путаться, текст забывается и вам приходится напрягать своё сознание для того, чтобы сыграть верно. Именно это дополнительное напряжение активного внимания и позволит крепче запомнить нужные ноты, чтобы в обычном ровном движении ощутить лёгкость и точность исполнения.
Важным в исполнении является слуховой контроль, тренировка внимания, сосредоточенность. Ощущай кончиками пальцев их устойчивость, силу. Звук с опорой.
Этюд должен звучать очень жизнерадостно и ритмически упруго, ясно осмысленно и выразительно. Показываю с начала, 1 предложение, метод показа.
Проигрывание этюда до первой репризы.
После репризы на что похожа партия левой руки? Два такта после репризы. (Ответ ученицы). Метод беседы.
Метод сравнения. При смене тональности призываем к «смене декораций», или, поясняя характер контрастности звучания, говорим о чередовании крупного и дальнего планов на экране кино «отойди от картины» добейся охвата целого. Используем ассоциации с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, театром и кино.
Часто прибегаю к определениям связанным со зрительными восприятиями «играй светло», «звучи ярко» и т.п. Большинство этих самых ходовых выражений помогают углубить понимания учащимися звуковой выразительности.
После репризы мы идём по звукам нашей гаммы, иногда Дарина проглатывает звуки, поэтому мы используем приём двойного проигрывания, играем дважды каждую ноту, это придаёт пальцам дополнительную отчётливость. Игра с удвоением не позволит проскочить мимо какой-либо из нот, каждая окажется под двойным прицелом. Крепче запомним последовательность нот и усовершенствуем нашу беглость. Работая над произведением по тактам, стремлюсь к образности: «ноту играй острее» «подчеркни аккорд», «играй текуче в этом месте»- сравниваю с конкретным образом со стоячем прудом с речкой показываю на ноутбуке соответствующую наглядность, «об эту ноту ты должна словно запнуться», «это трезвучие сыграть с восклицательным знаком». Тесна связь искусства с образами природы (сравниваем заход солнца – «горы, чистый воздух, снежные вершины» всё искрится, сверкает, блестит. Аккорды в левой руке сравниваем с техникой, серийным производством, штамповкой или озвучиваю ассоциации, связанные с архитектурой «представь себе колонны». Работаем дальше.
3. Работа над произведением «Трещотка» К.Прейер (Исполняем целиком)
Одним из заданий на дом было найти, что такое трещотка? (Рассказ ученицы)
Касаемся области вокального искусства, она многогранна в развитии образного мышления. «Вокальность», «пение», на нашем инструменте особенно типичны для русской пианистической культуры. Компетентностно-ориентированный подход.
Верно трещотка это русский народный, ударный музыкальный инструмент, Использовался в свадебных обрядах при исполнении величальных песен с приплясыванием. Можно предположить, что именно поэтому это произведение имеет такой задорный, весёлый, лихой характер. Говорим, постоянно находим тембры различных инструментов, тем самым развиваем слух, мышление
Просмотр иллюстрации и просмотр видео файла. На ноутбуке фрагмент видео игры на трещотки, показываю, как выглядит музыкальный инструмент.
Дарина придумала свой образ этого произведения. (Рассказ об образе ученицы, обсуждение его с преподавателем).
Личностно-ориентированная технология.
Оно почти готово, наизусть, так что уже сложились представления о художественном образе произведения. Но не совсем получаются «быстрые» места, что-то вяло звучит, что-то резко, каких-то голосов не слышно, где-то плохая педализация. Обычно наша техническая работа идёт по схеме: услышать ошибку-осознать её – исправить. Первое в технической работе это сознательная постановка звуковых задач (определились, где какая динамика, штрихи и т.д., всё проговорили), то второе тщательный звуковой контроль. Не случайно Константин Игумнов (советский пианист и педагог) говорил, что работа пианиста, это процесс бесконечного вслушивания.
Какой штрих в этом произведении? (Ответ ученицы) метод беседы
Приём выполнения стаккато - пальцы не ленятся, активные. Заставь свои пальцы активно подниматься и энергично опускаться на клавиши, извлекая короткий, отчётливый звук. Кисть не помогает пальцам, а сохраняет спокойное положение, не подпрыгивает. Нотки должны засверкать как брилиантики.
Работа над мелодией в левой руке, она должна быть ярче, чем партия правой руки, выполняем острое стаккато, акценты, разный штрих в конце лиги (острое снятие мягкое снятие), педаль.
Сыграем в умеренном темпе от начала до конца, с педалью и всей нюансировкой. Преступаем к завершающей работе.
4. Работа над произведением Ю.Весняк «Актриса» (Исполняем первые четыре предложения).
Какую актрису рисует нам музыка? (Ответ ученицы).
Разные эмоции, разные чувства предают интонации мелодии этого произведения. Сложность составляет арпеджированный аккомпанемент. Который изложен широко. Для настройки играем ми минор арпеджио левой рукой на одну октаву, настроимся на звуки (образные подсказки «Зайчик и козочка»).
В процессе разучивания длинных пассажей сбивались посредине. Здесь использовали приём задом наперёд. Мы поделили предложения, которые не получались на несколько коротких фрагментов и проучили задом наперёд (пунктиром и на стаккато с удвоением) соединяя фрагменты между собой, а потом и целиком предложения. Вся работа займёт несколько минут, а по эффективности превысит многочасовые попытки осилить неподатливый пассаж целиком. Это произведение тоже практически готово, т.к. нравится нам чуточку больше чем остальные. Постараемся продемонстрировать готовый вариант исполнения проученной мелодии.
Представляем внутренним слухом в каком темпе, с какими нюансами звучим, осмысленно и выразительно. Помним о фразировке. Проигрывание левой рукой четыре первых предложения.
А каким звуком? (Ответ ученицы).
Уделяем внимание движениям пальцев и кисти (кисть реагирует на все повороты мелодического рисунка) не забываем об участии предплечья, плеча и спины). И конечно, о чистой педали, ведь как говорил (А. Рубинштейн) «Педаль – душа фортепиано. Хорошая педализация – три четверти хорошей игры на фортепиано». Помня все задачи, играем двумя, со всеми нюансами.
Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.)
До второй части проигрывание произведения двумя руками.
5. Домашнее задание: Трещотка, играем отдельно левую руку, штрихи, пальцы. Двумя с педалью.
Актриса, вторая часть отдельно л.р. с педалью, отдельно мелодия, штрих, пальцы, звуковедение, верные ноты.
Этюд, отдельно каждой рукой играем свободным аппаратом и без лишних движений с опорой в концах пальцах. Во второй части, обратить внимание на пальцы в правой руке более внимательно, до конца.
Вероника получает положительную оценку.
6. Подвести итог.
Работы у нас ещё много. Мы должны помнить, техника это не цель, а это лишь средство для выразительного, красивого исполнения.
Ты должна понимать свои исполнительские задачи, вслушиваться в игру, уметь видеть трудности и работать над ними. Желаем тебе дальнейших успехов в постижении прекрасного мира фортепианной музыки. На этом урок завершен. Всем спасибо за внимание.
7. Литература.
- А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка». 1971
- А .Бирмак. О художественной технике пианиста. «Музыка». 1973
- И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. «Классика-XXI», 2002
- Г. Коган. Работа пианиста. «Классика-XXI», 2004
- Н. Корыхалова. Играем гаммы. «Музыка», 1995
- Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой. «Музыка», 1995
- Н. Любомудрова. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка», 1982
- Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1961
- С. Савшинский. Пианист и его работа. «Классика-XXI», 2002
- С. Савшинский. Работа пианиста над техникой. «Музыка», 1967
- Н.Терентьева. Карл Черни и его этюды. «Музыка», 1978
- Е.Тимакин. Воспитание. Пианиста. «Советский композитор», 1989
- С. Фейнберг. Пианизм как искусство. «Музыка», 1969