Лекция – концерт класса ФОРТЕПИАНО «Художественные образы в произведениях «Детского альбома» П.И.Чайковского

Карапетян Каролина Михайловна
  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  • Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
  • Способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  • Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях П.И.Чайковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_-_kontsert.docx32.08 КБ
Office presentation icon lektsiya_kontsert.ppt2.91 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» пгт. Благоево

Лекция – концерт класса ФОРТЕПИАНО

для родителей и учащихся

В рамках интерактивного проекта учеников класса фортепиано

Карапетян К.М.с использованием мультимедийного оборудования

Дата 15.04.2023, 18-00

Место проведения: актовый зал ДМШ

Составитель: преподаватель по классу фортепиано Карапетян Каролина Михайловна.

Тема: «Художественные образы в произведениях «Детского альбома» П.И.Чайковского

Продолжительность концерта: 60 мин.

Тип концерта: Лекция-беседа, прослушивание музыкального материала, демонстрация мультимедийного материала.

Цели лекции - концерта:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  • Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
  • Способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  • Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях П.И.Чайковского

Задачи лекции - концерта:

Образовательная:

  • Выработать потребность в постоянном общении с музыкой.
  • Формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре.
  • Научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства.

Развивающая:

  • При помощи образного восприятия детьми музыки  П.И.Чайковксого, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.
  • Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата.

Оборудование и материалы:

  • Концертный зал
  • Мультимедийное сопровождение урока: компьютер, экран, презентация.

Участники  урока-концерта

  1. Соколова Евгения
  2. Година Мария
  3. Мамонтова Марианна
  4. Свистова Мария
  5. Лысенко Ярослав
  6. Кырнышева Елизавета
  7. Костюкова Дарья
  8. Бушмакина Карина
  9. Фролова Кира

Ход лекции – концерта.

Ведущая : Добрый вечер уважаемые гости, ребята, коллеги. Сегодня в нашем зале мы собрались прикоснуться к удивительному творчеству В. Гиллока– одного из самых любимых композиторов во всем мире. Сегодняшний концерт мы посвящаем его творению  - «Детскому альбому».  Сегодня учащиеся нашей школы, ваши одноклассники, исполнят произведения П.И. Чайковского.

Слайд 1

Чайковский…

Трудно представить себе столь огромную и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

Слайд 2

К 80-м годам XIX века

– он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.

Слайд 3

А после его отъезда из Америки

одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».  

Слайд 4

Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.

Слайд 5

     Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано.

     Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.

Слайд 6

     О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года.

     Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора).О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.

Слайд 7

     Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову.

     Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке.

Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

Слайд 8

     "Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".

     Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой.

Слайд 9

Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва».

Следующая пьеса «Зимнее утро».

«Утренняя молитва» – исполняет Година Мария

Слайд 10

     Здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление.

 Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.

И кружит его ветер по небу,
И несет его в чисто полюшко,

С косогора, в сумрак бора...
Горюшко горькое,
Бедная пташечка!

Вьюга стонет, тучи гонит -
Спрятала все пути,
Чтоб не пройти.

Все кругом бело - снегом замело,
Снегом замело все кругом... (В.Лунин)

Композитор отображает музыкальными приемами картину зимнего утра, а поэт, прослушав музыку, пишет картину зимнего утра стихами.

«Зимнее утро»- исполняет Свистова Мария

Слайд 11

«Я так я люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной …» (В.Лунин)

Далее пьеса с ласковым названием «Мама». 

Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно. (запись)

Слайд 12

Следующий цикл отображает детские игры.

Игры мальчиков «Марш деревянных солдатиков»

- красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

«Марш деревянных солдатиков» - исполняет Мамонтова Марианна

Слайд 13

«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!

     В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Слайд 14

Игры девочек

 Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия:

«Новая кукла» - девочке дарят новую куклу

Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.

«Новая кукла»- исполняет Соколова Евгения

Слайд 15

«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы!

«Болезнь куклы»- исполняет Лысенко Ярослав

«Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки!

Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.  

«Похороны куклы»- исполняет Кырнышева Елизавета

В этих зарисовках затронуты самые трогательные чувства маленькой девочки. Показана любовь к своей игрушке и трагедия в сердце ребёнка.

Слайд 16

Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России.

Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!  

Слайд 17

     Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка».

     «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский.

«Песня жаворонка»- исполняет Седельникова Софья

Слайд 18

     Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.  

До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Камаринская» - Исполняет Остапова Полина

«Русская песня» - исполняет Кырнышева Елизавета

«Мужик на гармошке» - исполняет Бушмакина Карина

Слайд 19

 Теперь детям предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл)

     Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.

Слайд 20

     Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».  

     «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».

«Итальянская песенка»- исполняет Фролова Кира

«Старинная французская песенка»- исполняет Година Мария

Слайд 21

   

 День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер.

     Следующие пьесы напоминают детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.

Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу».

«Нянина сказка»- исполняет Мамонтова Марианна

«… Кто
Там?
Кто там летит над землей?
Чей
Там слышится хохот и вой?
Это Баба-Яга, костяная нога
Над землею кружит
Темный лес сторожит …»

«Баба Яга» исполняет Костюкова Дарья

Слайд 22

     Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза». Это вечерний цикл «Детского альбома».

 

«Сладкая грёза»- исполняет Карапетян Каролина Михайловна

Слайд 23

     Заключительный цикл составляют две пьесы

«В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.  

Музыка вызывает в памяти строки А.С. Пушкина:

«Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход…»

В этой пьесе нет борьбы, тревог, отчаянья, как в пьесе «Зимнее утро». Здесь Чайковский обращается к канону вечернего Богослужения.

«В церкви»- исполняет Остапова Вероника

Слайд 24

     Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив.

 В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.

«Шарманщик поёт» исполняет Свистова Мария

Слайд 25

     Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними.

«Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.  

Слайд 26

     Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.  

     Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всём мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его человечнейшей культуры», - писал Б. Асафьев.  

Слайд 27

  Теперь попробуйте ответить на вопросы. (Диалог с детьми)

  1. Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?
  2. Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?
  3. Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.

   

Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома», жаль расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И мы гордимся теми ребятами, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной.

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Чайковский П.И. – «Детский альбом».- Москва: фортепианный цикл из 24 пьес. Изд. «Скорпион». Г.Ф. Полиграфресурс. 1994 г.
  2. Малинина И.В. – «П.И. Чайковский «Детский Альбом» соч. 39. Методическая разработка и рекомендации к исполнению в помощь преподавателям ДМШ. Москва – 1993 г.
  3. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г.
  4. Стихи Виктора Лунина к «Детскому альбому»
  5. http://fb.ru/article/180132/detskiy-albom-chaykovskogo-soderjanie-istoriya-sozdaniya 
  6. http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post189552484/ 
  7. http://www.tchaikov.ru/detsky.html
  8.  http://273music.ru/index.php/velikie-proizvedeniya/42-chajkovskij-detskij-albom 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр ИльичЧайковский… Трудно представить себе столь огромную и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

Слайд 2

К 80-м годам XIX века – он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.

Слайд 3

А после его отъезда из Америки одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

Слайд 4

Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.

Слайд 5

Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.

Слайд 6

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора). О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.

Слайд 7

Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову . Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке. Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

Слайд 8

"Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой. Иллюстрации художницы Веры Павловой

Слайд 9

Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва». Исполняет Година Мария

Слайд 10

«Зимнее утро» -здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление. Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив . Исполняет Свистова Мария

Слайд 11

Далее пьеса с ласковым названием «Мама». Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.

Слайд 12

Следующий цикл отображает детские игры. Игры мальчиков – «Марш деревянных солдатиков» - красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними! Исполняет Мамонтова Марианна

Слайд 13

«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!

Слайд 14

Игры девочек Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия: Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе. Исполняет Соколова Евгения «Новая кукла» - девочке дарят новую куклу.

Слайд 15

«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы! Исполняет Лысенко Ярослав «Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами. Исполняет Кырнышева Елизавета

Слайд 16

Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России. Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!

Слайд 17

Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка». «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский. Исполняет Седельникова Софья

Слайд 18

Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.

Слайд 19

Теперь нам предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл) Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.

Слайд 20

Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».

Слайд 21

День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу». Исполняет Костюкова Дарья

Слайд 22

Заключительный цикл составляют две пьесы «В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода. Исполняет Остапова Вероника

Слайд 23

Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.

Слайд 24

Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними. «Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.

Слайд 25

Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.

Слайд 26

Спасибо за внимание