Главные вкладки
Лекция – концерт класса ФОРТЕПИАНО «Художественные образы в произведениях «Детского альбома» П.И.Чайковского
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
- Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
- Способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях П.И.Чайковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_-_kontsert.docx | 32.08 КБ |
lektsiya_kontsert.ppt | 2.91 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» пгт. Благоево
Лекция – концерт класса ФОРТЕПИАНО
для родителей и учащихся
В рамках интерактивного проекта учеников класса фортепиано
Карапетян К.М.с использованием мультимедийного оборудования
Дата 15.04.2023, 18-00
Место проведения: актовый зал ДМШ
Составитель: преподаватель по классу фортепиано Карапетян Каролина Михайловна.
Тема: «Художественные образы в произведениях «Детского альбома» П.И.Чайковского
Продолжительность концерта: 60 мин.
Тип концерта: Лекция-беседа, прослушивание музыкального материала, демонстрация мультимедийного материала.
Цели лекции - концерта:
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
- Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
- Способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях П.И.Чайковского
Задачи лекции - концерта:
Образовательная:
- Выработать потребность в постоянном общении с музыкой.
- Формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре.
- Научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства.
Развивающая:
- При помощи образного восприятия детьми музыки П.И.Чайковксого, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.
- Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата.
Оборудование и материалы:
- Концертный зал
- Мультимедийное сопровождение урока: компьютер, экран, презентация.
Участники урока-концерта
- Соколова Евгения
- Година Мария
- Мамонтова Марианна
- Свистова Мария
- Лысенко Ярослав
- Кырнышева Елизавета
- Костюкова Дарья
- Бушмакина Карина
- Фролова Кира
Ход лекции – концерта.
Ведущая : Добрый вечер уважаемые гости, ребята, коллеги. Сегодня в нашем зале мы собрались прикоснуться к удивительному творчеству В. Гиллока– одного из самых любимых композиторов во всем мире. Сегодняшний концерт мы посвящаем его творению - «Детскому альбому». Сегодня учащиеся нашей школы, ваши одноклассники, исполнят произведения П.И. Чайковского.
Слайд 1
Чайковский…
Трудно представить себе столь огромную и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.
Слайд 2
К 80-м годам XIX века
– он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.
Слайд 3
А после его отъезда из Америки
одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Слайд 4
Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.
У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.
Слайд 5
Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано.
Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.
Слайд 6
О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года.
Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора).О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.
Слайд 7
Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову.
Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке.
Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".
Слайд 8
"Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой.
Слайд 9
Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва».
Следующая пьеса «Зимнее утро».
«Утренняя молитва» – исполняет Година Мария
Слайд 10
Здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление.
Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.
А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.
И кружит его ветер по небу,
И несет его в чисто полюшко,
С косогора, в сумрак бора...
Горюшко горькое,
Бедная пташечка!
Вьюга стонет, тучи гонит -
Спрятала все пути,
Чтоб не пройти.
Все кругом бело - снегом замело,
Снегом замело все кругом... (В.Лунин)
Композитор отображает музыкальными приемами картину зимнего утра, а поэт, прослушав музыку, пишет картину зимнего утра стихами.
«Зимнее утро»- исполняет Свистова Мария
Слайд 11
«Я так я люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной …» (В.Лунин)
Далее пьеса с ласковым названием «Мама».
Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно. (запись)
Слайд 12
Следующий цикл отображает детские игры.
Игры мальчиков – «Марш деревянных солдатиков»
- красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!
«Марш деревянных солдатиков» - исполняет Мамонтова Марианна
Слайд 13
«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!
В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.
Слайд 14
Игры девочек
Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия:
«Новая кукла» - девочке дарят новую куклу
Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.
«Новая кукла»- исполняет Соколова Евгения
Слайд 15
«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы!
«Болезнь куклы»- исполняет Лысенко Ярослав
«Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки!
Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.
«Похороны куклы»- исполняет Кырнышева Елизавета
В этих зарисовках затронуты самые трогательные чувства маленькой девочки. Показана любовь к своей игрушке и трагедия в сердце ребёнка.
Слайд 16
Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России.
Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!
Слайд 17
Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка».
«Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский.
«Песня жаворонка»- исполняет Седельникова Софья
Слайд 18
Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед
«Камаринская» - Исполняет Остапова Полина
«Русская песня» - исполняет Кырнышева Елизавета
«Мужик на гармошке» - исполняет Бушмакина Карина
Слайд 19
Теперь детям предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл)
Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.
Слайд 20
Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
«Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».
«Итальянская песенка»- исполняет Фролова Кира
«Старинная французская песенка»- исполняет Година Мария
Слайд 21
День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер.
Следующие пьесы напоминают детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.
Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу».
«Нянина сказка»- исполняет Мамонтова Марианна
«… Кто
Там?
Кто там летит над землей?
Чей
Там слышится хохот и вой?
Это Баба-Яга, костяная нога
Над землею кружит
Темный лес сторожит …»
«Баба Яга» исполняет Костюкова Дарья
Слайд 22
Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза». Это вечерний цикл «Детского альбома».
«Сладкая грёза»- исполняет Карапетян Каролина Михайловна
Слайд 23
Заключительный цикл составляют две пьесы
«В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.
Музыка вызывает в памяти строки А.С. Пушкина:
«Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход…»
В этой пьесе нет борьбы, тревог, отчаянья, как в пьесе «Зимнее утро». Здесь Чайковский обращается к канону вечернего Богослужения.
«В церкви»- исполняет Остапова Вероника
Слайд 24
Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив.
В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.
«Шарманщик поёт» исполняет Свистова Мария
Слайд 25
Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними.
«Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.
Слайд 26
Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.
Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всём мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его человечнейшей культуры», - писал Б. Асафьев.
Слайд 27
Теперь попробуйте ответить на вопросы. (Диалог с детьми)
- Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?
- Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?
- Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.
Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома», жаль расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И мы гордимся теми ребятами, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной.
Спасибо за внимание!
Литература:
- Чайковский П.И. – «Детский альбом».- Москва: фортепианный цикл из 24 пьес. Изд. «Скорпион». Г.Ф. Полиграфресурс. 1994 г.
- Малинина И.В. – «П.И. Чайковский «Детский Альбом» соч. 39. Методическая разработка и рекомендации к исполнению в помощь преподавателям ДМШ. Москва – 1993 г.
- Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г.
- Стихи Виктора Лунина к «Детскому альбому»
- http://fb.ru/article/180132/detskiy-albom-chaykovskogo-soderjanie-istoriya-sozdaniya
- http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post189552484/
- http://www.tchaikov.ru/detsky.html
- http://273music.ru/index.php/velikie-proizvedeniya/42-chajkovskij-detskij-albom
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К 80-м годам XIX века – он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.
А после его отъезда из Америки одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.
О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора). О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.
Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову . Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке. Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".
"Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой. Иллюстрации художницы Веры Павловой
Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва». Исполняет Година Мария
«Зимнее утро» -здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление. Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив . Исполняет Свистова Мария
Далее пьеса с ласковым названием «Мама». Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.
Следующий цикл отображает детские игры. Игры мальчиков – «Марш деревянных солдатиков» - красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними! Исполняет Мамонтова Марианна
«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!
Игры девочек Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия: Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе. Исполняет Соколова Евгения «Новая кукла» - девочке дарят новую куклу.
«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы! Исполняет Лысенко Ярослав «Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами. Исполняет Кырнышева Елизавета
Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России. Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!
Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка». «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский. Исполняет Седельникова Софья
Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.
Теперь нам предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл) Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.
Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».
День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу». Исполняет Костюкова Дарья
Заключительный цикл составляют две пьесы «В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода. Исполняет Остапова Вероника
Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.
Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними. «Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.
Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.
Спасибо за внимание