«Инклюзивное обучение на уроках вокального ансамля c учащихся отделения «Сольное пение»
Содержание проекта
1. Обоснование разработки. …………………………………..3
2. Цели и задачи методической разработки……………… …4
3. Механизм реализации разработки………………………… 5
4. Используемая литература…………………………………..6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное обучение на вокальном ансамбле | 28.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Детская Школа искусств №2 г.Димитровграда
Методическая разработка
«Инклюзивное обучение на уроках вокального ансамля учащихся отделения
«Сольное пение»
Выполнила: И.А. Цыганова
преподаватель МБУ ДО
ДШИ№2 г.Димитровграда
г.Димитровград 2022
Содержание проекта
1. Обоснование разработки. …………………………………..3
2. Цели и задачи методической разработки……………… …4
3. Механизм реализации разработки………………………… 5
4. Используемая литература…………………………………..6
- Обоснование методической разработки
С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет нарушение единства формирования различных компонентов личности.
Следует отметить, что сегодня школа искусств определяет содержание и основные направления эстетического воспитания детей. В настоящее время перед преподавателями школ искусств стоит важнейшая задача – повышение уровня музыкально - художественного образования детей, организация творческой работы, в которой необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Проблема заключается в недостаточной разработки форм и видов деятельности по пропаганде синтеза искусств, как со стороны школы, так и со стороны учреждений культуры и дополнительного образования.
Одно из направлений Детской школы искусств, является организация и проведение концертно-просветительских мероприятий. Преподаватели имеют большой опыт работы сотрудничества с учреждениями культуры и образования. Используются такие формы работы как: лекции-концерты, тематические, творческие вечера, экскурсии для детей «Путешествие в мир музыки», сольные концерты, и пр. Мероприятия подкреплены концертными номерами в исполнении преподавателей и учащихся музыкальной школы. Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности.
В настоящее время, целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества — формирование условий для их независимого проживания в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям. Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность.
Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут проявить свои творческие способности, получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.
- Цели и задачи методической разработки
Цель:
Создание условий для творческой самореализации детей с особенностями развития через развитие вокальных способностей и формирование музыкальной культуры в процессе обучения на вокальном ансамбле в атмосфере доброжелательных отношений учеников друг к другу, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, разрушение барьеров в общении «обычных» детей и детей с особыми потребностями.
Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам:
- творческий характер обучения основам искусств,
- сочетание в учебном процессе индивидуальных, мелкогрупповых, групповых форм обучения и коллективных концертно-творческих мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.
- тесная связь с родителями.
Проект решает следующие проблемы:
— раннее распознавание и развитие одаренности как компенсаторного фактора у детей с ограниченными возможностями
— содействие широкому участию детей-инвалидов в общественной, социальной, культурной жизни школы, района, города.
-- социальная адаптация учащихся школы: формирование терпимых, доброжелательных отношений учеников друг к другу, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, разрушение барьеров в общении «обычных» детей и детей с особыми потребностями.
Синтез вокальной музыки и танца - это совершенно новая форма работы с детьми по музыкально - эстетическому воспитанию. Это системность и комплексность педагогических воздействий, тесная связь вокального искусства с танцевальным искусством, а также с художественным словом.
Проект предполагает ряд внеклассных мероприятий, направленных на формирование личности ребёнка, его эстетического вкуса. Преподаватель отделения сольного пения совместно с педагогом - хореографом будут создавать яркий, красочный процесс для изучения и постановки детской оперы, сделают этот период обучения интересным, ярким, познавательным и увлекательным.
3.Механизм реализации программы
Вокальный ансамбль, как предмет уникален и универсален, так как предполагает бесконечное множество вариантов для реализации творческого процесса: от обычного выступления на сцене до сценических постановок музыкальных сказок. Возьмём за основу вокальный ансамбль, в состав которого включены «обычные» дети и дети с особыми потребностями. Сценарий музыкальной постановки должен быть составлен с учётом психо-физических особенностей абсолютно всех детей. Вокально-ансамблевый материал подбирается с учётом подготовки всех участников процесса. Роли распределяются по степени сложности и обученности детей, при этом необходимо учитывать то, что дети с особыми потребностями не должны чувствовать себя в коллективе «особенными», наша задача – дать возможность творческой реализации всех детей без искулючения на равных позициях! Именно поэтому в процессе подготовки музыкального материала включаются основные методы работы на вокальном ансамбле.
Сама сценическая постановка предполагает работу с детьми педагога – хореографа или педагога по сценическому движению. При этом сцены в музыкальном спектакле и участие в них детей распределяются так, чтобы все учащиеся могли проявить свой талант на сцене.
Процесс творческого взаимодействия и инклюзивного обучения тлолько начинает набирать силу в нашей системе как общеобразовательного так и дополнительного образования. Чтобы дети росли в достойном обществе, социум должен быть открыт абсолютно для всех. Только при инклюзивности и общедоступности всех сфер деятельности человека можно создать и здоровое общество людей, объединённых одним целым: терпимастью и взаимопониманием к друг другу.
4.Список используемой литературы:
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.
- Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
- Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
- Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
- Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
- Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
- Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.