Основы работы над звуком в классе флейты

Красивый звук при игре на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов. В процессе урока формируется представление учащегося о том, какое звучание флейты принято считать красивым, ярким, нежным, резким, какой звук мы называем "белым"," темным", что такое тембр. Основополагающую роль в формировании собственных оценочных критериев звуковых характеристик играет слуховой опыт. Прослушивая и анализируя выступления ведущих исполнителей флейтистов ученик расширяет кругозор и получает необходимые слуховые ориентиры. Приведены примеры эффективных упражнений, в том числе с использованием тренажеров, методических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_raboty_nad_zvukom_v_klasse_fleyty.docx20.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


" Основы работы над звуком в классе флейты"




Цель урока:
- воспитание эстетической культуры учащихся, расширение кругозора

- формирование слуховых, исполнительских навыков, необходимых для развития хорошего качества звука

- формирование теоретической базы знаний

 

- формирование мотивации, желания
играть красивым звуком, развитие слухового контроля





Задачи урока:

-создать у ученика представление о хорошем звуке, основанное на слуховом опыте. Формирование "предслышания" звучания инструмента.

-Работа над постановкой исполнительского дыхания, амбушюра, корпуса, рук.

Особое внимание уделяем гортани,нижней челюсти.

-работа над звуком с помощью упражнений и тренажеров

-развитие мотивации и активной исполнительской позиции учащегося

- работа над гаммами, произведениями


Материалы и оборудование урока:
Флейты, фортепиано, ноты, планшет, стерео колонка, тренажер Pneumo pro, детский тренажер для дыхания с шариком

Форма урока: индивидуальный урок
Виды деятельности:
рассказ учителя
обсуждение
просмотр видеороликов
игра на инструменте
работа с нотами
слушание музыки

Учащиеся:
Мария Иванова 2 кл.
Ярославна Русанова 8 кл.


Ход урока:

Красивый звук при игре на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов.

В процессе урока формируется представление учащегося о том, какое звучание флейты принято считать красивым, ярким, нежным, резким, какой звук мы называем "белым"," темным", что такое тембр.

Основополагающую роль в формировании собственных оценочных критериев звуковых характеристик играет слуховой опыт.

Прослушивая и анализируя выступления ведущих исполнителей флейтистов ученик расширяет кругозор и получает необходимые слуховые ориентиры.

В начале урока целесообразно познакомить ученика с новым, или  входящим в репертуар ученика произведением в исполнении известных флейтистов. Можно также прослушать произведение из репертуара ученика в исполнении его сверстников и обсудить качество исполнения, его плюсы и минусы.

Слушаем "Балладу" Ж. Металлиди в исполнении Е. Исаевой.

Слушаем "Аве-Марию" И. С. Бах - Ш. Гуно в исполнении Лучано Паворотти.

Также полезно послушать упражнения или произведения в исполнении педагога.

(Педагог показывает упражнение на тему "Паваны" Г. Форе из книги Т. Вая "Тон", обсуждаем понятие звуковедения)

Конечная цель создать у ученика ощущение "предслышания" звучания инструмента ещё до возникновения звука.

 

Основная задача педагога в ходе урока создавать, развивать и поддерживать фундаметнальные основы владения инструментом, без которых невозможно формирование качества звука и звукового разнообразия.

Каждый учащийся имеет свои физиологические и психологические особенности, что непосредственно влияет на развивающиеся звуковые характеристики.

Исполнительское дыхание - один из основных аспектов на который мы обращаем внимание в течении урока.

В первой половине урока мы выполняем упражнения без инструмента:

ноги принимают положение, которое будет использоваться при игре на инструменте, руками пытаемся обнять себя, при этом пальцы оказываются на рëбрах и направлены в сторону спины. Делаем медленный, глубокий вдох носом, стараясь почувствовать границы лёгких и расширить рёбра. Задерживаем дыхание и делаем медленный выдох с использованием звука "с". Повторяем несколько раз.

Затем повторяем упражнение выполняя вдох ртом.

Младшая ученица выполняет серию быстрых вдохов - упражнение "вдыхаем аромат цветов"

Старшая ученица ставит ладони на ребра и выполеяет несколько дыхательных циклов :медленный выдох, задержка дыхания, раскрытие горла и снова медленный выдох.

Переходим к тренажерами.

Упражнения с помощью тренажеров помогают ученику научиться контролировать скорость, объём выдыхаемого воздуха. Тренажер Pneumo pro также помогает почувствовать точность и оптимальность направления воздушной струи в инструмент, что влияет на объëм звучания инструмента в целом.

Работаем с Pneumo pro - меняем направление воздушной струи. ( Младшая ученица : по одному пропеллеру тренажера, старшая: все пропеллеры на один выдох - от середины вверх и вниз)

Младшая ученица также тренируется регулировать объем выдаваемого воздуха с тренажером состоящим из трубочки и шарика - "Парящий шарик"

Разнообразные упражнения исполняемые на флейте чередуются, в зависимости от актуальных на данный период обучения потребностей ученика. В процессе создаëтся так называемая «фиксированная позиция языка» в сочетании с необходимым тонусом губ, опорой и дозированием потока воздуха с помощью связок.

Одно из важных упражнений - флажолеты.

Обертоны сопровождают основной звук делая, его богаче, создают более насыщенное, яркое звучание. Таким образом мы создаем тембральную окраску звука.

С помощью данного упражнения мы озвучиваем обертоны содержащиеся в основном звуке, развиваем необходимый тонус и гибкость мышц формирующих амбушюр. Звуки флажолето создают сопротивление, которое нужно преодолеть, чтобы заставить их звучать. Ученик вынужден увеличивать и регулировать скорость воздушного потока.

Таким образом,взяв трудную высокую ноту флажолето, ученик с большей легкостью исполнит эту ноту с её обычной аппликатурой. Основная задача сохранить саободу амбушюра при выполнении данного упражнения.

Младшая ученица исполняет упражнение по одному флажолету на выдох, старшая старается объединить их в одну линию, используя штрих легато.

Затем работаем над раскрытием и расслаблением горла,гортани, используем приём вокализации и упражнения из книги Питера Лукаса Графа. "Пение и игра" ( «Проверка: 20 базовых упражнений для флейты»)

Обсуждаем упражнения, которые будут использоваться в ежедневной домашней работе:  упражнения из книги “De la sonorité” Марселя Моиза, "Tone" Тревора Вайя, "Распевки" Елены Исаевой.

Следующий этап - гаммы.

Младшая ученица исполняет гамму Соль мажор на 2 октавы сфокусированным звуком. Сначала легато, по 4 ноты на один выдох, стараясь почувствовать динамическую цель в звуке,стремиться к следующей ноте, затем , октава на один выдох - штрихом деташе, продолжая следить за звуковедением и играть с ощущением легато.

Старшая ученица играет гамму Ми мажор. Стачала штрихом деташе, на одно дыхание, ровным насыщенным звуком. Затем легато на одно дыхание, сначала в нюансе mf, затем с использованием crescendo и diminuendo.

Переходим к работе над произведениями.

Младшая ученица вспоминает упражнение с трубочкой и шариком и исполняет "Аве-Марию" И. С. Бах - Ш. Гуно. Отдельно работаем над форте в кульминации. Играем высокие ноты с вибрацией как упражнение. Обращаем внимание на требуемые скорость и колличество воздуха в начале произведения и в кульминационных моментах.

Старшая ученица исполняет "Балладу" Ж. Металлиди. Вспоминаем "Балладу" в исполнении Е. Исаевой и говорим о звуковой паллитре красок и разнообразии тембров. Работаем над динамическими оттенками. Обращаем внимание на интонацию и объëм полости рта, положение языка.

 

Обсуждаем с ученицами план домашних занятий и предстоящие концерты.

Формируется мотивация и целеустремленность, необходимые для активных поисков красивого, насыщенного, яркого и разнообразного звучания инструмента.

 

 

 

 

Используемая литература:
П.Л.Граф «Проверка: 20 базовых упражнений для флейты»

Т. Вай "Тон"

Т. Вай "Секреты флейты"

Е. Исаева "Флейтовые распевки"

С. Кларк "Тренажерный зал флейтиста"