Главные вкладки
Основы работы над звуком в классе флейты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_raboty_nad_zvukom_v_klasse_fleyty.docx | 20.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
" Основы работы над звуком в классе флейты"
Цель урока:
- воспитание эстетической культуры учащихся, расширение кругозора
- формирование слуховых, исполнительских навыков, необходимых для развития хорошего качества звука
- формирование теоретической базы знаний
- формирование мотивации, желания
играть красивым звуком, развитие слухового контроля
Задачи урока:
-создать у ученика представление о хорошем звуке, основанное на слуховом опыте. Формирование "предслышания" звучания инструмента.
-Работа над постановкой исполнительского дыхания, амбушюра, корпуса, рук.
Особое внимание уделяем гортани,нижней челюсти.
-работа над звуком с помощью упражнений и тренажеров
-развитие мотивации и активной исполнительской позиции учащегося
- работа над гаммами, произведениями
Материалы и оборудование урока:
Флейты, фортепиано, ноты, планшет, стерео колонка, тренажер Pneumo pro, детский тренажер для дыхания с шариком
Форма урока: индивидуальный урок
Виды деятельности:
рассказ учителя
обсуждение
просмотр видеороликов
игра на инструменте
работа с нотами
слушание музыки
Учащиеся:
Мария Иванова 2 кл.
Ярославна Русанова 8 кл.
Ход урока:
Красивый звук при игре на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов.
В процессе урока формируется представление учащегося о том, какое звучание флейты принято считать красивым, ярким, нежным, резким, какой звук мы называем "белым"," темным", что такое тембр.
Основополагающую роль в формировании собственных оценочных критериев звуковых характеристик играет слуховой опыт.
Прослушивая и анализируя выступления ведущих исполнителей флейтистов ученик расширяет кругозор и получает необходимые слуховые ориентиры.
В начале урока целесообразно познакомить ученика с новым, или входящим в репертуар ученика произведением в исполнении известных флейтистов. Можно также прослушать произведение из репертуара ученика в исполнении его сверстников и обсудить качество исполнения, его плюсы и минусы.
Слушаем "Балладу" Ж. Металлиди в исполнении Е. Исаевой.
Слушаем "Аве-Марию" И. С. Бах - Ш. Гуно в исполнении Лучано Паворотти.
Также полезно послушать упражнения или произведения в исполнении педагога.
(Педагог показывает упражнение на тему "Паваны" Г. Форе из книги Т. Вая "Тон", обсуждаем понятие звуковедения)
Конечная цель создать у ученика ощущение "предслышания" звучания инструмента ещё до возникновения звука.
Основная задача педагога в ходе урока создавать, развивать и поддерживать фундаметнальные основы владения инструментом, без которых невозможно формирование качества звука и звукового разнообразия.
Каждый учащийся имеет свои физиологические и психологические особенности, что непосредственно влияет на развивающиеся звуковые характеристики.
Исполнительское дыхание - один из основных аспектов на который мы обращаем внимание в течении урока.
В первой половине урока мы выполняем упражнения без инструмента:
ноги принимают положение, которое будет использоваться при игре на инструменте, руками пытаемся обнять себя, при этом пальцы оказываются на рëбрах и направлены в сторону спины. Делаем медленный, глубокий вдох носом, стараясь почувствовать границы лёгких и расширить рёбра. Задерживаем дыхание и делаем медленный выдох с использованием звука "с". Повторяем несколько раз.
Затем повторяем упражнение выполняя вдох ртом.
Младшая ученица выполняет серию быстрых вдохов - упражнение "вдыхаем аромат цветов"
Старшая ученица ставит ладони на ребра и выполеяет несколько дыхательных циклов :медленный выдох, задержка дыхания, раскрытие горла и снова медленный выдох.
Переходим к тренажерами.
Упражнения с помощью тренажеров помогают ученику научиться контролировать скорость, объём выдыхаемого воздуха. Тренажер Pneumo pro также помогает почувствовать точность и оптимальность направления воздушной струи в инструмент, что влияет на объëм звучания инструмента в целом.
Работаем с Pneumo pro - меняем направление воздушной струи. ( Младшая ученица : по одному пропеллеру тренажера, старшая: все пропеллеры на один выдох - от середины вверх и вниз)
Младшая ученица также тренируется регулировать объем выдаваемого воздуха с тренажером состоящим из трубочки и шарика - "Парящий шарик"
Разнообразные упражнения исполняемые на флейте чередуются, в зависимости от актуальных на данный период обучения потребностей ученика. В процессе создаëтся так называемая «фиксированная позиция языка» в сочетании с необходимым тонусом губ, опорой и дозированием потока воздуха с помощью связок.
Одно из важных упражнений - флажолеты.
Обертоны сопровождают основной звук делая, его богаче, создают более насыщенное, яркое звучание. Таким образом мы создаем тембральную окраску звука.
С помощью данного упражнения мы озвучиваем обертоны содержащиеся в основном звуке, развиваем необходимый тонус и гибкость мышц формирующих амбушюр. Звуки флажолето создают сопротивление, которое нужно преодолеть, чтобы заставить их звучать. Ученик вынужден увеличивать и регулировать скорость воздушного потока.
Таким образом,взяв трудную высокую ноту флажолето, ученик с большей легкостью исполнит эту ноту с её обычной аппликатурой. Основная задача сохранить саободу амбушюра при выполнении данного упражнения.
Младшая ученица исполняет упражнение по одному флажолету на выдох, старшая старается объединить их в одну линию, используя штрих легато.
Затем работаем над раскрытием и расслаблением горла,гортани, используем приём вокализации и упражнения из книги Питера Лукаса Графа. "Пение и игра" ( «Проверка: 20 базовых упражнений для флейты»)
Обсуждаем упражнения, которые будут использоваться в ежедневной домашней работе: упражнения из книги “De la sonorité” Марселя Моиза, "Tone" Тревора Вайя, "Распевки" Елены Исаевой.
Следующий этап - гаммы.
Младшая ученица исполняет гамму Соль мажор на 2 октавы сфокусированным звуком. Сначала легато, по 4 ноты на один выдох, стараясь почувствовать динамическую цель в звуке,стремиться к следующей ноте, затем , октава на один выдох - штрихом деташе, продолжая следить за звуковедением и играть с ощущением легато.
Старшая ученица играет гамму Ми мажор. Стачала штрихом деташе, на одно дыхание, ровным насыщенным звуком. Затем легато на одно дыхание, сначала в нюансе mf, затем с использованием crescendo и diminuendo.
Переходим к работе над произведениями.
Младшая ученица вспоминает упражнение с трубочкой и шариком и исполняет "Аве-Марию" И. С. Бах - Ш. Гуно. Отдельно работаем над форте в кульминации. Играем высокие ноты с вибрацией как упражнение. Обращаем внимание на требуемые скорость и колличество воздуха в начале произведения и в кульминационных моментах.
Старшая ученица исполняет "Балладу" Ж. Металлиди. Вспоминаем "Балладу" в исполнении Е. Исаевой и говорим о звуковой паллитре красок и разнообразии тембров. Работаем над динамическими оттенками. Обращаем внимание на интонацию и объëм полости рта, положение языка.
Обсуждаем с ученицами план домашних занятий и предстоящие концерты.
Формируется мотивация и целеустремленность, необходимые для активных поисков красивого, насыщенного, яркого и разнообразного звучания инструмента.
Используемая литература:
П.Л.Граф «Проверка: 20 базовых упражнений для флейты»
Т. Вай "Тон"
Т. Вай "Секреты флейты"
Е. Исаева "Флейтовые распевки"
С. Кларк "Тренажерный зал флейтиста"