Главные вкладки
«Чистота интонирования в детском хоровом коллективе. Критерии подбора репертуара»
Интонационные упражнения для хора. Пение в ладу. Хроматизмы. Подбор репертуара для хорового коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistota_intonirovaniya.docx | 119.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Санкт-Петербургская Детская музыкальная школа 24»
Статья на тему
«Чистота интонирования в детском хоровом коллективе.
Критерии подбора репертуара»
Составитель:
Зюзина Александра Андреевна
Преподаватель хоровых дисциплин
Задача произведений a cappella актуальна для ребят детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых студий. Репетиционная работа включает в себя два типа занятий: воспитание вокальных навыков (звукообразование, звуковедение, ансамбль, дикция, певческое дыхание и др.) и упражнения на чистоту интонирования.
Чистота интонирования зависит от слуховых представлений ребёнка. В первую очередь необходимо развивать ладовый слух. Опираясь на устойчивые ступени лада, необходимо образовывать взаимосвязь ладовых устоев с неустоями. Пение секвенциями отлично закрепляет ладовые взаимосвязи в слуховом восприятии детей.
В методическом пособии И.В.Рогановой «Проблемы строя a cappella. Интонационные упражнения для старших детских хоров и молодежных любительских хоров» приведены примеры классификаций представлений о мелодическом строе, указаны представления Чеснокова, Дмитревского, Пигрова, Краснощекова и Романовского об интонировании ступеней в ладу (авторы опираются на терминологию «высоко», «низко», «устойчиво», «с тенденцией к повышению», «с тенденцией к понижению»).
Так формируются ладовые взаимосвязи, далее следует этап с альтерированными ступенями. Важно знать, что повышенная ступень в полутоне поётся выше и уже. Альтерированные ступени вводятся постепенно, сначала с опорой на устои. Различные распевки для закрепления данного навыка будут весьма актуальны (пример распевки от устоя: устой, полтона вверх, устой, полтона вниз, устой, тон вверх, устой, тон вниз, устой).
Для систематизации хроматических связей, можно воспользоваться упражнением №3 в методическом пособии И.В.Рогановой «Проблемы строя a cappella. Интонационные упражнения для старших детских хоров и молодежных любительских хоров».
Пение упражнения происходит в три этапа: от I-III ступени, от III-V, от V-I (данное упражнение также можно исполнять сверху вниз).
Постепенно дети учатся держать лад и интонировать полутоны вверх и вниз – далее необходимо усложнить задачу делением на несколько голосов и пением в интервал (начинать следует с двухголосия, необычны слухового восприятия детей кварты и квинты; !attention! следует менять интервал, разнообразие увлекает детей).
Строй и ансамбль в детском хоре. Какие задачи решает хормейстер старшего хора?
Строй хора – это чистое интонирование мелодии (по горизонтали) и чистое пение интервалов (по вертикали).
Ансамбль – выравнивание партий по звучанию (количество поющих может быть не одинаковым) и слитность их в аккорде.
Хормейстер старшего хора продолжает работу над унисоном, интонационным и тембровым. Следует следить за разнообразием распевок, экспериментировать со штрихом и вариациями в мелодиях, чтобы детское внимание находилось в активном восприятии и желании повторить.
В репертуаре хора должен соблюдаться баланс между простыми и сложными произведениями. Произведения должны быть одновременно высокохудожественными и доступными для исполнения. Отбирая репертуар, хормейстер должен ставить определенные задачи, учитывая возможности своего коллектива в данный период и перспективу развития. В «Примерной программе к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербурга» можно запастись репертуарным планом произведений для конкретных возрастов и составов – это отличное методическое пособие для начинающего хормейстера!)