Открытый урок на тему "Работа над художественным образом в классе фортепиано"

Показ работы над художественным образом на примере пьесы А. Хачатуряна  "Музыкальная картина"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

Открытый урок «Работа над художественным образом

в классе фортепиано»

Подготовила педагог доп. образования

Герасимович Наталья Геннадиевна

2023 г.

Открытый урок в классе фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в классе фортепиано»

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи урока:

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.
  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  • Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации.

Тип урока: традиционный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Ход урока

1. Вступительная часть

2. Работа над произведением А. Хачатуряна «Музыкальная картина»

3. Итог урока. Домашнее задание.

1. Вступительная часть

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего периода обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе развития художественно-творческого потенциала ребенка

Профессор Н.И.Голубовская: «Музыка – язык образов, она пробуждает в нас образы чувств, настроений, раскрывает сложный духовный мир человека»

Итак, что же такое образ? С.Е.Фейнберг даёт следующее объяснение: «Образ – наиболее яркое выражение музыкального восприятия».

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента

Что еще способствует развитию образного мышления ребенка? Это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий детям по образам и настроениям; и живописная иллюстрация, соответствующая характеру исполняемой пьесы; текст песенок-подтекстовок,

Образности восприятия во многом способствует и программное заглавие, которое «вводит» ребёнка в мир исполняемой им музыки, Чем старше становится ребенок, тем больше пьес с названиями, передающими эмоциональную сторону жизни: «Обидели», «Горе куклы» и т. д. Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, позднее, нахождению нужного движения рук, нужной звуковой палитры

Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько стадий, и каждая подразумевает свою ведущую задачу. При этом неизбежно, что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием художественного содержания произведения должно присутствовать во всех стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним. И если условно разделить эту работу на три этапа, то можно отметить, что:

- первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, об её основных художественных образах;

- второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Здесь происходит отбор и овладение средствами художественной выразительности, необходимыми для реализации исполнительского замысла;

- третий этап подводит итог всей предшествующей работы. Музыкальное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства и мысли, мастерства и вдохновения

Большое значение для всей последующей работы имеет первое знакомство с произведением. Прежде чем сесть за рояль, ученик должен иметь представление, что же он собирается играть. Несколько слов о композиторе, эпохе, стиле, о названии произведения (почему пьеса названа «Скерцо», «Баркарола», «Колыбельная», «Сказка» и т.д.). Задача такого диалога – дать определённую направленность мышлению и чувствованию, вызвать художественные ассоциации, образные представления.

Определив характер и настроение пьесы, попробуем сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы и технические средства, вытекающие из характера пьесы, её образного строя. Профессор Н.Голубовская, обращаясь к своим ученикам, не раз подчёркивала: «Никогда не надо приходить на урок без своего отношения к произведению, и не рассуждайте так: сначала я выучу ноты, а потом ко мне придёт вдохновение или кто-то покажет, как надо играть. Легче переключиться с неверного образа на верный, чем перейти от нуля к чему-то. Никогда нельзя позволить себе быть «пустым» в отношении тех произведений, которые играем»

"Исполнитель прежде всего должен почувствовать образ сочинения, его архитектонику, - пишет А.Б. Гольденвейзер, - и, начав детально работать над сочинением, иметь этот образ своей путеводной звездой

В работе со старшими учениками большую роль играют параллели с другими видами искусства - литературой, поэзией, живописью, архитектурой и т.п.

Зрительные образы, философские размышления, поэтические аналогии, интеллектуальные экскурсы в область других искусств и даже науки не стоит считать попыткой словесного пересказа содержания музыкального произведения. Цель здесь иная – «включить» образно-ассоциативное мышление и, тем самым, вызвать эмоциональный отклик.

«Образ и мысль, - по справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, - как бы тонут в глубинах музыкального содержания, не в силах заполнить весь его объём, пояснить всё его значение. Конкретность музыкального языка нужно искать не в том, что он заменяет слово. Музыка может многое выразить и раньше и после слова».

Как ни убедительны для каждого из нас возникающие у нас образы, мы всегда должны помнить, что в любом случае возникает лишь одно из множества возможных толкований, что всегда может быть предложена другая художественная «идея» произведения – поэтическая, живописная, сюжетная. Эти дополнительные образы не ослабляют, а, наоборот, усиливают эмоциональную сторону восприятия музыки, помогая организовать план интерпретации.

2. Работа над произведением А. Хачатуряна «Музыкальная картина»

Сейчас мы покажем работу над пьесой А. Хачатуряна «Музыкальная картина».

Подковский Тимофей исполняет пьесу А. Хачатуряна «Музыкальная картина».

- Тима, расскажи что ты знаешь о композиторе и об этой пьесе?

- Пьеса армянского советского композитора из его «Детского альбома», посвященная старшей племяннице композитора)

- К какому жанру относится это произведение?

- Лирическая миниатюра. Лирическая миниатюра - это поэтичное, волнующее, образное произведение искусства малой формы, в котором господствуют чувства, переживания.

- То есть эта пьеса насыщена сильными эмоциями, переживаниями. Какая она по форме?

- 3х частная. 1 ч – завязка, 2 ч – развитие и кульминация, 3 ч – успокоение, окончание)

- Мы говорили с тобой о художественном образе этой пьесы. Как мы решили интерпретировать ее?

- А. Хачатурян родился в Армении, а Армения-страна гор. Мне кажется, что в этой музыке композитор хотел передать прекрасную картину природы горной Армении.

- В 1 части какой образ ты представляешь?

- Это образ утреннего рассвета. Природа еще спит, мы слышим ее дыхание….Все погружено в тишину и покой.

- А во 2 части?

-Здесь встает солнце, все озаряет. Появляются энергичные мотивы танцевального характера. Возможно, это люди выходят в поля и виноградники и начинают работу под веселые песни-заклички, а может это горные ручьи, весело бегут по скалам…

- Да, а может быть это все вместе – и ручьи скачут по скалам, и веселые крестьяне приступают к работе в долинах…

- Солнце встают все выше, все озаряется новыми красками и мы взлетаем к горным вершинам и замираем в восхищении. Это кульминация всего произведения!

- Совершенно верно.

- 3 часть – возвращение к покою, мы опять слышим дыхание природы. В разных тональностях повторяется тема из первой части. В конце - последние восклицания (яркие аккорды) и успокоение.

- Ты подобрал интересное стихотворение, очень созвучное нашему произведению.

- Да, сейчас я его прочитаю. (Читает стихотворение С. Маковеева «Утро в горах»)

- Молодец, сейчас сыграй «Музыкальную картину» еще раз. Постарайся ярко и убедительно показать все образы, о которых мы говорили, ярко исполни кульминацию, вслушайся в мягкое, глубокое звучание левой руки в 1 и 3 части пьсы.

Исполнение пьесы.

- Хорошо. Сейчас пьеса прозвучала более интересно и убедительно. В домашней работе обрати внимание на качество звучания аккомпанемента, поработай над контрастностью музыкальных образов, яркостью кульминации. Готовь пьесу к концертному исполнению.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Утро в горах

Сергей Маковеев

Что может лучше быть природы?
Она живет без суеты
В прекрасном мире красоты,
Движенья, звуков и свободы.
В горах едва, едва светает,
Еще спят сосны в тишине,
Но я встаю, не спится мне,

Иду к реке. Туман сползает
По склонам гор. Вдали сосна
Стоит задумчиво одна.
Покоем дышит все вокруг,
Природа мирно спит. Но вдруг
Луч солнца яркий и живой,
Как будто кистью золотой,
Прошелся по вершинам гор.
И в миг, как вспыхнувший костер,
Зажглись огнем края хребтов.

Уже не ищет нужных слов
Душа, в восторге замирая,
Ведь перед ней картина рая.
Как чудный дар небесных сил,
Душе и сердцу в утешенье,
Господь волшебное мгновенье
Мне в это утро подарил.



Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

Творческая встреча

«Музыкальная гостиная»

Подготовили педагоги доп. образования по классу фортепиано:Герасимович Н. Г,, Ганоцкая Н. А. Домнич И. А.

Провела Герасимович Н. Г.

2022 г.

Творческая встреча «Музыкальная гостиная».

Тема: «Показ творческих результатов учащимися, фортепианного и вокално-хорового отделений»

Преподаватели: Герасимович Наталия Геннадиевна, Ганоцкая Наталья Андреевна.

Ученики: ученики педагогов: Герасимович Н. Г., Ганоцкой Н. А., Домнич И.

.

Цель встречи: раскрыть творческие способности детей, активизировать, стимулировать, направлять процесс образного мышления, фантазии учащихся.

..

Задачи

Обучающие: научить учащихся применять на практике полученные знания и навыки в своем творчестве.

Развивающие: развитие мелодического и гармонического слуха, развитие навыка «слышащей руки», развитие образного мышления, творческой фантазии и инициативы.

Воспитательные: воспитание творческой самостоятельности каждого ученика.

Добрый день, уважаемые преподаватели и ребята!

Сегодня мы собрались, чтобы провести нашу музыкальную гостиную. Это музыкальная встреча, которую мы проводим в конце учебного года, и где делимся своими творческими достижениями. Это могут быть ваши сочинения в форме пьес, песен, вариаций, импровизации. Вы можете делиться своими творческими идеями или делиться творческим опытом.

Сегодня мы послушаем ваши сочинения. У кого-то они еще совсем не большие, всего лишь 8 тактов. Но это уже первый, пусть еще маленький шаг в мир творчества.

Вы старались не просто сочинить музыкальные фразы и предложения, но создать определенные яркие музыкальные образы, передать свои чувства, настроения и фантазию. Почти к каждому сочинению вы подобрали поэтические строки, которые будут являться эпиграфом к нему.

И сейчас мы с удовольствием послушаем вас.

  1. Открывает концерт учащаяся 0 класса вокально-хорового отделения Подковская София. Ее пьеска называется «Игра в мяч».

Друг веселый мячик мой,

Всюду-всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть!

Соня, на основе какой гармонической схемы ты сочинила свою пьеску?

  1. Доценко Маша, учащаяся 0 класса, сочинила песню «Ночь». Исполнить Маше песню помогут ее одноклассники.
  2. А Калиновская Аня сочинила песню на слова М. Ивенсена «Про нашу любимую Родину»

Про нашу любимую Родину
Мы песню поем,
Про самую лучшую Родину,
В которой мы живем.

За то, что живется нам весело,
Мы любим ее,
И самую лучшую песенку
Поем про нее.

  1. Кривчикова Полина исполнит пьеску «Пчелка»

Над цветком пчела жужжит,

И нектар собрать спешит,

Отнесет его потом

В улей свой – чудесный дом!

  1. Абдурахманова Даша сочинила две маленьких пьески:
  2. . «Котенок»,

. «Поездка на пикник».

Мы в корзину для прогулки

Положили свежих булок,

Колбасу и бутерброды –

Будет праздник на природе!

Даша, какую музыку тебе больше нравиться сочинять: грустную или веселую?

  1. Дятко Арина исполнит пьесу «Темный лес». Арина использовала интересную гармонию в своем сочинении. Это трезвучия 1 и 7 натуральной ступеней, а также одноименный мажор.

Загадок полон лес дремучий

Тьмой неизведанной никем

Природы славных благозвучий

Да изумрудных диадем

.

  1. Белякова Ева сочинила вариации на тему песенки Львенка из мультфильма «Львенок и Черепаха». Давайте послушаем!

Ева, какие музыкальные жанры ты использовала в своих вариациях?

  1. «Воздушные гимнасты» - такую пьеску сочинила учащаяся фортепианного отделения Модельская Ярослава.

Весь мир наполнен красотой

Изяществом передвижений

Как бабочка взлетает чередой

Гимнастка, овладев ученьем

Ярослава, в какой форме ты сочинила свою пьесу?

А теперь прозвучит целый цикл пьес, посвященный временам года.

10. .«Осенний пейзаж» исполняет Абдурахманова Соня

Очароватеден пейзаж осенний

Мерцающий огнями красок ярких

И обворожителен лесной пейзаж

Прекрасной осенипрозрачной!

11. «Зимнее утро» исполнит Мустафаева Айше

Сказочное утро зимнею порой

Тронуло, пленило снежной красотой

И зима, вступая на свой белый трон

Льдинкой зацепила сердца камертон.

12. «Весенний вальс» исполнит Шестопалова Анастасия

Деревья примеряют первый цвет,

Пусть дождь и ветер, пузыри по лужам,

Их нет красивей и нарядней нет

Цветы в весеннем вальсе с нами кружат…

  1. «Путешествие на Восток» - так загадочно назвала свою пьесу Осипова Алиса

На Востоке, на Востоке, в светлой сказочной стране

Необычной и далекой побывать хотелось мне

Это там – Шехерезада, Насреддин и Алладин,

В ту страну попасть мне надо, помоги мне, добрый джин!

Алиса, какой музыкальный лад помог передать тебе краски Востока?

  1. А теперь всех приглашаем посетить футбольный матч, потому что именно так называется пьеса Подковского Тимофея.

Идем на футбол, ура!

Нас ждет любимая игра!,

В ней главное, конечно, гол

Зовется та игра - футбол!

Какую тему ты использовал в своей пьесе «Футболный матч» ?

  1. И заканчивает наш концерт Великожон Настя. «Элегия» - так называется ее произведение.

Природа – радость, красота, феноменальна, чудо света!

В ней гармонично все всегда, она на все дает ответы,

И на вопрос ты свой любой найди в природе настоящей

Ответ, и будет он с тобой в душе огнем животворящим!

Дорогие ребята, вот и окончена наша встреча. Благодарим преподавателей за их труд, а вас за проявление творческой фантазии и энергии. Желаем вам успеха в достижении очередных творческих вершин! До встречи в нашей гостиной в следующем учебном году!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые преподаватели и ребята!

Все ближе и ближе к нам Новый Год! Во многих домах зажигаются елки, готовятся подарки. Этот праздник приносит с собой особую атмосферу – атмосферу сказки, волшебства, ожидания чуда..

И наш концерт «Союз трех муз» также наполнен волшебным Новогодним духом! Участники концерта смогут показать свое мастерство игры на инструменте и создать яркие художественные образы. Итак, начинаем….

1. Ой, что за шум, что за гам? Опять поссорились мальчишки?

Не спорьте друзья,
От ненужного спора,
как гром разразится
ужасная ссора!
А в ссоре рождаются драки,
об этом расскажет вам всякий!

Но, надеемся, наши мальчики сумеют помириться!

Пьеску «Спор» композитора Е. Назаровой исполнит София Подковская.

2. Яркое утреннее солнышко разбудило лесных жителей. Пойдемте скорее на лесную поляну!

Полянки люблю золотистые:
Жуки в них живут серебристые,
Стрекозы летают изящные,
И бабочки там настоящие!

А.Караманов «Лесная полянка» исполняет Белякова Ева

3. Пау-паучонок паутинку сшил

Вдруг закапал дождик – паутинку смыл.

Вот и солнце вышло – стало подсыхать,

Пау-паучонок трудится опять.

«Паутиновый жучок» исполнит Бугайченко Елизовета

4. А вот и белочки проснулись, и как всегда, занялись своими бесконечными хозяйственными делами.

Рыжий маленький зверёк
прыгнул с ветки на пенёк
парашютом пышный хвост
лапки чешут чуткий нос.
Главное, не забыть об осторожности и не попасть в лапы куницы!

И. Жербин «Белочка» исполняет Модельская Ярослава

5. А вот и лесное озеро! Какие красивые птицы

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

М. Шукайло «Лебедь» исполняет Абдурахманова София

6. Слышите топот? Это через лес скачет всадник. Куда он несется? Последуем за ним!

Я, наездник молодой,
Подо мною – конь лихой.

Полети, мой конь, стрелой!

Через синий лес густой!

Черевко Виктория исполнит пьесу Р. Шумана «Смелый наездник»

7. Следуя за всадником мы вышли к волшебной пещере! Какие тайны она хранит?

Природа лепит изваянье

И прячет тайны в глубине

И сталактитовые струны

Звучат в органной тишине…

Остен. «Сталлактитовая пещера» исп. Азаревич Анастасия

8. А вы знаете, кого мы можем встретить в пещере? Гномов – коренных жителей гор, лесов и пещер. Только не пугайтесь, они не такие страшые, как может показаться…

Если лампа дрожит, если поздно, темно,

Если вихри дождя сотрясают окно

И дорога зовет — в шум весны, в тайну тьмы, —

Это гномы зовут: «Это мы! Это мы!»

Цильхер «У гномов» исп. Хадыкина Ольга

9. После встречи с гномами уже ничему не удивишься, но станешь более чутким к шепоту трав, дуновению ветра, сиянию звезд, а Вдохновение коснется лучших струн души и сердца.

Когда приходит вдохновенье

И строки сыплются как бисер

Прочь улетают все сомненья

Среди годов, ночей и чисел.

Пьесу Р. Леписа «Вдохновение» исп. Шестопалова Анастасия

10. Как хорошо, когда на душе покой и радость! Но так бывает не всегда. Драматические события часто посещают нашу жизнь, принося с собой тревогу, грусть, а то и страх.

Когда на сердце ляжет грусть,
И на душе опять тревожно,
Ты знай, найдётся верный путь, -
Иначе просто невозможно.

А. Хачатурян «Токката» исп. Алина

11. Ну вот, когда все жизненные бури остались позади, можно и помечтать!

Я знаю тайну, веришь? Слушай!

Наш мир вокруг – как белый лист.

На нем рисуют наши души,

А вот и кисточка – возьмись!

Цвета, палитры – все, как знаешь

Твой мир таков, как хочешь ты!

Ну что же ты не начинаешь?

Смелей рисуй свои мечты!

Пахульский «В мечтах» исп. Ситько Ангелина

12 . Прислушайтесь! Смех, звуки аккордеона и скрипки, чешская речь. О, да мы на сельском празднике в Чехии!

Песня льётся,, в высь несется,
Веселится весь народ.
В ритме танца сердце бьётся,
Сердце бьется и.поет

Чешская народная песня в обр. О. Голубовской «Янычек» исп. Будакова Анастасия

13. А сейчас крылья мечты и вдохновения перенесут нас в прекрасную Венецию

Волшебный город на волнах,
Мечты высокой воплощенье,
В него я жажду возвращенья
И брежу им в полночных снах.

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера» исп. Волошина Анастасия

14. Из прекрасной Венеции перенесемся в гости к сказочным персонажам Шарля Перо…

В шапочке я красной
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.

Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.

Узнали эту девочку?. Конечно, это Красная шапочка!
Пьесу А, Мохначевой «Красная шапочка и волк» исп. Евтеева Карина

15. Ну и конечно, какой Новый год без шуток и смеха? Музыканты тоже любят пошутить. Композитор Людмила Марченко написала веселое произведение «Охота на моль».

А вы, ребята, ловили когда –нибудь моль? Это очень не просто, правда?

Моль — голодная как волк!
Съела бабушкин платок.
Шубу, платье…
От тоски —
даже папины носки.
Даже свитер новый мой.
Как тебе не стыдно, моль?

Л. Марченко «Охота на моль» исп. фортепианный дуэт - Подковсий Тимофей и Подковская Татьяна Леонтьевна

Ловим моль вместе!

На такой веселой ноте мы заканчиваем наш концерт. Благодарим всех преподавателей и ребят, принявших участие в концерте. С наступающим Новым годом! До новых творческих встреч в новом году!