Концертная программа Песня остается с человеком

Сценарий концертной программы посвящен творчеству композиторов-песенников Е.Крылатова и А.Островского. В сценарии много интересной и познавательной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertnaya_programma_pesnya_ostaetsya_s_chelovekom.docx25.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концертная программа, посвященная творчеству Е.Крылатова и А.Островского

«Песня остается с человеком»

Добрый день, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на концертной программе, посвященной творчеству двух замечательных композиторов-песенников А.Островского и Е.Крылатова. Их песни звучали в мультфильмах, кинофильмах, телепередачах и на эстраде, на них выросло не одно поколение детей. Мы приглашаем вас совершить музыкальное путешествие в незабываемые  детские годы, а помогут нам в этом обучающиеся ДХШ «Апрель».

Открывают наш концерт самые юные солисты, ведь именно для них Аркадий Островский написал  так много замечательных песен.

Островский «До, ре, ми»  из передачи «Урок пения»

Аркадий Островский родился зимой 1914-го года. Отец владел собственным музыкальным магазином, работал настройщиком музыкальных инструментов и жили они совсем недалеко от нас в городе Сызрани. Аркадий с раннего детства демонстрировал не только интерес к музыке, но и яркий талант. Мальчику очень нравилось играть на фортепиано, он часто импровизировал. В возрасте 14 лет юноша стал настоящим виртуозом.

Островский «Дождик»  

Аркадий Островский и дети. Это совершенно особая тема, и даже не потому, что у него множество прекрасных детских песен, а потому, что он безгранично любил детвору. Когда Островские жили в Москве в Фурманном переулке, и композитор, обожавший автомобили, обзавёлся голубым «Москвичом», на котором, среди прочего, катал детей вдоль Чистых Прудов, причём как бы он не был занят, программа катаний никогда не отменялась.

Островский «Тик-так» передача «Спокойной ночи, малыши»

         «Спят усталые игрушки» – пожалуй, самая знаменитая колыбельная советских времён. Она прозвучала в первом выпуске передачи  «Спокойной ночи, малыши!» в 1964 году. Исполнительницей композиции тогда стала советская эстрадная певица Валентина Дворянинова, после ее перепел актёр Олег Анофриев. «Спят усталые игрушки» за годы фактически непрерывного звучания в эфире стала своеобразной традицией – под эту песню каждый вечер ложились спать сотни тысяч советских детей. Когда в 1992 году авторы программы решили сменить композицию на песню «Спи, моя радость, усни», в редакцию стали приходить десятки писем с просьбами вернуть колыбельную на экраны. Зрители добились своего только в 1997-ом, когда полюбившуюся всем мелодию всё же вернули в эфир.

Островский «Спят усталые игрушки»  подготовительный хор

Первый успех пришел к Евгению Крылатову в  36 лет, когда 1968 году на экраны вышел мультфильм “Умка” со знаменитой «Колыбельной медведицы». Почти сразу появляется другой мультфильм «Дед Мороз и лето», к которому он написал  две песенки. Одну из них исполнит для нас подготовительный хор.

Крылатов «Песенка о лете» подготовительный хор м/ф «Дед Мороз и лето»

Евгений Крылатов родился в рабочей семье. Когда ему было 2 года, семья переехала в Мотовилиху — рабочий пригород Перми, где его  родители, работали на заводе. В 8 лет Евгений Крылатов сам попросил родителей записать его в Дом пионеров в фортепианный кружок. Поскольку дома не было своего инструмента, он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и мог часами «играть» на ней. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.

Крылатов «Не волнуйтесь понапрасну» м/ф «Бюро находок»

Следующим этапом обучения музыке была Мотовилихинская музыкальная школа, а потом Пермское музыкальное училище.  Евгений Крылатов принял участие в московском смотре сочинений молодых композиторов и его талант не остался незамеченным, он получил рекомендацию для поступления в Московскую консерваторию. Там он учился сразу на двух факультетах: композиции и фортепиано. Дипломной работой его стала музыка к балету «Цветик-семицветик». В 1965 году он был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет.

Крылатов «Лягушачья ламбада»  м/ф «Лягушка-путешественница»

Особенно плодотворно творчество Е. Крылатова – в кино. Им написана музыка более чем к 120-ти фильмам и мультфильмам. Только к кинофильму «Приключения Электроника» он создал 10 песен. 

Когда на экраны вышел фильм «Приключения Электроника», песни из него запела вся страна, особенно стала популярна песня «Крылатые качели». 

Крылатов «Заводные игрушки»  

Крылатов «Это знает всякий»

Крылатов «Ты – человек»

Когда худсовет Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького обсуждал в 1971 году готовый к показу фильм "Достояние республики", редактор сказала: "Покажите мне этого композитора. По такой музыке надо учить студентов, как сочинять: это же хрестоматия".

Крылатов «Песенка о шпаге»   к/ф «Достояние республики»

Крылатов «Песня пограничников» к/ф Приказано взять живым»

Удивительно, но Аркадий Островский вовсе не собирался становиться композитором. Под впечатлением   экскурсии по заводу «Электросила», он решил поступить в ФЗУ и стать кузнецом. Мастер ему попался толковый, души не чаял в сообразительном парне и непременно хотел сделать из него первоклассного мастера кузнечного дела. «Вот из кого выйдет отличный кузнец-виртуоз, – думал он об Островском». Однако все получилось иначе. Однажды на вечере отдыха в заводском клубе Аркадий обнаружил старенькое пианино и не удержался, начал играть, повергнув в шок своих друзей. И тут же «попался» руководителю художественной самодеятельности, который предложил выступить на сцене, приезжие артисты опаздывали, а народ в зале уже волновался. Островскому пришлось спасать мероприятие, что он с честью сделал. На следующий день в цехе только и говорили об Аркашином успехе, а директор клуба попросил юношу поработать тапёром по вечерам и эта работа ему нравилась. Так Аркадий сделал первый шаг к музыкальному техникуму.

Островский «Мы за туманы идем»  Хор мальчиков

Островскому было не суждено стать кузнецом, любовь к музыке предопределила его дальнейший творческий путь. Он понял, что хочет быть только музыкантом. Спустя три года молодой человек поступил в музыкальный техникум и играл на аккордеоне при Ленинградском джазовом оркестре.

В 1940-м году Аркадий стал работать пианистом и аккордеонистом в оркестре самого Леонида Утесова. Начинающий композитор писал для Леонида Осиповича аранжировки. Примерно в эти годы Островский начал записывать собственные композиции. Утесов заинтересовался творчеством коллеги и даже исполнил и записал две его песни.

Островский «Летят стрижи»  

У Аркадия началась новая жизнь. Гастроли, гастроли… Города, села, воинские части, моря, острова… Где только ни побывал Аркадий Островский с оркестром. 22 июня 1941 года сразу всё изменилось в привычном течении городской жизни. Посуровели москвичи. Обычная суета наполнилась тревогой и озабоченностью. Как и все творческие коллективы, оркестр Утесова часто выезжал с концертами на фронт.

Островский обрел всероссийскую популярность после ухода из оркестра. Вскоре он познакомился с известным поэтом-песенником Львом Ошаниным. В творческом содружестве они создала песню «Комсомольцы – беспокойные сердца», получившую первую премию на конкурсе лучших песен о комсомоле.

Островский «Весенняя песенка»

Начиная с 1962 года, композитор Островский и поэт Ошанин сочинили несколько схожих по содержанию и настроению песен, объединенных в цикл, где каждая следующая композиция продолжение предыдущей. Этот цикл именуют «Дворовым» или «Песни нашего двора», так как местом действия и одним из центральных образов является двор.

«А у нас во дворе есть девчонка одна, среди шумных подруг неприметна она», - эту знаменитую песенку от лица юноши, влюбленного в соседку, знаменитый певец Иосиф Кобзон пел с эстрады вплоть до преклонных лет. Она сопровождала его на протяжении всей карьеры. Именно с произведений Островского во многом и начался путь Кобзона к широкому слушателю.

Островский «И у нас во дворе» 

На одном курсе с Евгением Крылатовым  учились Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев. В это же время студентами консерватории были Родион Щедрин, Александра Пахмутова, Юрий Саульский, Алексей Рыбников, Эдисон Денисов, Андрей Эшпай. Евгений Павлович сотрудничал со многими замечательными поэтами – Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербенёвым, Ильёй Резником, Михаилом Пляцковским, Игорем Шафераном.  В содружестве с Юрием Энтиным Крылатов  создал более 70 песен.

Крылатов «Школьный романс» к/ф «Розыгрыш»

Когда у Евгения Павловича спросили откуда истоки его таланта, чистота и хрустальность его мелодий, то он ответил: «Птица не знает, почему она поет именно так. И я не знаю, откуда. Хотя, конечно, все идет из детства - от маминых глаз, улыбки, от ее чистого голоса» 

Крылатов «Где музыка берет начало» к/ф «Чехарда»

Крылатов «Не покидай меня» к/ф «Не покидай»

Оказывается, подкупающая своей детской непосредственностью и позитивом песня восходит к стихам четырехлетнего советского мальчика Кости Баранникова. Однажды мама объяснила мальчику значение слова «всегда» и вскоре он показал ей первое в своей жизни четверостишье.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я».

Эти строки были опубликованы в 1928 году в одной из статей журнала «Русский язык и литература в трудовой школе», а позже – в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковского, где их обнаружил советский художник Николай Чарушин. Вдохновившись, он нарисовал плакат, на котором использовал эти слова, и уже на плакате работы Чарушина их увидел поэт-песенник Лев Ошанин. Оттолкнувшись от этих строк, он дописал куплеты и принес своё творение Островскому. Так, рожденные детским творческим порывом строки, пройдя непростой путь, зазвучали во всеуслышание.

Островский «Пусть всегда будет солнце»

Вот уже на протяжении полувека в новогодние праздники советский, а потом и российский зритель смотрит по центральному телевидению фестиваль «Песня года». Формат, репертуар, ведущие за долгие годы менялись неоднократно. Но одно осталось неизменно - на протяжении многих лет в финале звучит песня, ставшая гимном фестиваля.

Аркадию Островскому было не суждено застать то время, когда его творение стало прочно ассоциироваться с «Песней года», фестиваль зародился через несколько лет после его смерти, в 1971 году. К тому времени «песня о песне» уже была хорошо известна советскому слушателю и звучала в исполнении разных артистов, написана она была в 1962 году. Внимание композитора привлекло стихотворение, пронизанное любовью и уважением к тому, чему он посвятил свою жизнь – песне. Автором стихов «Песня остается с человеком» был популярный поэт с созвучной композитору фамилией Сергей Островой.

Островский «Песня остается с человеком»     ансамбль