Образовательная рабочая программа по предмету «Гитара шестиструнная» для учащихся отделений народных инструментов ДШИ по 5-летнему сроку обучения

Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образова -ния и др. центры художественно-музыкальной направленности.

Данная программа по классу гитары даёт возможность ученикам овладеть навыками самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, приёмами игры на гитаре, в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего музыканта. Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся. И даёт возможность приобретения опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_1-5.docx56.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

Сургутский район

Муниципальное Образовательное Учреждение

дополнительного образования детей

«Нижнесортымская Детская школа искусств»

Образовательная рабочая программа

по предмету

 «Гитара шестиструнная»

 для учащихся народных отделений ДШИ

5 лет обучения

2012 год


Составлена в соответствии с типовыми требованиями к содержанию и подготовке выпускника ДШИ

Заместитель директора по методической работе

______________ И.И.Пахомова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________________ Л.В. Бодягина

                                                                        Утверждаю:

решение педагогического совета

от «____» _____________ 2012  г.

Директор МОУ ДОД «Нижнесортымская ДШИ»

________________В.И. Волобуев

Составитель:        Фламенбаум О.А., преподаватель ДШИ по классу гитары

Рецензент:

Рецензент:

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                          4
  2. Краткие методические указания                                                           6
  3. Контроль и учет успеваемости                                                            10
  4. Годовые требования по классам                                                          11
  5. Примерный репертуарный список                                                      14
  6. Рекомендуемые учебные пособия и сборники                                  19

                       


Пояснительная записка

       Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую попу -лярность. Любовь к инструменту и желание научиться играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образова -ния и др. центры художественно-музыкальной направленности.

Данная программа по классу гитары даёт возможность ученикам овладеть навыками самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, приёмами игры на гитаре, в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего музыканта. Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся. И даёт возможность приобретения опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой).

Цель программы: создание условий для разноуровневого подхода к воспитанию детей,  с учетом их возможностей.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  -  приобретение  навыков игры на инструменте;

   -  развитие интереса и любви к музыке;

   -  максимально возможное развитие творческих способностей;

   - развитие навыков самостоятельного музицирования   и    пробуждение творческого воображения.

Программа предназначена для учащихся от 9 до 18 лет. Дети принимаются в школу искусств без специальной подготовки.

Ожидаемые результаты: овладение исполнительскими навыками, воспи -тание культурного слушателя и ценителя музыки, развитие стойкого интере -са к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия.

Срок реализации программы – 5 лет.

Данная программа составлена на основе типовых программ по  учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для Детс- ких музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств:

составитель:  Г.А.Ларичева, 1988г.;

составители:  В.А.Кузнецов, старший преподаватель Московского госу дарственного института музыки им. А.Г.Шнитке, лауреат всероссийского и международного конкурсов; А.Ф. Гитман, преподаватель Детской школы искусств №3 им. С.Т.Рихтера (г. Москва), 2002г.

       Данная программа составлялась с учетом требований современной  мето дики подготовки учащихся. Она позволяет всем детям развить и реализовать свои способности, не теряя главного - интереса к музыке. В программу вош- ли лучшие образцы оригинальной современной, классической и джазовой литературы, старинной музыки.

Наиболее одаренных учащихся школа может подготавливать для продолжения музыкального образования. Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих задатков учащихся.

Эта программа создает условия для социального и культурного самоопределения обучаемого, его творческой самореализации; помогает решать актуальные художественно-эстетические и духовно-нравственные задачи. Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на гитаре. На основе большого количества легких, понятных, интересных ребенку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода.

В программе уделено внимание также и техническому развитию учащихся, независимо от их дальнейшей профессиональной ориентации.

Заложенные на начальном этапе обучения основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте  имеют огромное значение. Во многом  они определяют  успехи дальнейшего музыкального развития и образования уча щихся.

         Образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно будущий ученик может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на народном или национальном инструменте.

                                          Условия реализации программы

Учебный план

Класс

1

2

3

4

5

Количество

часов

2

2

2

2

2

   Общее количество часов делится на 2 занятия в неделю. Принцип органи- зации занятий – индивидуальное. Форма организации учебного процесса – урок.   Следует так же разнообразить работу, проводя лекции-концерты, участием в конкурсах и фестивалях, концерты для родителей, творческие задания.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется препо- давателем. Он следит за обеспечением класса учебниками, учебно-методи-ческими и нотными изданиями, хрестоматиями, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному классу.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Краткие методические указания

При первой встрече с учеником педагог должен рассказать ему об инструменте, его назначении, особенностях, ознакомить с его конструкцией, научить обращаться с ним. Необходимо сообщить ученику сведения из истории гитары, рассказать о ее художественных возможностях, об исполнителях-гитаристах, о репертуаре для гитары.

Начинать обучение нужно с  овладения элементарными навыками. Каждый новый навык отрабатывается отдельно и потом закрепляется в упражнениях, этюдах, пьесах.

Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом), ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребенок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках большой репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Гитара  для него станет любимым инструментом, а главное — он полюбит музицировать!

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведе- ний, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом раз -нохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними и не требуя обязательного выучивания наизусть. Так как одни из них подготавливаются для публичного выступления, другие для показа в классе, а третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних заданий.

Преподаватель должен систематически учить сознательно и вдумчиво работать над изучаемым музыкальным произведением, анализировать встре- чающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над от- дельными трудно усвояемыми тактами.

За время обучения преподаватель должен развить творческие задатки учащегося, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения, сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ан- самбле.

Основным видом учебной и воспитательной работы в классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. Однако в первые годы обучения (в подготовительной группе, 1, 2 классах) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется на занятия с двумя-тремя учениками одновре- менно. Это дает возможность педагогу работать эффективнее и больше вни -мания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Постоянное внимание педагог должен уделять вопросам посадки, поста- новки правой и левой рук, освоению различных способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов.

Посадка гитариста

С первых же уроков необходимо постоянно следить за правильной посад- кой и постановкой рук ученика. Без этого невозможно чистое звукоизвлечение и развитие техники.

Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку (скамеечка высотой 12-18 см), корпус гитары положить выемкой на левое бедро (головка грифа должна находиться на одном уровне с плечом или немного выше); правую ногу отодвинуть в сторону. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руках должна быть устойчива, руки свободны.

Для девочек предлагается несколько иная посадка: ноги вместе, стопа правой ноги расположена у подставки. Нельзя отводить правую ногу под стул: это некрасиво выглядит со сцены. Подставка должна быть выше, чем при мужской посадке.

Постановка правой руки
Кисть устанавливается свободно над струнами, по возможности, отвесно (получается естественный угол между предплечьем и кистью). Пальцы округлены. Запястье не должно проваливаться или выгибаться наружу. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовой струне примерно на середине розетки. Указательный, средний и безымянный пальцы касаются струн у розетки, вправо от большого пальца. Мизинец в игре участвует очень редко. Звук извлекается кончиками пальцев с подушечки на ноготь. В начальных классах полезно начинать играть безногтевым способом, чтобы укрепить мышцы пальцев.

Постановка левой руки

Пальцы левой руки прижимают лады около металлических порожков. Большой палец в игре не участвует. Находясь за грифом, он служит опорой для четырех играющих пальцев. Место расположения большого пальца в 1 позиции - напротив второго пальца, на середине шейки грифа. Большой палец не должен вы выступать из-за грифа, упираться в него. Он только поддерживает гриф, располагаясь параллельно ладам. Струны прижимаются крайними фалангами пальцев (без ногтей), которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа, наподобие молоточков. Пальцы округлены (особенно нужно следить за мизинцем) и не прогибаются в суставах. Запястье не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не отставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье свободны, не напряжены.

Способы звукоизвлечения

Существует два основных способа извлечения звука:

1) апояндо - опираясь на соседнюю струну (при этом сила удара должна исходить от первого, ближайшего к ладони, сустава);

2) тирандо - по направлению к соседней струне, но, не касаясь ее.

         Первый способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре. Вторым способом играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки, в основном, и извлекает звук способом апояндо.

        Много в методической литературе говорится о «свободе» и «гибкости» кисти. Но, в тех случаях, когда мышцы руки настолько расслаблены, что почти атрофируются, приходится говорить о «жесткой» кисти. Ощущение действительно «железной» кисти в сочетании с активными мышцами плеча и хорошими кончиками пальцев чрезвычайно мобилизует аппарат, соединяет его в единое целое и помогает перераспределить работу мышц в больных руках таким образом, чтобы активную функцию в игре брали на себя крупные мышцы. Кисть при этом становится проводником энергии, идущей от крупных мышц. И наоборот, как только кисть повисает, «отключается» от вышележащих частей руки, так мышцы пальцев, кисти, предплечья перестают получать энергию от сильных мышц плеча и спины, а это крайне опасно.

        Когда же человек привыкает чувствовать руку, как единое целое, приходит пластика. Тогда не теряя источника движения – от плеча, рука превращается в гибкий упругий шланг, помогающий пальцам вести непрерывные текучие линии. А на первых порах нужна именно жесткая, тягучая кисть.

Мышцы плеча и спины

Другой, не менее важный фактор – активизация мышц плеча и спины, которые должны при игре нести основную нагрузку. Одной из главных задач является воспитание целостного гармонического ощущения игрового аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса направляют точную, дифференцированную и активную работу пальцев. «Я всегда ощущаю свои пальцы в плече», – говорил Г. Нейгауз.

Пальцы

Очень важный момент – это активизация кончиков пальцев. Здесь тоже нужно дать ученику необходимое внутреннее мышечное ощущение. Тут бесполезны слова «крепче пальцы». Достаточно несколько раз, зацепившись кончиком своего пальца за палец ученика, сказать ему: «Я оттягиваю твой палец, а ты не давай», и осторожно потянуть палец ученика к себе и его подушечка оживёт.

       Чаще всего эта предварительная работа длится от несколько дней до нескольких недель. Всё это не так просто! Ученик должен привыкнуть к: расслаблению мышц, ощущению «точки» в спине, нужной степени напряженности кисти, ощущению активности кончиков пальцев.

       

       Очень важным моментом в занятиях является закрепление новых ощущений. Нужно постоянно следить, чтобы они не стёрлись из памяти, ибо новые связи ещё неустойчивы. Вне инструмента ученик должен продолжать следить за своей осанкой, держать «точку» в спине, не позволять кистям «болтаться» в «изолированном» от вышележащих частей рук состоянии.

Такой постоянный контроль особенно важен на первых порах. Ученик в первые дни занятий должен научиться осознавать каждую неправильность в своих движениях, контролировать их и в любой момент исправлять.

Работа над инструктивным материалом

        Работа над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) - неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.

Последовательность изучения гамм в классе гитары зависит от удобства расположения тональностей, возможностей использовать типовую аппликатуру, поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения по квинтовому кругу.

        Сначала необходимо изучить гаммы с открытыми струнами в 1-2 октавы в наиболее употребительных тональностях. Для 1 и 2 класса ДМШ рекомендуются гаммы с каденциями по «Школе игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. С 3 класса ДМШ изучаются типовые аппликатуры двухоктавных гамм мажорных и минорных ( см. «Школу игры на шестиструнной гитаре» П. Роча, «Технику игры на шестиструнной гитаре» Н. Кузнецова и др.). Каденции к гаммам во всех тональностях приводятся в «Школах» М. Каркасси, П. Агафошина, П. Роча.

       В старших классах изучают трехоктавные мажорные и минорные гаммы, имеющие по две типовые аппликатуры - от шестой и от пятой струн.

       Для подвинутых учащихся рекомендуются гаммы в аппликатуре А. Сеговии.

       Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию беглости. Задачи при игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.

         С первых лет обучения    необходимо прививать ученику навыки ансам- блевого исполнения, в том числе использования гитары в качестве аккомпани рующего инструмента.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изу- чения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что в работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завер шенности исполнения учеником музыкального произведения, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного исполнения, другие для пока- за в классе, третьи - в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксиру -ется в индивидуальном плане ученика.

Контроль и учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль производится в виде контроль- ных уроков, академических концертов, технических зачетов, прослушиваний выпускников. Технический зачет проводится 2 раза в год с целью выявле- ния технического продвижения учащихся и проходит в присутствии комис- сии, состоящей из преподавателей отделения. Технический  зачет  прово -дится   среди  учащихся  2,3,4 классов.

Школьные академические концерты  проводятся 2 раза в год и носят открытый характер. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академи- ческом концерте.

Прослушивания выпускников проводятся 3 раза в год (декабрь, февраль, март) и предполагают исполнение произведений выпускной прог- раммы.

Итоговая аттестация производится в виде экзамена.  В 5 классе прово- дится выпускной экзамен.  Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений.

 Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

 На выпускные экзамены выносятся три произведения различных жанров и форм.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. прирав нивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспозиции на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения. А также и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии двух-трех педагогов отдела (для устранения перегрузки учащихся проверку указанных навыков можно проводить на двух контрольных уроках).

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достиг- нутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.

Исполнение самостоятельно подготовленных произведений, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

2) оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;

3) другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования по классам                                                      Первый класс.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Знакомство с инструментом, названием частей гитары. Посадка и постановка правой руки, организация целесообразных игровых движений.      

Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (5-7).

Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой.

Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.

В течение учебного года обучающийся должен познакомиться и уметь пользоваться такими терминами как тирандо, апояндо, Forte, Piano.

В конце учебного года обучающийся должен уметь описать характер произведения, подобрать на слух простейшую мелодию, состоящую из 3-5 нот.

В течение года учащийся должен освоить:

мажорные и минорные гаммы (трех видов) в 1-2 октавы  в пределах 1-й и 2-й позиций;

хроматическую гамму в 1-й позиции;

каденции к указанным гаммам;

8-10 произведений различных по форме и содержанию: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера;

6-8 этюдов с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком;

музыкальные термины.

Второй класс

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Работа над качеством исполнения тирандо. Одно и двухоктавные мажорные гаммы в I и II позициях. Работа над переходами со струны на струну. Знакомство с грифом гитары в пределах 4-9 позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа.

Динамика звучания. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки

Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-пяти позиций. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом.

 Динамика звучания. Элементарные виды флажолетов.

В конце учебного года ученик должен знать строй гитары, расположение нот на грифе до VIII  лада, понятие аппликатура, обозначения ладов, струн, пальцев обеих рук,  длительности, строение минорного  лада.

В течении учебного года обучающийся должен познакомиться и уметь пользоваться такими терминами как легато, стаккато, арпеджиато, Allegro, Andante.

В течение года учащийся должен освоить:

 гаммы До мажор и ля минор в аппликатуре А. Сеговии;

двухоктавные мажорные гаммы в типовой аппликатуре в различных тональностях;

хроматическую трехоктавную гамму;

 6-8 этюдов на аккорды и арпеджио;

8-10 пьес различного характера (в том числе ансамбли).

 Для хорошо подготовленных учащихся можно включить в план 2-4 произведения с элементами полифонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах 1, 2, 3, 4 позиций (i-m, тирандо)

Третий класс

Работа над гаммами. Совершенствование исполнения различных видов арпеджио. Развитие техники баррэ. Развитие техники легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации.

Работа над координацией действий рук.

Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.

Прием апояндо. Подготовка к изучению крупной формы.

Игра в ансамбле.

В конце учебного года ученик должен освоить восходящее легато, нисходящее легато, расположение нот на грифе до X  лада, малое баррэ, пунктирные длительности,  строение минорного  и мажорного лада.

В течении учебного года обучающийся должен познакомиться и уметь пользоваться такими терминами как легато, стаккато, арпеджиато, Non legato, Allegro, Adagio, Andante.

В конце учебного года обучающийся должен уметь прочитать с листа пьесу за 1 класс, знать простейшие фактуры аккомпанемента, уметь подобрать по слуху аккомпанемент, состоящий из T3, S3, D3, подобрать по слуху мелодию с несложной фактурой и простым метроритмом.

В течение года учащийся должен освоить:

гаммы Соль мажор и ми минор в аппликатуре А. Сеговии;

гаммы мажорные трехоктавные в типовой аппликатуре;

4-6 этюдов на разные штрихи;

2 полифонические пьесы,

1 пьеса крупной формы,

6-8 пьес различного характера (и ансамбли);

несколько произведений для чтения с листа.

Хорошо подготовленным учащимся рекомендуется изучение нетрудных ажорных гамм в аппликатуре А.Сеговии формулами i-m и m-a (тирандо и апояндо), а также упражнения для развития техники арпеджио и легато.

Четвертый класс

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навы -ков учащихся. Более высокие требования к качеству звука и выразительнос- ти исполнения. Работа над динамикой, ритмом.

Развитие беглости пальцев. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях.

Искусственные флажолеты.

Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Совершенствование техники аккордовой игры. 3акрепление навыков игры в позициях.

Исполнение мелизмов: форшлаг, мордент, группетто.

В конце учебного года ученик должен освоить восходящее легато, нисхо -дящее легато, расположение нот на грифе до XII  лада, большое  баррэ, мордент, форшлаг, триоль, расгеадо, вибрато, натуральные флажолеты.

    В течении учебного года обучающийся должен познакомиться и уметь пользоваться такими терминами как тирандо, апояндо, легато, стаккато, арпеджиато, Accelerando, A tempo, Meno mosso, Piu mosso, Ritenuto.

В конце учебного года обучающийся должен уметь прочитать с листа пьесу за 2 класс, знать простейшие фактуры аккомпанемента, уметь подобрать по слуху аккомпанемент, состоящий из T3, S3, D3 с отклонением в параллельную тональность, подобрать по слуху мелодию с несложной фактурой и простым метроритмом.

В течение года учащийся должен освоить:

гаммы Ми и Фа мажор трехоктавные, до минор, минорные двухоктавные гаммы в типовой аппликатуре, гаммы терциями, секстами;

5-6 этюдов на различные штрихи;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

2 полифонических произведения;

1-2 пьесы крупной формы;

пьесы, для чтения с листа;

изучение аккордов на баррэ в  III , V, VII позициях.

Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется выучить не менее 4 полифонических пьес, 2х произведений крупной формы, 6 этюдов на различные виды техники, гаммы в аппликатуре А.Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.

Пятый класс

Совершенствование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня музыкально-художественного мыш- ления учащихся. Углубленная работа над звуком. Углубленная работа над техникой игры. Работа над гаммами. Исполнение гамм в заданном темпе.          

Объём теоретических  знаний  и практических умений: расположение нот на грифе до XIX  лада.

Продолжать работу над приемами:  большое  баррэ, мордент, форшлаг, триоль, расгеадо, вибрато, натуральные флажолеты.

Подготовка выпускной программы.

В течение учебного года обучающийся должен познакомиться и уметь пользоваться такими терминами как тирандо, апояндо, легато, стаккато, арпеджиато, Allegretto, Presto, Largo, Moderato и другими музыкальными терминами, которые он изучал ранее. Ансамбли.

В конце учебного года обучающийся должен уметь прочитать с листа пьесу за 3 класс, знать простейшие фактуры аккомпанемента, уметь подоб -рать по слуху аккомпанемент, состоящий из T3, S3, D3 с отклонением в параллельную тональность, подобрать по слуху мелодию с несложной фак- турой и простым метроритмом.

В течение года ученик должен освоить:

гаммы Си мажор, соль, си минор трехоктавные с каденциями;

минорные трехоктавные в типовой аппликатуре в различном ритмическом оформлении; гаммы октавами, децимами;

4-6 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли и аккомпанементы);

произведения для чтения нот с листа.

Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее специальное учебное заведение. Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу вступительного экзамена.

Примерный репертуарный список

1 класс

«Ой, Джигуне, Джигуне». Украинская народная песня.

«Хасбулат удалой». Русская народная песня.

«Светит месяц». Русская народная песня.

«Коробейники». Русская народная песня.

«Чудо-чудеса». Детская песенка.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.

«Хуторок». Русская народная песня.

«Из-под дуба, из-под вяза». Русская народная песня.

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.

«Ты пойди, моя коровушка, домой». Русская народная песня.

«Ехал казак за Дунай». Украинская народная песня.

«Ходила младешенька». Русская народная песня.

«Ой, ты, дивчина, зарученная». Украинская народная песня.

«Вдоль да по речке». Русская народная песня.

«Птичка». Русская народная песня.

«По малину в сад пойдем». Русская народная песня.

М.Каркасси. «Прелюд».

Сагрерос. Этюд ля минор.

М.Каркасси. Этюд ля минор.

А.Шмидт. Этюд До мажор.

А.Иванов-Крамской. Этюд До мажор.

Ф.Карулли. Этюд ми минор. 

В.Козлов «Полька»

В.Козлов «Маленькая арфистка»

Кленьянс  «Вальс»

Е.Поплянова  «Старинная мелодия»

В.Козлов  «Грустный напев»

Надтока  «Дождик»

Ш.Рак «Ласковая песенка»

Ш.Рак «Старинная песня»

А.Виницкий  «Блюз» Еm №1

Юрьев В. «Этюд»

Карулли Ф. «Вальс»

Примерные программы академических концертов

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

Исаков П. «Вальс»

Русанов В. «Этюд»

Русская народная песня «Вдоль по речке»

2 класс

А.Виницкий  «Путешествие маленького червячка в дикой клубнике»

Доменикони  «Погода»

А.Виницкий  «Блюз»

Л.Боок  «Что за день?»

В.Козлов   «Дедушкин рок-н-ролл»

К.Шиндлер  «Вальс»

И.Линнеман  «Ночь»

К.Шиндлер  «Маленькая желтая птица»

Гюнтен Ф. «Пастораль»

Х.Паркенинг «Пьеса»

Д.Агуадо. Этюд До мажор.

Н.Кост. этюд соль мажор.

А.Диабелли. Этюд До мажор.

А.Иванов-Крамской. Этюд Соль мажор.

М.Каркасси. Этюд ми минор.

М.Каркасси. Этюд До мажор.

М.Каркасси. «Прелюд».

М.Иванов. «Полька».

Ф.Карулли. «Вальс».

М.Джулиани. «Аллегро».

М.Каркасси. «Аллегретто».

М.Каркасси. «Андантино».

М.Каркасси. «Вальс».

«Ходила младешенька». Русская народная песня.

«То не ветер ветку клонит». Русская народная песня.

«Утушка луговая». Русская народная песня.

«Под окном черемуха колышется». Русская народная песня.

М.Каркасси. «Марш».

В.Гетце. «Полька».

Л.Бекман. «Елочка».

Р.Паулс. «Колыбельная».

И.Кореневская. «Осенью».

Примерные программы академических концертов

Русская народная песня «Вдоль по речке»

Карулли Ф. «Вальс»

Иванов М. «Этюд» №1

Менро Л. (обр.) «Я вечор в лужках гуляла»

3 класс

М.Джулиани. Этюд  До мажор.

В.Гуркин. Этюд ми минор.

В.Гуркин. Этюд  До мажор.

Б.Ковач. Этюд ля минор.

Н.Кост. Этюд Соль мажор.

Ф.Сор. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд Ми мажор.

А.Диабелли. Этюд Соль мажор.

И.Кригер. «Менуэт».

И.Пахельбель. «Сарабанда».

М.Каркасси. «Андантино».

«Чардаш». Венгерский народный танец.

В.Калинников. «Миниатюра».

А.Жилинскис. «Латышская народная полька».

Н.Иванова-Крамская. «Вальс».

С.Луконюк. «Элегия».

Рокмора. «Мазурка».

Ф.Карулли. «Романс».

П.Майборода. «Киевский вальс».

К.Виленский. «Шутка».

«Клен ты мой опавший». Романс.

«Дивка в синях стояла». Украинская народная песня.

«Ах ты, душечка». Русская народная песня.

«Как ходил, гулял Ванюша». Русская народная песня.

Е.Раков. «Полифоническая пьеса».

В.Кучеров. «Тема с вариациями».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

Ш.Рак  «Романс»

В.Минесетти «Вечер в Венеции»

Джулиани  «Мотылек»

В.Галилей «Гальярда»

Е.Нилова  «Элегия»

Е.Поплянова  « Песенка старого  дилижанса»

А.Виницкий «Прелюдия» №3

А.Мударра  «Гальярда»

Е.Баев «Романс гнома»

Березовский Д. «Этюд» №5

Примерные  программы академических  концертов

Александров Н. «Этюд» №2

Русская народная песня «Я на горку шла»

Менро Л. (обр) «Ходила младешенька по борочку»

Карулли Ф. «Пьеска»

4 класс

А.Виницкий  «Любопытный»

Л.Нарваэс «Песня для императора»

В.Козлов  «Баллада о Елене»

Х.Квинтон   «Лягушонок»

В.Галилей  «Канцона»

Р. де Визе   «Паскалия»

А.Лауро  «Венесуэльский вальс» №2

М.Линнеман  «Ночной шепот»

Негрино  «Ричеркар»

Березовский Д. «Этюд» №9

П.Агафошин. Этюд ми минор.

Т.Агуадо. Этюд ля минор.

В.Гетце. Этюд ля минор.

Ф.Сор. Этюд  До мажор.

Ф.Сор. Этюд ми минор.

Ф.Карулли. Этюд  До мажор.

И.Мертц. Этюд Ля мажор.

Н.Михайленко Этюд Ля мажор.

Н.Кост. «Менуэт».

И.С.Бах. «Жига».

Ф.Сор. «Менуэт».

Б.Дварионас. «Вальс».

В.Гомес. «Романс».

М.Понсе. «Мексиканское скерцино».

М.Шишкин. «Ночь светла».

Д.Качччини. «Аве, Мария».

П.Роч. «Вальс».

В.Гуркин. «Две сентиментальные прелюдии».

А.Сговия. «Прелюдия».

Л.Валькер. «Маленький романс».

Ж.Дюарт. «Прелюд».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

Примерные  программы  академических  концертов

Александров Н. «Этюд» №10

Мелешко Р. (обр) «Среди долины ровныя»

Иванов М. (обр) «Эй, ухнем»

Высотский М. «Мазурка»

5 класс

М.Каркасси. Этюд Ля мажор.

М.Каркасси. Этюд Ре мажор.

Д.Агуадо. Этюд До мажор.

Д.Агуадо. Этюд Соль мажор.

Д.Агуадо. Этюд ля минор.

М.Джулиани. Этюд ля минор.

М.Джулиани. Этюд До мажор.

Ф.Сор. Этюд До мажор.

Н.Паганини. «Сонатина Ля мажор».

Ф.Карулли. «Рондо».

Н.Джулиани. «Сонатина».

Ф.Сор. «Вариации».

В.Гуркин. «Испанский эскиз № 2».

А.Иванов-Крамской. «Вальс».

Д.Чимароза. «Соната Ля мажор».

А.Иванов-Крамской. «Как у нас во садочке».

«Вдоль по улице метелица метет». Русская народная песня.

«Ивушка». Русская народная песня.

Ф.Карулли. «Аллегретто».

М.Каркасси. «Андантино».

Н.Кост. «Рондо».

Н.Кост. «Рондолетто».

Н.Паганини. «Сонатина До мажор».

Б.Калатаюд. «Гавот».

Н.Кост. «Баркаролла».

М.Рокамора. «Маззурка».

В.Галилей. «Лютневая пьеса».

Г.Перселл. «Ария».

Д.Семензато. «Шоро». 

А.Виницкий  «Что-то случилось  в волшебном  лесу»

Х.Морель «Романс»

Х.Морель «Миссионера»

Х.Кардоссо «Милонга»

Н.Кошкин «Галоп»

З.Беренд «Танец священной горы»

Л.Брауэр «День в ноябре»

С.Л.Вайс «Фантазия»

А.Виницкий  «Самба»

Примерная экзаменационная программа

Березовский Д. «Этюд» № 10

Сазонов В. (обр.) «Степь да кругом»

Березовский Д. «Мазурка»

Бах И. «Куранта»

Морков А. «Адажио»

Рекомендуемые учебные пособия и сборники

  1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1987.
  2. Агабабов В. «Гитаристу – любителю». М., 1987.
  3. Вещицкий П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». М., 1970.
  4. Викторов П. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 6, М., 1970.
  5. Викторов П. «Альбом начинающего игтариста». Вып. 7, М., 1976.
  6. Викторов П. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 8, М., 1977.
  7. Вильгельми В. «Шестиструнная гитара: учебный репертуар для подготовительного и первого классов». Киев, 1974.
  8. Гевиксман В. «Инструментальные ансамбли». М., 1980.
  9. Гитман А. «Классические этюды». М., 1997.
  10. Гитман А. «Пьесы и этюды для шестиструнной гитары». М., 1999.
  11. Гордиенко К. «Шестиструнная гитара, 1-2 кл». Ростов н/Д. 1998.
  12. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 1 класс». Ростов н/Д. 1998.
  13. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 3-4 классы». Ростов н/Д. 1999.
  14. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 4-5 классы». Ростов н/Д. 1999.
  15. Гуркин В. «Хрестоматия гитариста, 5 класс». Ростов н/Д. 1999.
  16. Иванов – Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.
  17. Иванов – Крамской А. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 2. М., 1971.
  18. Иванов – Крамской А. «Альбом начинающего гитариста». Вып. 4 М., 1972.
  19. Иванов – Крамской А. «Избранные произведения для шестиструнной гитары». М., 1970.
  20. Иванов – Крамской А. «Пьесы, обработки , этюды для шестиструнной гитары». М., 1972.
  21. Иванов – Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ростов н/Д. 1999.
  22. Иванов – Крамской А. «Хрестоматия гитариста 1-2 кл.». М., 1971.
  23. Иванова – Крамская Н. «Альбом для юношества». Вып. 1. М., 1985.
  24. Иванова – Крамская Н. «Альбом для юношества». Вып. 2. М., 1986.
  25. Иванова – Крамская Н. «Произведения для шестиструнной гитары из репертуара А.Иванова – Крамского». М., 1983.
  26. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.
  27. Кашандинов Г. «Альбом для юношества». М., 1984.
  28. Ковалевская Я. «20 этюдов для шестиструнной гитары». Л., 1975.
  29. Кроха О. «Хрестоматия гитариста 1-7 кл.». М., 1996.
  30. Кузнецов Н. «Техника игры на шестиструнной гитаре». Киев, 1972.
  31. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М., 1986.
  32. Ларичев Е. «Концертные пьесы». М., 19972.
  33. Ларичев Е. «Пьесы, обработки и этюды для шестиструнной гитары» М., 1978.
  34. Ларичев Е. «Хрестоматия гитариста 3-5 кл.». Вып. 1. М., 1972.
  35. Ларичев Е. «Хрестоматия гитариста 1-3 кл.». М., 1984.
  36. Максименко В. «Концертные пьесы». Вып. 30. М., 1987.
  37. Максименко В. «Джазовые пьесы». М.,Э 1998.
  38. Михайленко Н. «Хрестоматия гитариста 2 класс». киев, 1984.
  39. Николаев А. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». М., 1986.
  40. Пермяков н. «Этюды для шестиструнной гитары». Л., 1987.
  41. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре». М., 1977.
  42. Поликарпов И. «Избранные пьесы для шестиструнной гитары» М., 1972.
  43. Поликарпов И. «Концертные пьесы». Вып. 5. М., 1969.
  44. Сазонов В. «Школа игры на семиструнной гитаре». М., 1983.
  45. Славский В. «Этюды для шестиструнной гитары». Киев, 1981.
  46. Славский В. «Классические произведения для ансамблей шестист -рунной гитары». Киев, 1978.
  47. Хоржевская Е. «Дуэты для шестиструнной гитары». Л., 1976.
  48. Кузин Ю. «Шесть струн – шесть ступенек» 1-2 ст. Новосибирск 2002.
  49. Кузин Ю. «Шесть струн – шесть ступенек» 3 ст. Новосибирск 2002.
  50. Кузин Ю. «Шесть струн – шесть ступенек» 4 ст. Новосибирск 2002.
  51. Кузин Ю. «Шесть струн – шесть ступенек» 5 ст. Новосибирск 2002.
  52. Кузин Ю. «Шесть струн – шесть ступенек» 6 ст. Новосибирск 2002.
  53. 100 этюдов для развития гитарной техники Гран – центр Омск 1999.
  54. Старинная музыка 1- 5 класс Д М Ш. гитара Гран – центр Омск 1999.