Главные вкладки
Статья "Частная музыкальная школа, как вид альтернативной школы"
Частная современная музыкальная школа – это прекрасный вариант не только обучения музыке всех возрастов , но также это и замечательный досуг и альтернатива , возможность выбора среди государственных и частных музыкальных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chastnaya_muzykalnaya_shkola_1.odt | 16.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальная статья
Частная музыкальная школа как вид альтернативной школы
Автор:
Рахимзянова Надежда Рашитзяновна, педагог доп. образования
Санкт-Петербург
2024
Начало XX века отмечено в истории российского музыкального образования повсеместным открытием государственных и частных учебных заведений музыкального профиля. При определяющем консерваториями направлении музыкального образования, преобладающую его основу составляли по-прежнему частные учебные заведения и частная педагогическая практика. Традиционно высоким и одновременно дорогим сохранялся уровень домашнего музыкального воспитания. Изменился качественный состав педагогов-музыкантов, среди которых значительное место занимали выпускники консерваторий и училищ, а также институтов благородных девиц, учительских семинарий и университетов.
Особую сферу музыкального образования представляли частные музыкальные школы, классы, курсы, располагавшие большей свободой в выборе и применении учебных программ, в создании социальных условий для различных слоев населения. Большинство частных школ ставило своей задачей давать учащимся всестороннее музыкальное образование, а лучших -готовить к поступлению в консерваторию.
Я хочу заметить, что история существования частной музыкальной школы имеет богатую историю. В нашего время сохранились все главные принципы обучения в частной музыкальной школе. Частная школа- это прекрасная альтернатива государственной школе. Большая творческая свобода выбора репертуара, интересных программ привлекают многих учеников разных возрастов. Музыкальное образование должно быть доступно каждому в любом возрасте. Конечно же, в наше время роль частной музыкальной школы не такая, может быть, всеобъемлющая, но ее существование очень обогащает и дополняет современное музыкальное образование. Частная и государственная музыкальная школа на протяжении всей истории развития тесно переплетались и дополняли друг друга, развивались исторически дуэтом. Такая совокупность и взаимодополняющий фактор послужили тому, что на протяжении огромного времени зарождалось российское музыкальное образование.
Философы, просветители, ученые, педагоги всегда ставили музыкальное искусство и музыкальное образование на одну из важнейших ступеней общего образования и воспитания. История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. Вплоть до XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Востребованность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры в музыкально-образовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов. Вторая половина XIX столетия ознаменовала новый этап в становлении и развитии музыкального образования в России. Демократические тенденции, происходившие в российском обществе после отмены крепостного права, активизация всех сторон общественной жизни наметили динамику развития музыкального образования в сторону разночинного контингента учащихся. Известный музыкант и педагог К.Ю. Давыдов неоднократно подчеркивал важность ликвидации разрыва в культурном уровне между столичными городами и провинциальными, что явно наблюдалось в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Он считал первостепенной и важнейшей задачей воспитание большого числа образованных «музыкальных тружеников ». П.Ф. Каптерев в «Дидактических очерках» указывал на необходимость эстетического развития детей, прежде всего через исполнение, а для этого первостепенным считал обучение игре на музыкальных инструментах, хоровому пению [10]. Огромный вклад в дело развития культурно-просветительской деятельности внесла Народная консерватория, открытая в Москве в 1906 году. Это послужило толчком для дальнейшего развития российского музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора. Представляется очень важным и своевременным создание в это время творческо-музыкальных структур и открытие музыкальных учебных заведений. Яркими событиями стало открытие в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве Императорского Русского музыкального общества, открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.), Бесплатной музыкальной школы в Москве (1862 г.). Период второй половины XIX начала XX веков явился определяющим в формировании системы музыкального образования России. Идеи, заложенные более ста лет назад, помогают сохранить фундаментальный, масштабный характер и определить стратегию развития российского музыкального образования в XXI веке.
Выдающийся педагог и мыслитель своего времени, создатель научной педагогики Я.А. Коменский считал развитие творческих, эстетических дарований важнейшим фактором воспитывающего обучения, основанного на гуманности, религиозности и нравственности.
Российская педагогика, основанная на вековых традициях русской народной педагогики, получила широкое развитие в трудах великих русских ученых, педагогов, обогативших теорию и практику воспитания прогрессивными идеями, главными из которых являются уважение к личности учащегося, единство нравственного, эстетического и физического начал. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики, в том числе и в области музыкального воспитания, русские педагоги определили пути развития российского образования, в котором значительное место было отведено художественно-эстетическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.
История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. С принятием христианства, наряду с фольклорным направлением, начинает развиваться православное богослужебное пение, имеющее византийские православные традиции. Музыкально-педагогическая мысль того времени базировалась на положениях и учениях Русской Православной Церкви, находивших воплощение в древнерусской православной педагогике.
Основными центрами образования, в том числе музыкального, являлись княжеские дворы и монастыри. В содержание образования этого периода, кроме чтения и письма, входило и богослужебное пение. Особое значение в деле подготовки профессиональных певчих в Древней Руси имели специальные певческие школы. Традиционным было создание певческих школ при церковных хорах, учителями становились опытные певчие, под руководством которых начинающие певцы осваивали основы певческого мастерства.
Важным шагом на пути реорганизации системы музыкального образования на Руси стало открытие на юго-западе страны в XVI - начале XVII вв. Львовской, Луцкой, Киевской и некоторых других братских школ. Отличительной чертой братских школ являлось обучение музыке, что говорит о пересмотре государственными и общественными деятелями взглядов на воспитательные и образовательные возможности музыки и целесообразность ее введения в содержание отечественного музыкального образования.
Принципиально новое для Руси в этот период - появление первых предпосылок музыкального образования светской направленности. Это было связано, прежде всего, с деятельностью профессиональных и полупрофессиональных
музыкантов-скоморохов, главным для которых считалось развлечение слушателей.
На рубеже ХУШ-Х1Х веков уже формировались основы русского национального музыкального мышления. Н.М. Карамзин утверждал музыкальное начало в русской культуре как национально-ментальное. Проблемы музыкального просвещения находят живой отклик у русского писателя, философа, музыкального теоретика В.Ф. Одоевского. Горячо поддерживая музыкальное образование в среде простых людей, он ставил центральным вопросом музыкального обучения - изучение нотной грамоты. В.Ф. Одоевский отмечал, что «этическое», «духовное» всегда оказывалось выше «земного», «чувственного» [17].
В начале XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Высокий ранг музыки обеспечивался знаменитыми духовными концертами Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского, воплощавшими идеи соборности, православия, национального, и именно в такой ипостаси русская музыка воспринималась «всерьез». Востребованность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры не только в наиболее развитую, но и в музыкально-образовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов.
Вторая половина XIX столетия ознаменовала новый этап в становлении музыкального воспитания и образования в России. Ярким событием в области музыкального просвещения стало открытие в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Главными инициаторами его организации стали выдающиеся деятели того времени: А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, Д.В. Стасов, М.Ю. Вильегорский, В.Ф. Одоевский. Одной из основных задач общества было стремление сделать музыку доступной широким массам слушателей. Вскоре, в ряде городов России открываются филиалы Императорского Русского музыкального общества и учебные заведения при них. Кроме просветительской, деятели общества видели свою задачу и в приобщении народных масс к серьезным музыкальным занятиям на профессиональной основе.
В 1862 году была открыта Бесплатная музыкальная школа под руководством композитора М.А. Балакирева и русского хорового дирижера Г.Я. Ломакина. Концерты Бесплатной музыкальной школы под управлением М. А. Балакирева имели огромное значение в деле музыкального просвещения, являлись центром пропаганды русской классической музыки, развивая и укрепляя национальную хоровую культуру России.
Невозможно переоценить такое событие в истории музыкальной культуры и образования России как открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.) Основоположник музыкального профессионального образования А.Г. Рубинштейн определил наиглавнейшие задачи их деятельности - всестороннее развитие личности музыканта, воспитание его эстетических вкусов на основе высокохудожественных образцов музыкальной литературы, стремление найти коллективные формы музыкального исполнительства. Интенсивная деятельность первых русских консерваторий во второй половине XIX столетия обусловила позитивные процессы развития профессионального музыкального образования. Важным итогом работы высших музыкальных учебных заведений явилась подготовка педагогов не только для столиц, но и для других регионов России.
Благодаря усилиям передовых русских музыкантов-педагогов были определены пути развития российского музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.
Таким образом, в течение достаточно протяженного временного периода формировалось и крепло российское музыкальное образование, впитавшее лучшие традиции русского национального искусства. Была создана широкая сеть музыкальных учебных заведений, выросла целая плеяда великолепных музыкантов-педагогов, умелых организаторов, исполнителей, композиторов, общественных деятелей. Все это предопределило фундаментальный и масштабный характер развития российского музыкального образования в XX-XXI веках.