Применение знаний по психологии в практической деятельности музыканта – педагога.
Применение знаний по психологии в практической деятельности музыканта – педагога.
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota1.docx | 19.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».
Методическая разработка
Применение знаний по психологии в практической
деятельности музыканта – педагога.
Ганоцкая Наталья Андреевна
педагог дополнительного
образования по классу
фортепиано
г. Керчь
2023г.
Важнейшая задача, которая стоит перед каждым педагогом, это постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика согласно его нервной организации. Для формирования личности ученика большое значение имеет тип его нервной деятельности – темперамент, который сказывается на работоспособности, уравновешенности, активности, переключаемости, тормозимости, темпе реакции, возбудимости.
Темперамент - это наша биологическая характеристика, это набор психологических свойств, которые даны от рождения. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. Если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности учеников, ему гораздо легче строить воспитательный и образовательные процессы. Так, холерики не уравновешены, вспыльчивы, но быстро отходчивы. Они впечатлительны и не обладают выдержкой. С таким видом темперамента необходимо постоянно укреплять процесс торможения, уравновешенности и требовать неуклонного выполнения начатого дела до конца. Перед ними можно и нужно ставить более сложные задачи.
Сангвиники уравновешены, добродушны, подвижны, легко переносят неудачи, легко находят друзей. Хорошо организуются и переключаются на интересную работу, с ними следует избегать монотонности в работе.
Флегматики медлительны, невозмутимы, устойчивые в настроении. На сосредоточенность им нужно отводить больше времени. Таким детям необходимо постепенно наращивать темп и посильность в работе.
Меланхолики - это глубоко думающий тип людей, но со слабой нервной организацией. Обладают работоспособностью, но мнительны, обидчивы. Они медленно усваивают новый материал, но долго его сохраняют в памяти.
В чистом виде эти четыре типа темперамента встречаются редко. Обычно к одному основному типу темперамента добавляются отдельные свойства других типов. С ростом ребенка развиваются не только механические навыки, но и высшие психологические функции. Это восприятие, внимание, память, мышление. Большое внимание в психологии уделено процессу формирования мышления у детей. Сначала оно наглядно - действенное, далее становится наглядно - образным, а у подростков мышление формируется в понятиях, что дает им возможность более полно ощущать музыкальные произведения в целом и в частности.
Конкретное мышление - музыка - это игра на фортепиано, а абстрактное мышление – музыка - это озвученные и жизнь, и слезы, и любовь. Так как музыка - это жизнь в звуках, в то же время жизнь - это чувства людей, преображенные в звуках. С самого рождения происходит развитие таких высших психологических функций как восприятие, внимание, память.
Восприятие – это самая ранняя функция в психическом развитии ребенка. На каждой новой возрастной ступени восприятие качественно изменяется. Восприятие подростка, взрослого человека это не только сложный синтез различных впечатлений и образов памяти, но и синтез мышления и восприятия.
Память развивается также с раннего детства. Логическая память, возникающая на основе синтеза интеллекта и примитивной памяти, формируется в переходном возрасте. Примитивная память ребенка опирается на инстинктивную память, а память подростка опирается на мышление.
Внимание, как и память, в процессе взросления приобретает большой диапазон и устойчивость, интересы становятся шире и основной элемент внимания воля, становится более выдержанной и укрепленной. Внимание становится более длительным и активным, формируется логическое мышление.
Педагогу важно и необходимо владеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности ученика.
Первый метод – это наблюдение. Оно позволяет установить особенности мышления, восприятия, помогает понять психику ученика. Выяснив психологический склад ученика, педагог сможет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.
Второй метод – это беседа. С помощью беседы образуется тесный контакт между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычной силой слова. Слова – это средство воздействия на человека. Ободряющие слова часто помогают ученику обрести уверенность и мобилизовать свои силы для преодоления трудностей.
Третий метод – это эксперимент. Он предполагает активное воздействие педагога на действия ребенка, обнаруженные путем наблюдения за ним (1-ый метод) и уточненные посредством беседы (2-ой метод), при котором ученик не подозревает, что подвергается какому-то психологическому эксперименту.
Для успешного обучения педагогу необходимо претворять в жизнь дидактические принципы педагогики.
Первый принцип – это принцип постепенной прогрессивности. В педагогической практике встречаются случаи, когда ученику, обладающему хорошими исполнительскими данными, дают произведения, доступные для мышления и чувствам взрослого человека. Пальцы играют это произведение, но за пределами его сознания остается главное – это художественный образ. Но этот принцип в музыке предполагает и скачкообразность в развитии ученика. Но наличие скачков требует от педагога большей продуманности с одаренным учеником. Так, при слабо развитом художественном мышлении, ученику следует давать произведения с большей музыкальной выразительностью. Если же художественное мышление преобладает над техническими возможностями, необходима интенсивная работа над воспитанием и совершенствованием исполнительских навыков.
Второй принцип – это сознательность обучения. Педагог обязан подробнейшим образом объяснить ученику стоящие перед ним задачи, а не самому, например, расставлять пальцы, штрихи, переводить обозначения и т.д. При разборе следует указывать ученику не только на его ошибки, но и на их причины, а также методы их устранения. Это хорошо активизирует внимание и волю ученика, развивает у него творчески сознательное отношение к выполняемой работе.
Третий принцип – это самостоятельность. В младших классах строение фразы, динамику, штрихи и т.д. как правило объясняет педагог, а для творческой работы над произведением особое значение приобретают психологические факторы ученика, его фантазия, воображение.
Принцип музыкальной педагогики – это принцип непрерывного единства художественного и технического воспитания, где главная задача заключается в раскрытии художественного образа произведения. При этом техника является лишь средством, с помощью которого этот образ раскрывается и воплощается в реальном звучании. Ученика необходимо научить способам осмысленной работы над музыкальным произведением. Педагогу необходимо понимать, что развитие исполнительской техники ученика находится в прямой зависимости от совершенства его психологической организованности, а также от устойчивости его эмоциональной сферы, от степени его волевого усилия.
Восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое восприятие в процессе исполнения неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием психических явлений.
Знание психологии необходимо педагогу для гибкого приспособления методов обучения и воспитания к индивидуальным особенностям ученика. Педагогу необходимо поощрять и направлять ученика на музыкальное творчество, на развитие фантазии, на изучение смежных видов искусств – поэзии, живописи и т. д.
Список используемой литературы:
1. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка», издательство «Образование», г.Ижевск,1987г.
2. Л.Л. Бочкарев «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов к публичному выступлению», издательство «Музыка», г. Москва,1988г.
3. О.Ф. Брагина «На уроках Анны Даниловны Артоболевской», издательство «Советский композитор», г.Москва,1978г.
4. Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», издательство « Музыка», г. Москва,1988г.
5. В.С. Мухина «Возрастная психология» издательство «Академия», г. Москва, 2011г.
6. Л.Л. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности», издательство «Музыка», г. Москва,1980г.