Открытый урок "Работа над унисоном в младшем хоре"
Формирование и развитие у обучающихся певческих навыков, освоение унисона (навыка унисонного пения); развитие музыкального слуха, образного восприятия музыки, творческого мышления и культуры пения у учащихся младшего школьного возраста через общение к музыкальному искусству; выработка навыков формирования певческого звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_rabota_nad_unisonom_v_mladshem_hore.docx | 27.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Татарстан
Управление культуры исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ
Работа над унисоном в младшем хоре
Открытый урок
Преподаватель высшей
квалификационной категории
по классу хора
Евстифеева Галина Борисовна,
Преподаватель первой
квалификационной категории
Самойлова Ольга Дмитриевна
2024 г.
План открытого урока
Преподаватели: Евстифеева Галина Борисовна, высшая квалификационная
Категория, Самойлова Ольга Дмитриевна, первая квалификационная категория
Место работы: МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ
Предмет: «Младший хор»
Класс (год обучения): учащиеся 2 класса (8 ОП)
Дата проведения урока: 17 октября 2024 года
Тема открытого урока: «Работа над унисоном в младшем хоре»
Тип данного урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся певческих навыков, освоение унисона (навыка унисонного пения); развитие музыкального слуха, образного восприятия музыки, творческого мышления и культуры пения у учащихся младшего школьного возраста через общение к музыкальному искусству; выработка навыков формирования певческого звука .
Задачи урока:
Обучающие:
- обучить овладению техникой пения в унисон;
- раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта;
- обучить легкой подачи звука, напевности;
- обучение чистоты интонирования мелодии;
- обучить начальным навыкам фразировки.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать певческий голос;
- развивать музыкальный слух и память;
- способствовать формированию интереса к музыке.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- способствовать вовлечению учащихся в активную практическую деятельность.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой метод, метод активизации зрительного и слухового восприятия.
Методические материалы:
Литература:
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. Школа хорового пения. Выпуск 2. -М., издательство «Музыка», 1987.
- М.А. Михайлова. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов: Академия развития, 2006.
- Н.Добровольская, Н.Орлова. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: "Музыка", 1972.
Оборудование урока: музыкальный инструмент, рабочий стол, CD-проигрыватель, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.
Этапы урока:
I. Организация начала урока.
II. Объяснение понятия «унисон».
III. Работа над вокально-хоровыми упражнениями.
IV. Работа над произведением.
V. Физкультминутка.
VI. Работа над произведением.
VII. Подведение итогов. Задание на дом.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Приветствие. Психологический настрой учащихся, создающий комфортную обстановку в классе.
II. Объяснение понятия «унисон».
«Унисон» – это одновременное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. А теперь мы свами споём уже знакомые нам упражнения. Ваша задача: вы должны постараться произносить и петь распевки вместе, одновременно хором. И так как мы с вами поем пока в один голос, старайтесь, чтобы ваши голоса слились. Спойте, как один человек. Внимательно слушайте себя и друг друга, чтобы звучание было слаженное. И что при пении хором одноголосно, нужно обращать внимание на точное вступление, слушать не только себя, но и стоящих рядом детей, стараться чисто выпевать мелодию.
III. Работа над вокально-хоровыми упражнениями.
- Интонирование гласного «У» по полутонам (при пении на гласном «У» раскрывается не только рот, но и глотка; вместе с тем растягивается мягкое небо, уплотняются стенки глоточного резонатора (прием «полузевка»). Упражнение исполняется «на улыбке», нижняя челюсть опускается достаточно низко, свободно, не зажато; следить за формированием высокой певческой позиции, дыханием – вдох мягкий через нос, как бы вдыхая «аромат цветка».
- На слог «КУ» нисходящее движение на «стаккато» от пятой до первой ступени (легкое, четкое, краткое стаккато воспитывает навык активной, но без перегрузки певческой атаки; дети вернее и чище интонируют, когда звуки не связываются; упражнение исполняется на улыбке, при свободном открытии рта в целях выразительности исполнения, закрепляется навык плавного спокойного вдоха через нос).
- Поступенное движение на «легато» в объеме квинты вверх и вниз на слог «КУ» (активизирует раскрепощение нижней челюсти, правильное формирование гласного «У», дыхание и атаку звука, нахождению верной работы голосовых связок, а вместе с тем и нахождению высокой позиции звучания).
- «ДА, ДЭ, ДИ, ДО, ДУ» (работа над дикцией, поется на одном звуке ровно, стремясь к слитному унисону).
- «Мы шагаем вверх, мы шагаем вниз». (Пение поступенного восходящего и нисходящего движения мелодии. Также закрепляем навык продолжительного дыхания, равномерно распределяя фразы на «легато»).
IV. Работа над произведением.
А.Аренский «Расскажи, мотылек».
- Закрепить у детей умение одновременно начинать петь после вступления.
- Дыхание брать в конце фраз, по руке дирижёра.
- Работа над чистотой интонации, вслушиваемся в звуки, различаем высоту их звучания стараясь прийти к единому унисону.
- При пении с текстом добиваемся легкого звучания унисона, без крика и напряжения.
- Обратить внимание на правильное звукоизвлечение, округлость, полетность, объемность звука. Работа над унисоном в ансамблях и хоровом исполнении. В завершение – исполнение песни целиком без остановок.
V. Физкультминутка.
Читаем стишок, одновременно выполняя движения:
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота: — Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
VI. Работа над произведением.
Муз. Р.Ахияровой, сл. Р.Хариса «Кар бөртеге».
- Прослушать песню в исполнении преподавателя под аккомпанемент фортепиано и постараться пропеть ее «про себя».
- Произнести текст в ритме песни медленно, затем активно в темпе как скороговорку.
- При пении с текстом обратить внимание на дикцию. Согласные выговариваем быстро и четко.
- Добиваемся точного звучания начальных звуков песни на повторении, работа над чистотой интонации унисона на слог «ля» затем со словами текста.
- Слушая вступление, настроиться на характер песни.
VII. Подведение итогов. Задание на дом.
Подвести итоги работы учащихся на уроке. Выяснить, с каким понятием познакомились на уроке – пение в «унисон». Выделить наиболее активных детей. Поставить оценки за урок.
Задать учащимся задание на дом.