Открытый урок "Работа над унисоном в младшем хоре"

Самойлова Ольга Дмитриевна, Евстифеева Галина Борисовна

Формирование и развитие у обучающихся певческих навыков, освоение унисона (навыка унисонного пения); развитие музыкального слуха, образного восприятия музыки, творческого мышления и культуры пения у учащихся младшего школьного возраста через общение к музыкальному искусству; выработка навыков формирования певческого звука 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_rabota_nad_unisonom_v_mladshem_hore.docx27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

Работа над унисоном в младшем хоре

Открытый урок

                                         

                                                                                             Преподаватель высшей

квалификационной категории

                                                по классу хора

                                                                             Евстифеева Галина Борисовна,

Преподаватель первой

квалификационной категории

Самойлова Ольга Дмитриевна

2024 г.

План открытого урока

Преподаватели: Евстифеева Галина Борисовна, высшая квалификационная      

                                Категория, Самойлова Ольга Дмитриевна, первая квалификационная категория

Место работы: МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

 

Предмет: «Младший хор»

Класс (год обучения): учащиеся 2 класса (8 ОП)

Дата проведения урока: 17 октября 2024 года

Тема открытого урока: «Работа над унисоном в младшем хоре»

Тип данного урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся певческих навыков, освоение унисона (навыка унисонного пения); развитие музыкального слуха, образного восприятия музыки, творческого мышления и культуры пения у учащихся младшего школьного возраста через общение к музыкальному искусству; выработка навыков формирования певческого звука .

     

       

Задачи урока:

          Обучающие:

  • обучить овладению техникой пения в унисон;
  • раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта;
  • обучить легкой подачи звука, напевности;
  • обучение чистоты интонирования мелодии;
  • обучить начальным навыкам фразировки.

          Развивающие:

  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать певческий голос;
  • развивать музыкальный слух и память;
  • способствовать формированию интереса к музыке.

 

          Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • способствовать вовлечению учащихся в активную практическую деятельность.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой метод, метод активизации зрительного и слухового восприятия.

Методические материалы:

Литература:

  1. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. Школа хорового пения. Выпуск 2. -М., издательство «Музыка», 1987.
  3. М.А. Михайлова. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов: Академия развития, 2006.
  4. Н.Добровольская, Н.Орлова. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: "Музыка", 1972.

Оборудование урока: музыкальный инструмент, рабочий стол, CD-проигрыватель, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.

Этапы урока:

I. Организация начала урока.

II. Объяснение понятия «унисон».

III. Работа над вокально-хоровыми упражнениями.

IV. Работа над произведением.

V. Физкультминутка.

VI. Работа над произведением.

VII. Подведение итогов. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Приветствие. Психологический настрой учащихся, создающий комфортную обстановку в классе.

II. Объяснение понятия «унисон».

«Унисон» – это одновременное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. А теперь мы свами споём уже знакомые нам упражнения. Ваша задача: вы должны постараться произносить и петь распевки вместе, одновременно хором. И так как мы с вами поем пока в один голос, старайтесь, чтобы ваши голоса слились. Спойте, как один человек. Внимательно слушайте себя и друг друга, чтобы звучание было слаженное. И что при пении хором одноголосно, нужно обращать внимание на точное вступление, слушать не только себя, но и стоящих рядом детей, стараться чисто выпевать мелодию.

III.  Работа над вокально-хоровыми упражнениями.   

  • Интонирование гласного «У» по полутонам (при пении на гласном «У» раскрывается не только рот, но и глотка; вместе с тем растягивается мягкое небо, уплотняются стенки глоточного резонатора (прием «полузевка»). Упражнение исполняется «на улыбке», нижняя челюсть опускается достаточно низко, свободно, не зажато; следить за формированием высокой певческой позиции, дыханием – вдох мягкий через нос, как бы вдыхая «аромат цветка».
  • На слог «КУ» нисходящее движение на «стаккато» от пятой до первой ступени (легкое, четкое, краткое стаккато воспитывает навык активной, но без перегрузки певческой атаки; дети вернее и чище интонируют, когда звуки не связываются; упражнение исполняется на улыбке, при свободном открытии рта в целях выразительности исполнения, закрепляется навык плавного спокойного вдоха через нос).
  • Поступенное движение на «легато» в объеме квинты вверх и вниз на слог «КУ» (активизирует раскрепощение нижней челюсти, правильное формирование гласного «У», дыхание и атаку звука, нахождению верной работы голосовых связок, а вместе с тем и нахождению высокой позиции звучания).
  • «ДА, ДЭ, ДИ, ДО, ДУ» (работа над дикцией, поется на одном звуке ровно, стремясь к слитному унисону).
  • «Мы шагаем вверх, мы шагаем вниз». (Пение поступенного восходящего и нисходящего движения мелодии. Также закрепляем навык продолжительного дыхания, равномерно распределяя фразы на «легато»).

IV. Работа над произведением. 

 

А.Аренский «Расскажи, мотылек».

- Закрепить у детей умение одновременно начинать петь после вступления.

- Дыхание брать в конце фраз, по руке дирижёра.

- Работа над чистотой интонации, вслушиваемся в звуки, различаем высоту их звучания стараясь прийти к единому унисону.  

- При пении с текстом добиваемся легкого звучания унисона, без крика и напряжения.

- Обратить внимание на правильное звукоизвлечение, округлость, полетность, объемность звука. Работа над унисоном в ансамблях и хоровом исполнении. В завершение – исполнение песни целиком без остановок.

V. Физкультминутка. 

Читаем стишок, одновременно выполняя движения:

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота: — Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

VI. Работа над произведением.

Муз. Р.Ахияровой, сл. Р.Хариса «Кар бөртеге».

- Прослушать песню в исполнении преподавателя под аккомпанемент фортепиано и постараться пропеть ее «про себя».

- Произнести текст в ритме песни медленно, затем активно в темпе как скороговорку.

- При пении с текстом обратить внимание на дикцию. Согласные выговариваем быстро и четко.

-  Добиваемся точного звучания начальных звуков песни на повторении, работа над чистотой интонации унисона на слог «ля» затем со словами текста.

- Слушая вступление, настроиться на характер песни.

VII. Подведение итогов. Задание на дом.

 

Подвести итоги работы учащихся на уроке. Выяснить, с каким понятием познакомились на уроке – пение в «унисон». Выделить наиболее активных детей. Поставить оценки за урок.

Задать учащимся задание на дом.