Конспекты уроков музыки
Здесь вы можете просмотреть конспекты уроков музыки и призентации к ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balet_petrushka.docx | 32.05 КБ |
balet_petrushka.pdf | 570.64 КБ |
prelyudiya.docx | 33.67 КБ |
prelyudiya.pdf | 705.7 КБ |
opera_ivan_susanin.docx | 30.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 28.02.23 | Учитель музыки: Королева Г.Л. |
Школа № 89 | Руководитель практики: Шелепова Д.А |
Класс: 4 | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В |
Студентки 30 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Л.С |
Солоничик Лины |
Тема урока музыки: Балет «Петрушка»
Цель: Знакомство с балетом «Петрушка» через слушание произведений И.Стравинского «Народное гуляние», «У Петрушки»
Задачи:
Образовательная: Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление - музыкальных впечатлений.
Развивающая: Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки
Воспитательная: Воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: И. Стравинский Балет «Петрушка», сцена «Народное гуляние», «У Петрушки».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Итог урока
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дата: 28.03.23 | Учитель музыки: Королева Г.Л. |
Школа № 89 | Руководитель практики: Шелепова Д.А |
Класс: 4 | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В |
Студентки 30 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Л.С |
Солоничик Лины |
Тема урока музыки: «Прелюдия»
Цель: Формирование представления о понятии «Прелюдия», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена
Задачи:
Образовательная: Познакомить обучающихся с прелюдиями Рахманинова( До диез минор),Шопена (№7 и №20),разучить 1 куплет песни «Кто на свете всех добрее»
Развивающая: Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей; развивать музыкальную память, восприимчивость, эмоциональность;
Воспитательная: Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: С.В.Рахманинов (Прилюдия до диез минор),Ф.Шопен (Прилюдии № 7 и №20), «Кто добрее всех на свете» Слова и музыка Людмилы Мельниковой.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Итог урока
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1. | Организационный момент | 4 мин | - Здравствуйте, ребята. Так как мы с вами находимся в музыкальном классе, предлагаю поздороваться соответствующе. (Музыкальное приветствие) Сейчас я раздам вам листочки с вопросами, для того что бы закрепить полученную информацию прошлого урока. На выполнение задания, вам дается 4 минуты. Ваше задание на следующий урок. Написать мини-сочинение (4-5 предложений) на тему: «Что для вас значит слово Родина» | - Здравствуйте. (Музыкальное приветствие) | ||||||||
2. | Организация исполнительской деятельности | 13 мин | - Сегодня мы с вами разучим песню, про наших любимых учителей. А называется она, «Кто на свете всех добрее» - Предлагаю вам выучить ее. Встаем со своих мест. - Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить. - Послушайте 1 предложение. (Пою) - Давайте попробуем вместе. - Послушайте далее. (Пою) - Попробуем вместе. - Давайте попробуем спеть весь куплет. - В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте. (Пою) - Давайте повторим. - Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова! - Молодцы, на следующем уроке продолжим работу над песней
| Слушают Поют Слушают Поют Поют 1 куплет Слушают Поют Поют под минус | ||||||||
3. | Организация слушательской деятельности | 14 мин | На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новым музыкальным жанром. И тема сегодняшнего урока «Прелюдия» Какие цели урока мы можем выделить? - Верно! Давайте предположим, что же такое прелюдия. Если мы разберем это слово, то можем догадаться, что прелюдия исполняется перед более крупным произведением. Прелюдия – музыкальное произведение, исполняемое перед более значимым произведением. Прелюдия возникла еще в середине пятнадцатого века. Изначально она была небольшим музыкальным (обычно инструментальным) вступлением к более крупному сочинению. Опытные музыканты зачастую вместо заранее подготовленной прелюдии предпочитали импровизировать. - Прелюдия написал Сергей Рахманинов в 19 лет. О ней он говорил следующее, «Меня вдохновляло желание создать, что - то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы от нее отделаться, если бы даже попытался. Она должна быть – и она стала». - Сергей Рахманинов русский композитор, пианист, родился в 1827 года. Был необычайно одаренным пианистом, обладал удивительной памятью и феноменальным музыкальным слухом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Умер в 1943 году, оставив после себя богатейшее музыкальное наследие. - И так ребята, что вам запомнилось из биографии? - Какая может быть музыка? (грустной, мрачной, веселой, быстрой, медленной). -Запишите в тетради С. Рахманинов прелюдия «До, Диез, минор». -Сейчас вы прослушаете прелюдию, и после прослушивания, охарактеризуете ее. Первое слушание - И так ребята, какое настроение передает нам это произведение? - Слышная ли надежда в этом произведении? - Предположите, сколько частей в этом произведении? Сейчас вы еще раз прослушаете прелюдию Рахманинова и узнаем, кто был прав. 2 слушание - На сколько частей, условно ее можно поделить? -Какой будет первая часть? - Вторая часть? -Третья часть? Верно ребята, слушатель должен быть взволнован, возбужден и успокоен, такое предназначение своей Прелюдии видел Сергей Рахманинов. Вы верно определили ,в этой музыке три части, и мы можем сделать вывод. Форма музыки: трёхчастная. -Как вы думаете, почему именно трехчастная форма прелюдии? - Композитор очень тосковал по своей Родине, во многих его произведениях слышна тоска по России, ее просторам и природе. - Продолжаем знакомится с жанром прелюдии послушаем Прелюдию Шопена№7. Какие чувства вызывает эта музыка? Слушание 1 Прочитайте строки из письма Ф.Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...» Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора? Прочитайте письмо до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…» Слушание 2 - Совпадают ли ваши высказывания о чувствах, вызванных этой музыкой, с теми чувствами о которых мы узнали из письма Шопена? -Сейчас я предлагаю послушать прелюдию №20 и сравнить, ее с ранее прослушанной прелюдией № 7.Что общего между ними? Слушание 1 Что вы можете сказать об этой музыке? Как вы думайте, в музыке происходит такое то развитие? Так называется понятие. Развитие музыкального образа. - Каждое произведение Шопена-это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Я предлагаю вам послушать еще раз и предположить, что же чувствовал композитор во время написания прелюдии. Слушание 2 Какие чувства у вас возникли при прослушивании? Как вы думайте, с помощью чего композитор выразил тоску, грусть? - Дополнить ваше музыкальное впечатление хочу такой информацией. «В Польше вскоре после освобождения страны от гитлеровского гнета был поставлен фильм «Варшава». И кадры, в которых разворачивалась панорама руин великого города, проходят в этом фильме под звуки двадцатой прелюдии. Удары ее погребальных аккордов производят здесь особенно страшное впечатление. Впечатление это не ослабевает и тогда, когда звучность постепенно стихает, а на экране в это время видны груды догорающих фолиантов, пепел которых далеко разносит ветер. И видно, авторы фильма чутко постигли, что двадцатая прелюдия Шопена навсегда осталась гениальнейшим выражением народной скорби. Именно так и была она задумана композитором.» | -Был пианистом, обладал хорошим музыкальным слухом, прожил за рубежом ,но чувствовал себя русским. - Мрачное, грустное, тоскливое, спокойное -Да - 3 3 Спокойной Быстрая, ритмичная. Мрачная, как исход события. - в начале происходит завязка события, потом идет решение этого события и под конец, успокоение). -Родина
Тиска, уныние, разочарование. С помощью отдельных звуков(Аккордов) | ||||||||
4. | Итог урока | 4 мин | Сегодня мы познакомились с жанром «Прелюдия» - Музыку, каких композиторов мы сегодня послушали на уроке? - В чем сходство судеб этих двух композиторов С.Рахманинова и Ф.Шопена? - Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов? Вы большие молодцы! Спасибо за урок! (Музыкальное прощание) | Рахманинов, Шопен - Жили в России -Грусть,тоска по родине. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дата: 24.01.23 | Учитель музыки: Королева Г.Л. |
Школа № 89 | Руководитель практики: Шелепова Д.А |
Класс: 4 | Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В |
Студентки 30 группы | Преподаватель вокала: Муталиева Л.С |
Солоничик Лины |
Тема урока музыки: Опера «Иван Сусанин»
Цель: Расширение знаний об опере «Иван Сусанин» через слушание музыкальных фрагментов.
Задачи:
Образовательная: Познакомить обучающихся со 2 и 3 действием оперы, прослушать произведения – 2 действие «Бал в замке польского короля» - полонез, мазурка, 3 действие - «За Русь мы все стеной стоим», дать знания терминов (Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст, конфликт), разучить 1 и 2 куплет песни «Дорогою добра»;
Развивающая: Развивать музыкально-творческие способности, умения и навыки у обучающихся в слушательской , исполнительской деятельности;
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся музыкально-эстетические чувства, любовь к музыке.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.
Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.
Музыкальный репертуар: М.И.Глинка «Бал в замке польского короля» (2 действие), «За Русь мы все стеной стоим» (3 действие), песня «Дорогою добра» слова: Ю.Энтина, музыка: М.Минкова.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Итог урока
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1. | Организационный момент | 4 мин | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально. (Музыкальное приветствие) На доске вы видите группы инструментов симфонического оркестра и сами инструменты. Наша задача, соотнести группы с инструментами. (Выполняют задание) Вы большие молодцы! У нас получилось. | - Здравствуйте. (Музыкальное приветствие) (Смотрят на слайд) | ||||||||
2. | Организация исполнительской деятельности | 13 мин | - Сегодня мы с вами отправимся в дорогу, а сопровождать нас будет песня. (Слушают песню «Дорогою добра») - Ребята, вам понравилась песня? - Предлагаю вам выучить ее. Встаем со своих мест. - Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить. - Послушайте 1 предложение. (Пою) - Давайте попробуем вместе. - Послушайте далее. (Пою) - Попробуем вместе. - Давайте попробуем спеть весь куплет. - В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте. (Пою) - Давайте повторим. - Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова! - Молодцы, на следующем уроке продолжим работу над песней
| - Да! Слушают Поют Слушают Поют Поют 1 куплет Слушают Поют Поют под минус | ||||||||
3. | Организация слушательской деятельности | 14 мин | - Наша «Дорога добра» привела к зданию. Кто может сказать, как оно называется? - Верно. Сегодня в состоится знакомство с оперой «Иван Сусанин», а написал ее Михаил Иванович Глинка. Может быть кто-то помнит, что-нибудь о композиторе? Глинка Михаил Иванович (1804—1857) основоположник русской классической музыки, он написал первую русскую оперу. Композитор мечтал — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. В 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя», с которой мы познакомимся. Кто помнит сюжет этой оперы? Опера рассказывает о событиях, которые происходили 400 лет назад, когда польские войска напали на Русь и захватили столицу нашей Родины – Москву. - А кто такой Иван Сусанин? - Иван Сусанин - реальный человек, обычный крестьянин, совершивший подвиг в 1613 году. И жил он в Костромской области в селе Домнино. Польский отряд в зимнюю метельную ночь ворвались в избу Ивана Сусанина и потребовали проводника, который бы отвел их к царю. За услуги проводника польские вояки предлагали сначала деньги, а затем пригрозили смертью всей семье. Сусанин понял, что так просто поляки не уйдут из деревни. И тогда он принял непростое для себя решение – ценой собственной жизни погубить врагов. Сусанин завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам. Так ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников! - В основу оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинка взял этот исторический факт. - Сегодня на уроке мы познакомимся со II действием оперы "Иван Сусанин", которая называется "Бал в замке польского короля". Композитор через польские танцы раскрывает характер поляков, а русский народ песнями. Т. е перечислил музыкальные образы. Запишите понятие в тетрадь. Музыкальный образ - совокупность музыкально-выразительных средств, построения, стиля, самого характера музыки - Композитор отвел целое действие для польского народа, которое называется «Бал польского короля». Во 2 действии поляки уже танцуют, празднуют свою победу, хотя сами еще ничего не добились. - На балу польского короля звучат 4 танца, торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. - Сейчас мы с вами послушаем несколько из этих танцев. В замке польского короля, полонезом открывается бал, заканчивается же он танцем под названием мазурка. Запишите понятие к себе в тетрадь. Полонез - Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. - Полонез это танец-шествие из оперы, поэтому поляки поют, а вот что поют, определите вы! (Варианты текста на слайде) Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война! Мы скоро покончим с холопской Москвою! Грозою стоим мы над русской землею! Мы шляхта! Мы Польша! И всех мы сильнее! Или: Гибель близка! В плену там отряд наш Сидит без еды в теремах. Гибель близка! Ужель весь отряд наш Погибнет в московских снегах? (Первое слушание) -Как музыка подтверждает ваш выбор? Какого она характера? Попробуйте охарактеризовать поляков. - Поляки какие? - Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска? - М.И. Глинка взял танец полонез для характеристики поляков и в этом ему помогает ритм, мелодия танца. Мы продолжаем знакомство с танцами на балу. -Как назывался последний танец 2 действия оперы? Запишите это понятие к себе в тетрадь. - Мазурка - это польский народный танец, горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. (Первое слушание) Мазурка – танец польский, но закончить его гости не успели, в это время ворвался в зал гонец и сообщил всем гостям какую-то весть. Послушайте, и скажите, хорошую или плохую новость принес гонец. (Второе слушание) Почему вы думаете, весть плохая? Как изменилась музыка? Вы правы, гонец сообщает…. Весь русский народ на поляков восстал. Фортуна грозит нам бедою. А гости вторят ему: Гибель близка! В плену там отряд наш Сидит без еды в теремах. Гибель близка! Ужель весь отряд наш Погибнет в московских снегах? Польскую честь надо спасти! Не лучше ль войска увести? - Итак, что же происходит, после того, как гонец сообщает плохую весть? - Верно, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков. - Как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве? - А сейчас подумайте, поляки - захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам? - М.И.Глинка не скрывал и не прятал качеств польских захватчиков. Высокомерные поляки, уверенные в своей непобедимости, предвкушают скорую победу над Россией! - И так, заканчивается второе действие оперы. Следующее действие происходит в доме Сусаниных. Оно начинается с торжества, т.к происходит подготовка к свадьбе дочери Ивана (Антониды). Неожиданно врываются поляки и требуют, чтобы Иван Сусанин показал место, где скрывается Минин. Сусанин сделал вид, что готов выполнить их просьбу, а сам тайно отправил Ваню к Минину, предупредить об опасности. Поляки уводят Сусанина из дома. В этот момент происходит завязка сюжета оперы. В литературных произведениях можно увидеть пролог, завязку, кульминацию и т.д., а М.И. Глинка сумел отразить это в музыке, что называется музыкальной драматургией. Запишите понятие к себе в тетрадь. Музыкальная драматургия – это отображение в музыке драматических событий с передачей соответственных чувств, таких как: тоска, боль, отчаяние, грусть, переживание. - Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из 3 действия «За Русь мы все стеной стоим» Сцена с поляками. (Первое слушание) Какая музыка по характеру? Как вы думайте, в этой музыке есть что-то схожее с танцами поляков? Интонации какого танца вы услышали? Сейчас мы с вами послушаем еще раз. И вы мне скажете, какой танец вы услышали. (Второе слушание) Правильно! Музыка полонеза характеризуется тем, что в дом к Ивану Сусанину вошли поляки. Полонез звучит воинственно, временами угрожающе. Ребята, как вы думайте, музыка русского и польского народа в опере отличается? Почему вы так считайте? Верно! М.И. Глинка использовал в своей оперной музыке прием под названием контраст. Запишите пожалуйста понятие в тетрадь. Контраст — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. | - Театр оперы и балета -Отвечают про композитора - Рассказывают сюжет - Крестьянин Записывают Записывают (Выбирают первый текст) Яркая, уверенная, победная. - Хвастливые - Подвижность, обрывистость Записывают - Плохая, музыка изменяется, становится тревожной
- Поляки идут на русских - Что бы показать какие они хвастливые Показать красоту национальной музыки поляков Записывают
Полонеза, мазурки -Да ,у русских- песни, поляки-танцы Записывают | ||||||||
4. | Итог урока | 4 мин | Запишите домашнее задание. Найти 5 интересных фактов, об опере «Иван Сусанин». Ребята, о какой опере мы сегодня с вами говорили? Какие народы сражались между собой в опере? Какие произведения мы сегодня послушали? Молодцы, посмотрите на слайд, какие понятия встречались нам сегодня на уроке? (Много понятий на слайде) Наш поход в театр прошел успешно! Но, к сожалению, нам пора прощаться. Музыкальное прощание (мажорное трезвучие) со словами до свидания! | (Ответы детей) (Ответы детей) |