Главные вкладки
Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала
Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе «Преподавание музыкальных дисциплин (вокал, сольное пение, хор)»
Автор: Каракозиди Александр Дмитриевич педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова Байконур 2019 г.
Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебноговоздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала | 28.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала
Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе «Преподавание музыкальных дисциплин (вокал, сольное пение, хор)»
Автор
Каракозиди Александр Дмитриевич
педагог дополнительного образования
ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова
Байконур 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие стр. 3
Методы вокалотерапии стр. 5
Дыхание стр. 8
Итог стр. 9
Список используемой литературы стр.10
Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала
Каракозиди Александр Дмитриевич –
преподаватель эстрадного вокала
Петь любят все. Маленькие дети с удовольствием придумывают «песни» на ходу или подхватывают мотив, не особо задумываясь о попадании в мелодию. Взрослые чаще всего стесняются, боясь показать отсутствие талантов в этой области, и напрасно: пение очень полезно для здоровья. О том, что занятия вокалом положительно влияют на организм, врачи догадывались еще в античные времена. В последние десятилетия большинство таких предположений получило научное подтверждение. Оздоровление печени, лечение болезней дыхания, защита от стресса и.т.д.
Вполне весомые аргументы для мотивации занятия вокалом и выбора профессии вокалиста.
Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного
воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке».
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих
народов для борьбы с самыми разнообразными недугами. К примеру, в
Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор
рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства.
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее
естественное состояние. Поэтому, работа со звуком (его силой, долготой,
высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к
качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени
обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием
личности человека.
Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессий (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечнососудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Каждый из нас с рождения обладает совершенным терапевтическим
аппаратом, одной из функций которого является резонанс. Этот аппарат – наш голос, который всегда вибрирует, когда звучит (при разговоре, пении, шепоте). Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых, а лучше
пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних
цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их
помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука
отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.
Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций
музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их
пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой
специфической области вокалотерапии будут следующими:
- звук «А»– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь,
- немедленно вызывает расслабление;
- звук «И» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную
- деятельность, «прочищает» нос;
- звук «О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует
- устранению проблем с сердцем;
- звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание,
- стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;
- звук «М» – снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;
- звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга;
- звуки «Ц», «К», «Щ», «И», «Ы» – лечат уши;
- звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;
- звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.
- Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания,
так называемые «мантры». В частности, созвучие:
- «ОМ» – снижает кровяное давление;
- «АЙ», «ПА» – снимают боли в сердце;
- «АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют речь;
- «УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма отработанных
веществ и негативной энергии.
Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и
является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение – это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная
мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость
легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим
организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться,
справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание
стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от
заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление,
избавляет человека от многих болезней. Работая над дыханием, мы занимаемся так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, известной далеко за пределами нашей страны. Ее результаты по-истине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный
голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых проблемах, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях. Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях – позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов.
Итак, подведем итоги. Пение – это универсальное средство лечения,
поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм в целом. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам.
Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в
течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное
воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Вокалотерапия является исключительно эффективным
антистрессовым средством.
Суммируя все сказанное, можно назвать пение своеобразной
«здоровьесберегающей технологией», ведь оно не только поддерживает
здоровье человека, но и укрепляет его, полностью соответствуя определению. На своих занятиях я использую определенные дыхательные и
голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач,
решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть,
например:
- элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
- упражнения для развития артикуляционного аппарата –
- скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная
- гимнастика;
- интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна.
Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена
величайшая профилактика старости и многих заболеваний.
Список используемой литературы
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика
Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. /
В.В. Емельянов. – СПб.,2010.
3. Карпова Т.А. Звукотерапия;-__Ґі___–. В кн.: Энциклопедии традиционной
народной медицины / Т.А. Карпова – М., 2002.
4. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/
Ю.С. Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
5. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е
изд. / М.Н. Щетинин. – М.,